Реализация программы "Одаренные дети" в МОУ СОШ № 100 города Ижевска — решение задачи оптимизации учебно-воспитательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Основной стратегической целью Программы развития средней общеобразовательной школы №100 города Ижевска является повышение качества обучения и воспитания через создание условий для творческой самореализации и сохранения здоровья ученика и учителя.

Наряду с такими задачами Программы развития, как:

– повышение качества образования на основе обновления инновационного содержания и технологий обучения;

– cпортивноориентированное физическое воспитание – здоровьеформирующая технология;

– повышение эффективности управления в учреждении;

– школа ставит одной из приоритетных задач:

– оптимизацию учебно-воспитательного процесса для реализации программы “Одаренные дети”.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме. Самое главное не пропустить таких детей, заметить, развить их способности и вывести на правильный путь. Одаренными и талантливыми детьми мы называем тех, которые демонстрируют высокие достижения деятельности в одной или нескольких сферах:

– интеллектуальной;

– в сфере творческо-продуктивного мышления;

– в сфере академических достижений;

– общения и лидерства;

– художественной деятельности;

– двигательной.

Решение задачи “Оптимизация учебно-воспитательного процесса – реализация программы “Одаренные дети”” обеспечивается путем выполнения программных мероприятий по следующим направлениям:

– создание единого воспитательного пространства для целенаправленного развития личности;

– создание образовательной среды, благоприятной для интеллектуального и личностного развития одаренных детей, развитие альтернативных форм образовательной деятельности, совершенствование олимпиадного движения;

– использование высокоэффективных технологий обучения и воспитания: технологий проектного, исследовательского обучения, развития критического мышления, технологии развития рефлексивных способностей, как части общих интеллектуальных способностей;

– создание условий для модернизации содержания образования и изменений в образовательных технологиях путем укрепления учебно-материальной базы;

– развитие культурологического компонента основного и дополнительного образования, как основы для формирования интеллектуальной и духовной личности учащегося;

– повышение информатизационной культуры педагогов, как части их общекультурной, профессиональной компетентности.

Школа располагается в типовом здании, построенном в 1999 году. В текущем учебном году в школе обучается 1200 учащихся в 49 классах-комплектах. В школе имеются 35 учебных кабинетов, актовый зал, столовая, библиотека, мастерские, два спортивных зала, зал хореографии, бассейн. Оборудован пришкольный спортивный комплекс, состоящий из футбольного поля, игровых площадок, студия звукозаписи. Действуют кабинеты медицинской, психологической, логопедической и других служб.

В образовательном учреждении действует широкая сеть кружков, клубов, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. В учебно-воспитательной работе с учащимися используются возможности расположенных недалеко от школы городских культурно-спортивных учреждений, таких, как библиотека, Центр детского творчества, кинотеатр. Сотрудничество происходит с Удмуртским Государственным университетом, Медицинской Академией, Республиканским эколого-биологическим центром, городским Дворцом Творчества юных.

В школе работает сплоченный, профессионально компетентный коллектив педагогов. Образовательный процесс осуществляют 115 педагогов, в том числе 19 специалистов, привлеченных по совместительству, из которых 1 кандидат наук и 2 аспиранта. Из 95 педагогов имеют высшее образование – 85, среднее специальное – 9. 24 педагога школы имеют отраслевые награды.

В 2005 году наше образовательное учреждение получило статус спортивно-эстетического профиля. В школе развиваются направление спортивно-оздоровительной работы и эстетическое направление, открыты различные спортивные секции, создано 9 спортивных классов, с уклоном на футбол и 8 эстетических классов.

Все больше учащихся вовлекается в движение Всероссийской олимпиады школьников:

Учебный год

Количество участников во II этапе (районном)

Количество победителей II этапа (районного)

Количество участников в III этапе (Республиканском)

Количество победителей III этапа (Республиканского)

Количество победителей Российского этапа

2007-2008

98

12

1

1

 

2008-2009

106

19

4

1

1

2009-2010

114

23

9

итогов пока нет

итогов пока нет

Кроме того, учащиеся школы участвуют в различных городских, республиканских и региональных олимпиадах. Активизировалась работа и в заочной олимпиаде “Познание и творчество” (г. Обнинск) в рамках движения “Юность, наука, культура”. По итогам 2008-2009 учебного года Президиум Общероссийской Малой академии наук “Интеллект будущего” присудил нашей школе звание ЛАУРЕАТ Национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России” в Российском заочном конкурсе “Познание и творчество”. Это звание присуждается учреждениям, коллективы которых подготовили свыше 50 Лауреатов Российского заочного конкурса “Познание и творчество”.

