Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы в системе общего развития Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Как активизировать познавательный интерес? Над этой проблемой настойчиво работают многие учителя, психологи. Эта проблема беспокоит и меня, так как учебно - познавательный интерес - один из критериев эффективности педагогического процесса.

Развитие познавательного интереса учащихся представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации через включение школьников в поисково - информационное, рефлексивно-корректировочное и творческое направления учебной деятельности. Именно такой подход позволяет поставить личность ученика в центр образовательного процесса.

Я понимаю, что в младшем школьном возрасте интерес вряд ли разовьётся до потребности, но я считаю, что в этом возрасте формируется познавательный интерес к учебным предметам, выявляются наклонности к различным областям знаний. Развитие школьника будет более результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение у него вызывает положительные эмоции и доверительное взаимодействие с учителем. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства:

  • учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность)
  • непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием);
  • перспективно - побуждающие (чувство долга, ответственность) .

Учебно-познавательные мотивы формируются только в ходе учебной деятельности. Обращусь к исследованиям психолога нашей школы, а они показывают: что на протяжении трех лет обучения ребят моего класса увеличивается доля мотивов, связанных с процессом познавательной деятельности. К началу 4-го класса учебная мотивация повысилась на 29% и составила 93%.

Следовательно, залог успешности обучения моего класса - это наличие учебно-познавательного интереса (учебная мотивация и познавательная активность).

В основе развития учебно - познавательного интереса учащихся находятся:

  • совместная деятельность через общение, сотрудничество, сотворчество;
  • создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств ученика;
  • поисковая активность учащихся, проявляющаяся в их инициативности и самостоятельности;
  • умение решать самостоятельно познавательные задания, находить выход из проблемных ситуаций;
  • эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес: удивление, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.

При "отборе" содержания, выборе методов, приёмов опираюсь на дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова:

1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

2. Ведущая роль теоретических знаний;

3. Быстрый темп прохождения учебного материала;

4. Осознание школьниками процесса учения;

5. Целенаправленная и систематическая работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого;

Для того, чтобы не пропало желание учиться, я применяю на уроках различные формы познавательной деятельности, и работу по развитию познавательного интереса начинаю уже в классе "Малышок" - предшкольное образование.

В этом возрасте одним из средств активизации познавательного интереса детей является игра. Игра побуждает учиться, стремиться узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений, рассуждать. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Провожу такие игры, как игры - наблюдения, познавательные игры, игры - путешествия, дидактические игры.

Считаю, что игра - многофункциональное средство обучения, способное обеспечить целостное развитие личности ребёнка. Одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу.

В дальнейшем обучении 1 - 4 классах игра продолжает присутствовать в учебном процессе. Считаю, что постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.

Для того, чтобы у детей не пропадало желание учиться в последующих классах, я продолжаю применять различные формы развития познавательного интереса.

Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, конкурсы, проектную деятельность, исследовательскую работу, факультативные занятия - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.

Ценность данных видов работ состоит в том, что они позволяют выйти не только за рамки учебных тем, но и закрепить материал, расширить и углубить знания учащихся, ориентируя их на поиск дополнительных источников информации. Кроме того, эти занятия построены в более свободной, чем урок форме, позволяют развивать и творчество учащихся.

Интерес к изучению предмета является одним из важнейших эмоциональных факторов, способствующих усвоению знаний путем "самостоятельных открытий, исследований, путем решения различных учебных задач:" (Л.В.Занков.Избранные труды. - М.,1999. - с.36)

Л.В.Занков подчеркивал, что решающее в обучении - добиться, чтобы у ребенка возникла потребность в познании. Для чего дети учатся? Чтобы знать!

