Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Растения — часть живой природы"

Разделы: Начальная школа


Учебно-методическое обеспечение:

  • УМК «ПНШ»;
  • Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова;
  • Тетрадь для самостоятельных работ «Окружающий мир» О.Н. Федотова;
  • Учебник-хрестоматия «Давай знакомиться, мир» Г.В. Трафимова.

Необходимое оборудование и материалы для занятия:

  • иллюстрации животных и растений;
  • гербарии деревьев, кустарников, трав и травянистых растений;
  • рисунок вертолёта.

Время реализации: 40 минут.

Задачи урока:

  • выяснить общие признаки для всех растений;
  • выяснить черты сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Повторение изученного.
  3. Постановка проблемы.
  4. Решение проблемы.
  5. Физминутка.
  6. Первичное закрепление.
  7. Обобщение приобретённых знаний.
  8. Задание на дом.
  9. Итог урока.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель: Проверим рабочие места. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие на вертолёте (иллюстрация). Сели в вертолёт. Закрыли глаза. Представили, что мы с вами летим… Отклоняемся вправо, прямо, влево, вниз, вверх, прямо…

Дети выполняют движения, ориентируясь в пространстве.

2. Повторение изученного.

Учитель: Посмотрите внимательно вокруг. Что видите? Что нас окружает?

Дети: Нас окружает мир природы, который не создан человеком, и изделия, которые созданы человеком.

Открываются иллюстрации животного и растительного мира.

Учитель: Что увидели? На какие две группы можно разделить мир живой природы?

Дети: Мир живой природы можно разделить на группу животных и группу растений.

Учитель: На какие группы можно разделить мир животных?

Дети называют группу животных, называя ее основные признаки и выбирая иллюстрации с изображением представителей данной группы. (Остаются иллюстрации с изображениями растений: цветы, травы, деревья, кустарники)

3. Постановка проблемы.

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Дети: Сегодня на уроке будем говорить о растениях.

4. Решение проблемы.

Учитель: Да. Поговорим о растениях. Вспомним, что знаем, узнаем что-то новое. Мы находимся в вертолёте. Открываем учебник на стр. 18-19. Присмотритесь, какие вы видите растения у Ивановых в саду из вертолёта?

Дети: Мы видим деревья. Узнали рябину у забора, берёзу, яблоню, грушу.

Учитель: Как одним словом назвать эти растения? Почему с вертолёта мы видим хорошо только их?

Дети: Это деревья. Они высокие, их хорошо видно.

Учитель: В словаре С.И.Ожегова написано: «Дерево - многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону хвойных и лиственных деревьев».

5. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.

Учитель: Что означает слово «деревцо»? Докажите, что деревцо относится к живой природе.

Ответы детей.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы увидеть растения, которые ниже деревьев?

Дети: Спуститься на вертолёте на землю, подойти ближе.

Учитель: Мы зашли в сад к Ивановым. Присмотритесь. Что увидели в саду кроме деревьев, которые вы перечисляли? (подсказка внизу листа).

Дети: Мы видим малину, смородину, одуванчик, подорожник.

Учитель: Чем отличается малина, смородина, от деревьев? Используйте новые слова.

Ответы детей.

Учитель: Самостоятельная работа. С соседом по парте, по одному учебнику, соотнесите листья и растения. (Лист малины – с кустом малины; лист рябины – с деревом рябины; лист берёзы – с берёзой.)

Проверка самостоятельной работы.

Учитель: Как назвать одним словом малину и смородину?

Дети: Кустарник.

Учитель: В словаре С.И.Ожегова такая запись: «Куст – растение с древовидными ветвями, начинающимися у самой земли». Чем похож и чем отличается куст от дерева? Докажите, что кусты относятся к живой природе.

Показ гербария: яблоня – малина; берёза – смородина и их веточек без листьев.

Учитель: Можно ли по веточкам определить, от дерева эта веточка или от куста?

Дети: Нужно видеть всё растение, чтобы не ошибиться и точно быть уверенным.

Учитель: Чем занята Маша на рисунке в учебнике?

Дети: Маша рыхлит землю вокруг садовой земляники.

Учитель: Для чего она это делает? К какой группе растений отнесём это растение? К деревьям или кустарникам?

Ответы детей.

Учитель: В словаре С.И. Ожегова сказано, что трава – небольшое растение с однолетним мягким зелёным стеблем. Как вы думаете, трава – часть живой природы? Докажите.

Физминутка

  • Дерево или название дерева – стоим руки вверх.
  • Куст или название кустарника – приседаем, руки в стороны.
  • Трава или название травянистого растения – приседаем, руки вниз.

6. Первичное закрепление.

Учитель: На какие группы можно разделить растения?

Дети группируют иллюстрации: дерево, кустарник, трава.(на доске)

7. Обобщение приобретённых знаний.

Учитель: Откройте тетрадь на с. 15, № 13. Что видите? Какой знак для обозначения дерева поставим в левом нижнем углу? (ствол и крона) Для обозначения травы? (три травинки)

Выполняем самостоятельно.

Дети: Есть изображение кустарника, а значка нет.

Учитель: Чем кустарник отличается от дерева и от травы?

Дети: Несколько ветвей начинаются от самой земли, ветви древовидные.

Учитель: Каким значком можно обозначить кустарник? (три кружочка, стволики) Проверьте у соседа работу. Кто нашёл ошибки?

Посовещайтесь в парах и докажите, что растения, как и животные, относятся к живой природе.

Дети: Им характерны дыхание, питание, рост, размножение, увядание (гибель).

8. Домашнее задание.

Учитель: Вы сами можете в этом убедиться. В учебнике на стр. 19 изображён рисунок справа «Длительное наблюдение», что нам предлагают сделать авторы учебника? Попробуйте дома с кем-то из взрослых выполнить это задание. В классе сейчас посадим в баночку бобы (выполняем).

Учитель: Послушайте рассказ Л. Кона «Знакомься: это растения!» (хрестоматия, стр. 6). Что интересного узнали? Как человек должен относиться к природе?

Ответы детей.

Учитель: Если мы будем беречь природу, то долго сможем любоваться такой картиной, которую нарисовал словами А. Яшин «После дождя».

Дождик прошёл по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как серёжки.
Тронешь берёзку – она встрепенётся
И засмеётся. До слёз засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
Дождь по пшеничному полю пронёсся –
Потяжелев, удлинились колосья.
И поклонились земным поклоном
Мимо летящим шумным вагонам.

9. Итог.

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Ответы детей.