Учащиеся школы принимают участие в массовых конкурсах, проводимых общественной организацией “Другая школа”. Активно участвуют в конкурсах: “Русский медвежонок”, “Зимние интеллектуальные игры”, “Золотое руно”, “Кенгуру”, “КИТ”, “Британский бульдог”. Учащиеся школы приняли активное участие в Пермском Всероссийском предметном молодежном чемпионате. Этот вид работы позволяет раскрыться учащимся, не достигнувшим по каким-либо причинам успехов в учебе, но обладающих яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Творческий потенциал педагогического коллектива позволяет ему участвовать в научной, инновационной и опытно-экспериментальной работе. В настоящее время “технологизация” обучения отражает стремление педагогов к достижению качественных результатов. Одним из современных подходов к организации учебного процесса является личностно-ориентированное обучение. Его задача – помочь каждому ребенку совершенствовать свою индивидуальность. Поэтому основным направлением “технологизации” становятся те приемы и методы обучения, которые развивают познавательные способности детей.

Цель работы научного общества “Омега”, в котором работают учителя и учащиеся четырех лабораторий различной направленности является создание системы обучения и воспитания, которая позволит реализовать индивидуальные образовательные маршруты учащегося, отражающие его интересы, возможности и потребности, через творческую образовательную среду.

В результате работы по организации научно-исследовательской деятельности способных учащихся в соответствии с их научными интересами проводятся школьные научно-практические конференции. Темы исследовательских работ разнообразны и представлены на самом высоком уровне. Лучшие были направлены на районную и республиканскую научно-практическую конференции. Кроме того, работы участвуют в заочных и очных турах конкурса “Юность, наука, культура” (г. Обнинск).

В 2007-2008 учебном году дан старт новому инновационному проекту “Спортивноориентированное физическое воспитание – здоровьесбергающая технология общеобразовательной школы №100 г.Ижевска”. Научный руководитель – к.п.н., доцент кафедры ТОФК Удмуртского Государственного Университета Северюхин Г.Б. Цель эксперимента: освоение спортивноориентированной формы физического воспитания, основанной на новейших данных теории и методики физического воспитания и спорта, по созданию условий для формирования у школьников устойчивой потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового стиля жизни, с учетом индивидуальных интересов и возможностей.

Школа является городской экспериментальной площадкой по теме: “Портфолио, как метод активизации учебной деятельности школьников”, научным руководителем работы является аспирант Удмуртского Государственного Университета, учитель английского языка Титова И.Н. Цель эксперимента: выявить и научно обосновать педагогические условия активизации учебной деятельности школьников на основе метода портфолио и опытно– экспериментальным путем проверить эффективность их реализации. При реализации данного проекта учителями школы формируется сборник работ “Активизация учебной деятельности школьников на опыте работы педагогов МОУ СОШ №100 г. Ижевска”.

Кроме того, мы участвуем в экспериментальной деятельности, по “Разработке модели оценки качества труда классного руководителя, как механизма материального и морального стимулирования, его эффективности, в связи с переходом на новую систему оплаты труда”, проводимой в городе под руководством Созонова В.П., доцента кафедры воспитания и дополнительного образования ИПК и ПРО Удмуртской Республики.

В образовательном учреждении действует широкая сеть кружков, клубов, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности школьников. В 47 объединениях занимаются 1065 школьников, что составляет 89 % учащихся. Создана обширная система дополнительного образования, которая включает в себя следующие направления, реализующие программу “Одаренные дети”:

– художественно-эстетическое;

– научно-техническое;

– спортивно-оздоровительное;

– туристско-краеведческое;

– культурологическое;

– социально-педагогическое;

– военно-патриотическое;

– естественнонаучное.

В сентябре месяце ежегодно проводится ярмарка Дополнительного Образования, где ребята могут выбрать кружок по интересам.

Внеклассная образовательная деятельность выступает для учащихся как способ овладения целостной моральной, трудовой, эстетической культурой современности и культурной традицией. Внеклассная образовательная работа становится поприщем творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта.

В условиях экономической нестабильности и остроты социальных проблем вопросы социальной защиты обучаемых приобретают особое значение. Руководствуясь задачами психолого-педагогического сопровождения, в школе создана и работает социально-психологическая служба для создания условий гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения.

К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной научно-методической поддержки усилий педагогов в совершенствовании образовательной деятельности, благоприятной нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников школы.

В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии учебного заведения:

– существенно возросла конкурентная способность образовательного учреждения;

– стал более эффективным процесс содействия развитию личности учащихся, формированию их познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;

– наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся, их родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе;

– значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной и системной;

– постепенно формируется “лицо” Школы с неповторимыми и индивидуальными чертами.

Однако, в содержании и организации образовательного процесса в школе не все устраивает педагогов, учащихся и родителей. К числу проблем и недостатков в учебно-воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества следует отнести:

– постепенно стареющий педагогический коллектив (средний возраст 41 год, за счет молодежи, которая пережидает трудности экономического кризиса в школе);

– недостаточная оснащенность школы современной техникой;

– недостаток финансовых средств.

Педагогический коллектив ведет большую работу на чистом энтузиазме, а это приводит к необходимости привлекать финансовые средства родителей.