Развитие интереса в процессе обучения отражает такое свойство занковской системы как многогранность, (т.е. способность к жизни всех сторон детской психики, как внутренних побудительных, так и внешних эмоциональных)

Целенаправленность деятельности учащегося в учебном процессе придает познавательному интересу продуктивный характер. В своей работе использую разные формы обучения, но постоянно помню о том, что должно быть оптимальное соотношение между продуктивными, творческими и репродуктивными методами при доминирующей роли первых двух. Усвоение учащимися знаний происходит только в результате их собственной учебно-познавательной деятельности. В информационном веке добывание знаний из разных источников, их осмысление и отбор становятся обязательным умением для любого человека, поэтому обучение стараюсь вести, используя следующие активные приёмы обучения: выполнения заданий на основе алгоритма (заполнение сравнительных таблиц, составление опорных схем, кластеров, решение кроссворда, составление плана к тексту, изготовление модели, выполнение практических работ, моделирование логической цепочки, проблемные задания (найди экологические ошибки в тексте) и т.д. Решение данных заданий требует переноса знаний в нестандартную ситуацию, помогает формировать на их основе прочные практические навыки, развивает познавательный интерес к предмету.

При изучении нового материала использую следующую типологию уроков: урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-диалог, урок-практическая работа.

При закреплении и обобщении изученного материала использую: урок-соревнование, урок-игра, урок-аукцион знаний, урок-викторина.

С целью контроля эффективны: урок-зачет, урок-диагностики знаний.

Основными условиями, при которых возникает интерес к знаниям являются:

Такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Учение должно быть разнообразным.

Особая доверительная атмосфера обучения.

Поэтому активными формами обучения считаю следующие: экскурсии, работа в библиотеке, диалог, аукцион знаний, дидактическая игра, часы общения, праздники, КВНы, викторины, конкурсы, проектная деятельность, исследовательская работа, факультативные занятия - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.

На своих уроках я использую прием сотворчества, в подготовке к уроку привлекаю детей: к изготовлению карточек уже в 1-2 классах, к поиску дополнительного материала, составлению рассказов о писателях, подбору и придумыванию заданий для одноклассников, с использованием компьютерных технологий. В нашем классе к уроку вынуждены готовиться все. В 1 классе были дети, которые не умели готовиться к таким урокам, но поскольку на уроке выступал каждый ребенок, постепенно "слабые" ученики привыкли "рыться" в журналах, обращаться за помощью к родителям, посещать школьную или детскую библиотеку, искать материал в домашней библиотеке. Родители оказывают нам большую помощь, готовят совместно с детьми презентации, разрешают приносить в школу ценные книги, энциклопедии, чтобы рассказать что-то своё. На уроках царит доброжелательная атмосфера, дети не боятся высказать свое мнение.

Конечно, и мне приходиться тщательно готовиться к таким урокам. Хочу отметить, что в процессе деятельности и самонаблюдение укрепляет познавательный интерес, поскольку, сравнивая свои результаты с результатами одноклассников, ученик либо равняется на эталон её у других, либо ощущает удовлетворение собственными успехами.

И в том и в другом случае происходит преобразование способов деятельности, реально оцениваемых её результатов. Эта характеристика деятельности обладает как внешними, так и внутренними побуждениями учения, укрепляющими познавательный интерес.

Говоря о развитии познавательного интереса необходимо назвать и олимпиады, интеллектуальные марафоны, турниры знатоков, т.е. все аспекты внеклассной работы по предметам, в которых ребята моего класса не только принимают активное участие, но и занимают призовые места. Я вместе с моими учениками радуюсь их успехам, так как внимание к успехам каждого ученика поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным стимулом поддержания и укрепления интереса.

Проанализировав работы исследователей Б.Г.Ананьева, И.Я.Лернера, Г.И.Щукиной я выделила следующие критерии оценки познавательного интереса:

  • Вопросы учащихся к взрослым, требующие удовлетворения потребности в расширении информации (1 уровень интереса),
  • Выяснения причинно-следственных связей, раскрытия закономерностей (2 более высокий уровень интереса);
  • Поисковая активность уч-ся, проявляющаяся в их инициативности и самостоятельности;
  • Умение решать самостоятельно познавательные задания, находить выход из проблемных ситуаций;
  • Повышенный интерес к теоретическим знаниям; учащиеся не довольствуются услышанным на уроке, а самостоятельно пополняют свои знания из различных источников;
  • Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес: удивление, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.

Развитие познавательного интереса позволяет моим ученикам добиваться значительных успехов в учебе, а самое главное - способствует яркой эмоциональной жизни детей и предоставляет простор их индивидуальности. Ребята успешно продолжают учиться в среднем и старшем звене школы.