Методика и содержание тестового контроля по математике

Разделы: Математика


Введение

В настоящее  время можно говорить о тестовой культуре как составной части жизнедеятельности общества. Тесты применяют в медицине, спорте, технических испытаниях машин и механизмов, в системе профессионального отбора, психологии и, конечно, в педагогике.
В современном российском образовании происходят процессы, обозначенные как модернизация. Под этим термином подразумевается и создание новой линии учебников ХХI века, и оснащение всех школ компьютерными классами с выходом в Интернет, и проведение эксперимента по внедрению тестовых технологий в учебный процесс и профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений.

Тесты дают возможность заметно улучшить образовательный процесс, ибо они обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний. Они значительно снижают затраты на проверку знаний, помогают выявить индивидуальный темп обучения каждого учащегося. С помощью тестов можно быстро выявить пробелы в текущей и итоговой подготовке обучающихся. Тесты позволяют наладить самоконтроль, который считается самым полезным для обучения и относится к наиболее гуманным формам контроля знаний. Наконец, с помощью систем тестирования можно организовать рейтинг – эффективное средство повышения учебной мотивации.
Укажем и на такой важный фактор, как сохранение и укрепления здоровья учащихся. В условиях, когда здоровье детей и подростков ухудшается, организация экзаменов в форме теста будет действовать как здоровьесберегающая технология в современном образовании. Тесты позволяют устранить субъективизм по линии взаимоотношений учитель – ученик, объективно оценить результаты обучения, затратить меньше времени (не более полутора – двух часов) на экзамен, что уже само по себе снижает стрессовые нагрузки.

Существует и ряд недостатков. Тестовая культура, как и любая другая, содержит присущую ей атрибутику, включающую термины, понятия, требования к составлению тестовых заданий и тестов. Для более широкого внедрения тестовой системы нужно приложить немалые усилия, в том числе и организационного характера.

Для успешной сдачи экзамена тестированием, например, требуется соответствующий опыт, знания хотя бы элементарных приемов составления тестовых заданий и тестов, т.е. всего того, что в психологии и тестологии обозначается понятием «искушенность тестовая». Но психологи считают, что у людей, отличающихся повышенной мнительностью, тревожностью, эмоциональной нестабильностью и некоторыми другими индивидуально-личностными особенностями, недостаточная или полностью отсутствующая тестовая искушенность может привести к значительным искажениям результатов тестирования.
Отличаются различия в отношении к тестам. Обращает на себя, внимание нередко встречающаяся поляризация мнений – от горячего одобрения до резкой критики, а то и обостренного неприятия. Одни рассматривают тесты как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону его технологизации. Снижения трудоемкости. И становится энтузиастами этого метода. Другие видят в тестах средство принижения роли педагога, а само тестирование воспринимают, как выражение недоверия к традиционно выставляемым ими оценками. А потому проявляют определенную настороженность. Третьи считают именно тесты виновными в различных нарушениях педагогической этики, необоснованной дифференциации учащихся и потому решительно отвергают тестовый контроль знаний. Четвертые критикуют, приводя при этом довольно спорные аргументы.
Вместе с тем, следует сказать, что прежде чем применять тестовые процедуры, их нужно хорошенько изучить и адаптировать к существующим реалиям. Не следует идти путем механического копирования, теряя собственные практические наработки. Серьёзные преобразования целесообразно осуществлять лишь после тщательной методической и психологической подготовки к ним преподавателей и учащихся.

Виды и типы тестовых заданий

Тест -  это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.
Тест – это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющих выявить типы поведения, уровень владения какими – либо видами деятельности и т. п.
В тестовом задании внимание педагога привлекает в первую очередь, содержание и форма. Содержание определяется как отображение фрагментов учебной дисциплины в тестовой форме, форма как способ связи, упорядочения элементов задания. Содержание теста существует, сохраняется и передается в одной из четырех основных форм заданий. Вне тестовых форм ни тест, ни его содержание не существуют.
По форме все известные в теории и практике тестовые задания можно разделить на:

Открытого типа Закрытого типа

- дополнения  
- свободного изложения

- альтернативных ответов
- множественного выбора
- восстановление соответствия  
- восстановление последовательности.


                                                              
Тесты дополнения.

Тесты – подстановки. Они могут иметь в задании разнообразные виды информации – формулы (уравнения), чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие существенную часть, условные обозначения или изображения элементов схем. Получив задание должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места («пропуски»).

Тесты свободного изложения образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать, обычно это одно слово, или один знак.
Заданиям этой формы предшествует стандартная инструкция – дополнить.

Например:
Заполните пропуски, чтобы получилось верное высказывание.

  1. Если стороны многоугольника являются хордами окружности, то окружность называется __________________.
  2. Если стороны многоугольника являются касательными к окружности, то многоугольник называется ______________________.
  3. Если диаметр круга равен 4 сантиметра, то его площадь равна _________________.

Тесты альтернативных ответов.

Тесты опознания. Учащимся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: «да» или «нет», «является» или «не является», «правильно» или «не правильно». Задания альтернативных ответов являются простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов.

Например. Верны или нет следующие утверждения (в случае «нет») напишите рядом верный ответ:

Утверждение

«да», «нет»

а) любой треугольник является правильным, если все его стороны равны между собой
б) в любой правильный многоугольник можно вписать окружность и притом только одну
в)если вершины многоугольника лежат на окружности, то многоугольник называется вписанным.

 

Тесты множественного выбора образуют, задания с выбором одного или нескольких ответов. Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный ответ и остальные неправильные), то такие задания лучше называть заданиями с выбором одного правильного ответа.

