Влияние предметно-развивающей среды на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности.

Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений [2].

В старшем дошкольном возрасте на первый план выступают задачи интеллектуально-познавательного развития детей, и осуществляется специальная подготовка к обучению в школе.

Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

В возрасте 5-6 лет происходит формирование личности ребенка, которое проявляется в самовыражении, самоуважении, личностном росте.

Задачи данного возраста:

- учить детей правильно оценивать свои силы и возможности, осознанно и самостоятельно пользоваться определенным объемом знаний и умений;

- учить помогать взрослым поддерживать порядок в группе, самостоятельно раскладывать материалы для занятий;

- учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за объектами природы;

- продолжать развивать творчество и инициативу, самостоятельность и ответственность;

- продолжать развивать устойчивость, распределение, переключаемость, внимание;

- развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи, звуковую сторону речи;

- развивать воображение, активизировать его;

- воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

- воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года.

Учитывая эти задачи, в нашей группе организована предметно - развивающая среда, которая требует от ребенка постоянного проявления самостоятельности.

Среда в группе включает традиционные и инновационные компоненты.

Для трудовой деятельности вместо леек изготовили, используя пластиковые бутылки, емкости разных размеров с нанесенной шкалой, которая позволяет детям самостоятельно определять количество воды для полива растений.

Горшки для фиалок заменили заварочными чайниками. Выглядит эстетично и очень привлекательно, дети самостоятельно и с удовольствием ухаживают за растениями, без напоминаний.

Для двигательной активности большинство атрибутов и снарядов разместили в карманах панно "Клоун - Торопыжка". Яркость и эстетичность добавляет эмоциональный компонент этому панно.

В центре конструктивной деятельности мы разместили фланелеграф и набор геометрических фигур разной величины для сохранения в схематичном виде построек.

Также нами был изготовлен " Домик для Барби" из потолочной плитки. Для создания интерьера комнаты, моделирования мебели используем разные виды конструкторов и бросовый материал (например: шкаф из коробки с крышкой, кровать - коробка из под чая, "горка" - из футляра для посуды). Домик наш мобильный, так как участвует в сюжетно-ролевых играх: "Дом", "Семья", а так же в режиссерской игре "Зоопарк", "Гараж".

Для театрализованной деятельности сделали ширму "Кукольный театр" с учетом роста детей, что позволяет находиться ребенку не в статичном положении сидя, а двигаясь. Ширма может быть использована одномоментно несколькими группами детей (три окошка для демонстрации).

Развивая умение раздеваться и одеваться быстро, используем часы-таймер, что приучает детей к умению соотносить время с самостоятельными действиями.

Для развития общения используем игру "Почта", чтобы объединить детей в группы для занятий какой- либо деятельностью, учитывая их общие любимые увлечения. Почтальон передает "говорящие открытки" детям и обязательно находятся дети, которых заинтересовал предложенный вид деятельности. "Говорящие открытки" могут быть открытками символами.

При создании среды мы руководствуемся принципами ее построения в дошкольных учреждениях:

принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Он позволяет приблизиться к позиции ребенка, а ребенку "подняться" до позиции взрослого. Я опосредованно вхожу в игру (игра "телефон").

принцип активности, самостоятельности, творчества. Для этого организовываем среду так, чтобы она могла изменяться в зависимости от сформированности одного из этапов самостоятельности (дети научились организовывать пространство для игры "путешествие", вносим новые атрибуты, а затем расширяем сюжет).

принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в группе мы организуем таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности (соседство конструктивного центра с сюжетно-ролевым, использование пространства конструктивного центра для двигательной активности. В тоже время в группе оборудован физкультурный уголок, который не пересекается с другими зонами).

принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, мы создали уголок "Утешения" в который поместили мягкие игрушки, напоминающие детям о доме. В нем мы можем тихонько беседовать с ребенком, рассматривать домашние фото, читать любимые произведения, уединяться от шума и гама.

Рассматривая проблему самостоятельности и влияние на нее предметно-развивающей среды, мы определили основные направления совместной деятельности взрослых в семье и ДОУ.

Приложение.

Таблица 1

В семье В ДОУ
Исходя из материальных возможностей семьи, приобретать или мастерить самим разнообразные игры и игрушки для ребенка, из которых можно самостоятельно сделать выбор нужного в данный момент.

Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек.

За неимением места для длительной демонстрации - "праздновать результат" (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т.п.), и только после этого убирать игрушки и детали на место.

Тактично, но не навязчиво предлагать помощь в создании игровой среды "Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?". Отказ ребенка от предложенной помощи воспринимать как должное "Конечно, тебе виднее, но если тебе что- то понадобится, то я буду рада тебе помочь". Все последующие обращения ребенка расценивать как выражения доверия и уважения за проявленные взрослым деликатность и такт.

Консультировать родителей по вопросам приобретения игр и игрушек, взаимодействие взрослого и ребенка в условиях семьи (Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные материалы для изготовления поделок или рисования").

Создать всевозможные варианты хранения детских построек, конструкций в группе.

Выражать одобрение, восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх ("Какой ты молодец (умница), как тебе удается все это самому придумать?").

Своим тактичным поведением, искренностью проявлений стремиться заслужить уважение детей.

 Созданная нами развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

Список литературы.

  1. Букина Н.Н. О РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
  2. Дошкольная педагогика №2. - С-Пб., 2007.
  3. Головин С.Ю. СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА. - Минск, 1997.
  4. Гуськова Т. ЧТО ТАКОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК. Дошкольное воспитание №11. - M., 1998.
  5. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И СЕМЬЯ. - М., 2001.
  6. Иванова Э.В. В ПОИСКАХ РАДОСТИ СЕМЕЙНОЙ ГАРМОНИИ, Дошкольные воспитание №4 - М., 1990.
  7. Кирьянова Р.А. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ, Дошкольная педагогика №1. - С-Пб., 2005.
  8. Лебедь Н. САМОСТОЯТЕЬНОСТЬ: КОГДА И СКОЛЬКО, Аистенок №4 . - М., 2006
  9. Марецкая Н.И. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ. Дошкольная педагогика №3. - С-Пб., 2005.
  10. Рыжова Н.А. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. -М., 2003.
  11. Степанова С.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. - М., 1996.