Учебное занятие для учащихся 5–6-х классов "Формула добра"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • способствовать воспитанию доброты,
  • формированию правильного представления о доброте и добрых делах.

Задачи:

  • Просветительская - расширение кругозора, связанного с понятием добра.
  • Ориентирующая - формирование толерантного отношения к окружающему миру, доброжелательных отношений в классном коллективе.
  • Направляющая - перевод понятия доброты в рамки реального опыта учащихся.
  • Формирующая - совершенствование навыка обдумывания и оценки своих поступков, самих себя.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

(учащиеся рассаживаются по группам, заранее сформированным).

2. Учебная задача:

На доске два рисунка: Бараш (злой) и Бараш (добрый) - герой мультсериала "Смешарики".

 

Учитель: - Какой из Барашей располагает к беседе? Почему?

Учащиеся: С добрым приятнее общаться, а злой может побить

Учитель: - Как вы догадались, что Бараш злой? Добрый?

Как встретив человека можно догадаться о его настроении, о его намерениях?

Учащиеся: По мимике (сдвинутые брови, улыбка);

жесты (кулаки, ладони);

речь (вежливые слова, грубые слова).

Учитель: Какова тема нашего классного часа? (Про добро и зло?)

Верно, формула добра.

Девиз: Добрым будь не на словах, а в поступках и делах.

3. Определение понятий.

Давайте все-таки для начала договоримся, что будем понимать под словом "добро, доброта", а что под словом "зло, злость". Ответы учащихся фиксируются на доске.

А теперь заглянем в словарь Ожегова (по возможности иметь для каждой команды): Добро-это всё положительное, хорошее, полезное.

Зло - это отрицательное, дурное, вредное.

4. Формула добра.

- В каждом человеке живет доброе начало и злое.

(На доске появляется черно-белый человечек)

- Почему такой?

(Символизирует добро и зло).

- Как же наша жизнь зависит от каждого.

(Если на то зло, которое окружает человека, он будет отвечать злом, то получится зло. Если на зло отреагировать равнодушием, то зло и останется. Если на зло ответить добром, то победит добро.)

- Вот такая формула добра у нас получилась.

 

Есть одна притча (т. е. история) про Солнце и Ветер.

Солнце и ветер.

Поспорили однажды солнце и ветер о том, кто сильнее.

- Я докажу, что я сильнее, воскликнул ветер.

- Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился.

Тогда солнце выглянуло из-за тучи, добродушно улыбнулось путнику и согрело его своими лучами. Вскоре старик сам снял свой плащ.

Каков смысл этой притчи?

- Доброта и дружелюбие всегда побеждают ярость, злость, грубость и принуждение.

- Как важно в жизни уметь подмечать все самое доброе в человеке.

К сожалению, не все люди стремятся к этому. Гораздо проще обругать, сделать замечание, усмехнуться, чем похвалить другого. Всегда ли мы благодарим водителя автобуса или трамвая, который дождался нас на остановке, пока мы бежали к автобусу или трамваю; часто ли благодарим кассира магазина за быстрое обслуживание. Даже просто сказать маме, как хорошо она выглядит сегодня, мы не всегда успеваем.

Но я глубоко уверена в том, что, говоря и поступая по-доброму, мы увеличиваем добро в мире.

5. Мои добрые дела.

В конвертах на ваших столах приготовлены голубки - птица, которая является символом мира и добра. Она ждет ваших добрых дел. Подумайте и напишите, какие добрые дела вы совершили вчера или сегодня по отношению к своим одноклассникам, друзьям, учителям, родителям.

6. А теперь я предлагаю вам упражнение, которое называется "Пять добрых слов":

Каждый учащийся обводит карандашом свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Потом этот листок передается соседу справа, а сам учащийся получает "ладошку" от соседа. В одном из "пальчиков" полученной "ладошки" ученик пишет какое - нибудь привлекательное, на его взгляд, качество ее обладателя. Другой учащийся делает запись на другом пальчике и т.д., пока "ладошка" не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, зачитываются "комплименты".

Учитель: Если плохое настроение настигнет вас, достаньте "ладошку" и прочитайте, что думают о вас ваши одноклассники. Быть может не все так плохо, как вам кажется.

7. Следующее задание: "собери пословицу".

Из двух половинок нужно собрать пословицу по теме нашего занятия.

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ

Уважая человека - добро творит в молчании
Путём зла славен человек
Доброта - язык, на котором уважаешь себя.
Кто добр поистине, что весенний день
Добрыми делами, что дождь в засуху
Доброе слово, не доходят до добра
Доброе слово человеку, могут говорить немые и который глухие могут слышать.
Ветер головы разрушает в добро
Враньё не ведёт несказанное - золотое.
Доброму слову- язык не отсохнет
Сказанное слово серебряное, прибавят чести.
От приветливых слов добрый ответ
Доброе слово а слово - народы поднимает.
Добрые вести лучше мягкого пирога
Цветное платье на плечи, а добрый - от радости
Злой плачет от зависти, добро и делай
Добро - не лихо без награды не останется
Добра желаешь - ходит тихо
Доброе дело что дождь в засуху
Доброе смолчится, а добрая мысль - к сердцу.
Доброе слово человеку, худое молвиться
Доброму и сухарь в пользу, и чужая болезнь к сердцу
Доброму человеку ищи доброты
Не ищи красоты, а зло пропадёт
Доброе дело когда люди похвалят
Доброе дело а зло забывай
Добро тогда будет добро, а злому и мясное не впрок
Добро помни, два века живёт
Добро не умрёт, само себя хвалит

8. Итог подводит учитель:

С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: "Что такое - хорошо и что такое плохо?". Хорошее или плохое - это прежде всего - доброе или злое. Понятия "добра и зла" рассматриваются, прежде всего, в свете отношений между людьми. Поэтому те или иные действия одних людей имеют определенную значимость для других людей: положительную или отрицательную. При этом надо отметить, что человек - существо разумное, и значит, неся добро или зло, он действует сознательно.

9. Рефлексия:

- Чему был посвящен классный час? (добру, доброте)

- В чем заключается формула добра? (На зло отвечать добром)

10. Тренинг

У каждой команды на столе находится синий конвертик, а в нем круги: красный, желтый и зеленый.

Если на сегодняшнем занятии вам все было понятно и хотите встретиться еще, то выбираете зеленый круг.

Если просто понятно, то - жёлтый.

Если непонятно, то - красный.

Определитесь с выбором.

Спасибо за работу!

11. На память о нашей беседе я хочу вам подарить "добринки" - сердечки, чтобы не забывали о добрых делах.

Удачи!