Например:

Комната с размерами 4 метра и 6 метров составляет ¾ площади всей квартиры. Какова площадь всей квартиры?

а) 18 м²;            б) 32 м²;
в) 64 м²;            г) 92 м².

В наше  время, наряду с выбором  одного ответа, все больше распространение начинает приобретать задания с выбором нескольких правильных ответов. По содержанию они труднее, чем задания с выбором одного ответа. Этим заданиям предшествует инструкция – обвести кружком номера всех правильных ответов.
Характер мыслительной деятельности школьников усложняется при выполнении тестовых заданий в которых дается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов школьникам не сообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом.

Задачи с выборочными ответами.

В задании формулируется условие задачи и все необходимые исходные данные, а в ответах представлено несколько вариантов результата решения в числовом или буквенном виде. Учащийся должен решить задачу и показать какой ответ из представленных он получил.
Тесты восстановления соответствия образуют задания, состоящие из элементов двух столбцов. Таким заданиям предшествует инструкция.
Тесты восстановления последовательности – это задания процессуального  или алгоритмического толка. Задания на восстановление последовательности используются в тестах редко. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки.

Например, пронумеровать правильную последовательность действий.

Чтобы решить линейное уравнение, надо:

Раскрыть скобки;
Записать ответ;
Привести подобные слагаемые;
Перенести неизвестные слагаемые в одну часть, а известные в другую, изменив их знаки на противоположные;
Найти неизвестный множитель.

Рассмотрев, альтернативные классификации заданий мы убеждаемся, что многообразие тестовых заданий можно свести к 2 типам, это дает нам широкие возможности для стандартизации заданий. Кроме того, рассмотрев все многообразие форм заданий, мы убедились в том, насколько богаты, и широки возможности тестирования, что практически любые элементы знаний могут быть размещены в тестах при умелой выборе форм тестового задания.

Различные цели тестирования

Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный. Текущий. Тематический и итоговый контроль знаний, умений. Учет успеваемости академических достижений.

Предварительный контроль. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов. Которые изучались на предшествующих этапах обучения. Оценить это удается с помощью тестирования, которое осуществляется с помощью специально разработанных для этой цели заданий.

Текущий контроль. Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный. Фронтальный, магнитофонный и др. тестовые задания для текущего контроля (их количество не превышает 6-8) формируют так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. Длительность выполнения теста не должна превышать 10-12 минут.

 Тематический контроль. Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тщательного труда. Для тематического тестового контроля лучше всего использовать готовые тестовые задания, разработанные профессионалами службы педагогического тестирования.

Итоговый контроль. Осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года. А также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. Главное требование к итоговым тестовым заданиям одно – они должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Тесты должны быть составлены таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий – на обязательном для усвоения всеми учащимися уровне, а другая – на повышенном уровне. Например тест содержит 20 заданий, из которых 15 составлены и соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на повышенном уровне и предлагаются для выполнения учащимся, интересующимися математикой.
Известно, что с помощью тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразно для итоговой проверки использовать тестовые задания в сочетании с традиционными заданиями.

Показатели качества тестов

  Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор задания нельзя назвать тестом.

  1. Надежность контрольного задания – это способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических экспериментах показатель одними и теми же заданиями, но в разные моменты времени.
  2. Валидность – проверка определенного уровня знаний по определенной теме. То что хочет проверить учитель.
  3. Определенность. После прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать.
  4. Простота. Формулировка заданий и ответа должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
  5. Однозначность. Задания должны иметь единственный правильный ответ – эталон.
  6. Равнотрудность.  При соответствии тестов нескольких вариантов, Равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Правила, этапы и требования к составлению тестов

Тестовые задания должны быть составлены с учетом правил:

  • Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа. Тем самым вы сведете к минимуму возможность столкнуться с такими проблемами, как наличие более одного правильного ответа или наличие только неправильных ответов.
  • Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
  • Вопрос должен содержать только одну законченную мысль. Тестовое задание должно проверять один элемент знания, в противном случае будет не ясно, с каким элементом знаний ученик не справляется.
  • При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда». Эти слова сами по себе содержат неопределенность.
  • Вопрос должен быть четко сформулирован, исключается, по возможности, слова «большой», «небольшой», «мало», «много», «меньше», «больше» и т.д.
  • Избегайте вводных фраз или предложений, имеющих мало связей с основной мыслью. Не следует прибегать к пространственным утверждениям, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает.
  • Правильные ответы должны быть разумны умело подобраны не должно быть явных неточностей подсказок.
  • Не следует задавать вопросы с подвохом (скорее всего в заблуждение будут введены наиболее способные или осведомленные учащиеся, которые знают достаточно для того, чтобы попасться в ловушку).
  • Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания, в любом случае следует использовать короткие простые предложения без зависимых или независимых оборотов.
  • Как можно реже использовать отрицание в основной части; с одной стороны, это приводит к противоречиям при чтении задания, с другой – отрицание знания не так видны, как позитивные.
  • Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.
  • Правильные или неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре или общему количеству слов; применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
  • Если ставить вопрос количественного характера, то ответы к нему должны располагаться, от меньшего к большему или наоборот.
  • Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».
  • Избегайте повторения в вариантах ответа. Чтобы этого избежать, общее начало всех трех-четырех альтернатив обычно переносят к вопросу.
  • Не упрощайте вопросы, не стоит переводить их на более понятный «детский язык».
  • Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
  • Проанализируйте задание с точки зрения возможности неверного ответа наиболее подготовленных учеников.