Урок литературного чтения во 2-м классе. С.Иванов. "Каким бывает снег"

Разделы: Начальная школа


Художественная задача урока: помочь детям открывать "тайны неизвестного" через чтение произведений художественной литературы.

Цели урока:

  • развивающий аспект: развивать речь учащихся; умение анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения;
  • воспитательный аспект: воспитывать интерес к родной природе; вызывать интерес у школьника к содержанию произведения;
  • познавательный аспект: формировать общеучебные умения осознанного, правильного и выразительного чтения, подготовка к пересказу.

Оборудование:

  • "Начальная школа ХХI века", Вентана Граф, 2 класс,
  • 1-я часть учебника " Литературное чтение", стр.127-130,
  • Рабочая тетрадь № 1 "Литературное чтение", стр.57,
  • музыка П.И.Чайковского "Времена года"; музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель",
  • презентация; выставка книг с произведениями о зиме.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку
Он всё время занят делом.
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег)

СЛАЙД №2

- Что можете рассказать про снег?

- Давайте же отправимся в путешествие в снежное царство и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, внимательный взгляд натуралиста, зоркий - художника и пусть будет вместе с нами яркое образное слово писателя. СЛАЙД №3

/На фоне пьесы "Тройка" (музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель") учитель читает отрывок из "Разговора о снеге" Б.Петрова/:

:Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега: Белы снега, снегурка, снежень, снеговик: снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами:

Снег ты наш, снежище, снежок: снега во всю Россию.

III. Постановка УЗ. СЛАЙД №4

- Прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Кто его автор? Что мы должны узнать сегодня, путешествуя в снежное царство?

- А разве может быть снег разным?

- Какой человек может об этом знать?

- А каким увидел снег автор, мы узнаем сегодня на уроке.

Если трудный вопрос
Для тебя не проблема,
Если ты изыскатель
И рвёшься вперёд,
Встреча с новым писателем
Ждёт непременно,
Радость новых открытий
Урок принесёт.

И не зря девизом нашего урока стали эти замечательные слова: "Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще:".

И наша задача на уроке - научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными.

IV. Первичное знакомство с текстом.

1. Учащиеся читают по "Звуковому ориентиру" произведение на стр.127-130

- К какому жанру можно отнести это произведение? Сколько в нем частей?

- А почему четыре части?

V. Работа с текстом во время чтения.

1. - О каком снеге говорится в первой части произведения? (самый первый - октябрьский) В каком месяце выпал самый первый снег? СЛАЙД №5

- Докажите предложением из текста.

- Что узнали о первом снеге? Какой он? Прочитайте.(робок и тих; ложится для красоты; белый и лёгкий)

- Что значит "озимое поле"? (подсказка - стр. 130) СЛАЙД №6

- Обратите внимание, как описывает автор небо и поле. (Небо серое, а поле сияет) За счет чего озимое поле сияет? (Эффект блеска, сияния создает влажна поросль озимых)

2. Прочитайте первый абзац второй части и скажите о каком снеге говорится?

- Каким же увидел автор январский снег? (силен и спокоен, тяжелым одеялом; гнет деревья) СЛАЙД №7

- Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке? (В этом месяце много снега - проваливаешься.)

3. Прочитайте второй абзац этой части молча. Подчеркните слова, которыми автор передает восхищение зимним днем. СЛАЙД №8

4. Самопроверка

- Сумел ли автор и нам передать свои чувства?

5. Выразительное чтение отрывка

- С чем автор сравнивает солнце? (с лампочкой) Снег? (с одеялом) Поле? (с болотом)

- Обычно про январский снег в солнечный день говорят "Снег блестит". Подберите синонимы к слову "блестеть" (блистать, искриться, переливаться, всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять) СЛАЙД №9

Гимнастика для глаз. СЛАЙД №10

6. Перечитайте внимательно третью часть и выполните тест: СЛАЙД №11

- О каком снеге говорится в этой части? (февральский, январский, декабрьский)

- Февральский снег самый: (злой и колючий; злой и свирепый; сильный и мокрый)

- Небо кажется (очень низко; очень высоко; очень далеко)

- Человек в такую метель чувствуют себя пушинкой; бумажкой; тряпкой.

- В этом месяце очень часты: метели; грозы.

7. Самопроверка

- Так какой же февральский снег? СЛАЙД №12

- Что значит "лупит путника по шапке, по спине:"?

8. Работа над четвёртой частью.

- А сейчас предлагаю вам начать поиск ответа на вопрос: "Какой снег в последней части рассказа" через игру "Догонялки"

Правила игры: глаза - спортсмены, а карандашик в руке - спортивный судья.

Один читает, а остальные стараются не отстать, важные для ответа слова подчёркивайте.

9. Самопроверка СЛАЙД №13

- Почему автор, говоря об апрельском снеге, подобрал слово "дырявый"?

VI. Работа с текстом после чтения.

1. - Давайте сравним описание травы, деревьев и кустарников во 2 и 4 части. (Даже вылезает рыжая непричесанная трава: "А вот и я!")

/Слабые учащиеся выполняют задание №1 в рабочей тетради на стр.57/

- Можно ли сказать, что автор относится к снегу, как к человеку? Докажите. /Автор использует прием олицетворения/.

- Сколько черт "характера" у снега он подметил? (Четыре: робкий, уверенный, злой, навязчивый)

2. Прослушайте фрагмент из музыки П.И.Чайковского и подумайте, к какой бы части рассказа вы ее отнесли и почему.

/Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского из альбома "Времена года" - "Подснежник"/

3. - А теперь посмотрим на снег глазами художников. СЛАЙД №14

(Учащиеся рассматривают несколько картин художников и определяют, к какой части рассказа они подойдут: Левитан "Март", Пластов "Первый снег", Литвинов "Метель":)

- Понаблюдаем за небом, меняется ли оно? А теперь сравним видение художников и С.Иванова (небо серое; небо сине, бездонно; небо мглистое, низкое).

- А как бы описали мартовское небо на картине Левитана? (весеннее, яркое, синее:)

VII. Рефлексия.

- От чьего лица написан рассказ? (автора) Докажите. (Я стою:)

- Что нового для себя вы взяли с урока? (Как умело автор сумел отметить особенности снега в разные месяцы. То, как красиво об этом пишет С.Иванов, используя сравнение, олицетворение, эпитеты.)

Природа - не слепок,
Не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык!
Будь наблюдательней немножко,
И сам тогда увидишь ты,
Как много в мире красоты.

VIII. Домашнее задание. СЛАЙД №15

Стр. 127-130, перечитать и задания по выбору: подготовить пересказ близко к тексту той части, которая больше всего понравилась; нарисовать рисунок или написать мини-сочинение по личным впечатлениям "Первый снег".

СЛАЙД №16

IX. Книжный ряд.

Перед вами небольшая выставка произведений о зиме разных авторов.

Кого заинтересовали эти книги, можно посмотреть и взять их в школьной библиотеке.

Приложение.