Внеклассная работа "Использование этнопедагогики в проектной деятельности школьников как средства воспитания"

Разделы: Внеклассная работа


«Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации». Содержание образовательного процесса, включающего в традиционное обучение этнокультурный компонент, способствует формированию толерантности, патриотических чувств и нравственного поведения личности ребенка. Этнические традиции и обычаи в конкретном их исполнении  выражают этнические чувства, особенности психологии и формируют этническое самосознание личности. В самом широком смысле, средством воспитания называется совокупность материальных и идеальных элементов действительности, используемых как орудия, инструменты воспитания. Это процессы, явления, ситуации и предметы оказывающие через насыщение национально-регионального компонента содержание образования и реализуются этнонациональные традиции регионов. Различные виды деятельности (учение, труд, спорт, игра, досуговая деятельность) могут быть средствами воспитания, если пронизаны социально ценными отношениями. В этом смысле, средствами воспитания этнокультуры являются все элементы национальной и межнациональной культуры, задействованные в непосредственной социальной среде: язык общения, фольклор, искусство, архитектура, литература, музыка, народные промыслы, обрядовые и ритуальные традиции, народный этикет и др. Специфическими средствами воспитания в педагогике этнокультуры могут рассматриваться те, которые целенаправленно выбраны педагогом для формирования межэтнической толерантности и формирования этнического самосознания детей. [1, с.12] В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: необходимо научить мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. [3, с.3-4] В чем преимущество проекта? Прежде всего  в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. Возрастная логика обучения, основанная на принципе идти от простого к сложному, предполагает формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу( подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.
Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу.
Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, выявить деловые качества.
Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
Сущность этнокультурного воспитания заключается в сохранении, формировании и развитии этнической самобытности личности, её культуры, самосознания на основе преемственности поколений с учетом современных изменяющихся условий. Например. даются знания об украшениях национального костюма хакасов через фрагмент урока.
Тема: «Многообразие моллюсков, их значение в природе».
Цель урока: Узнать многообразие моллюсков, особенности их строения и приспособленность их  к различным местам обитания. Их практическое применение.
Задачи: Дать понятие о многообразии моллюсков, особенности их строения и приспособленности к жизни в различных условиях обитания, использование человеком, понятия об элементах украшения национального хакасского костюма, воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, увлечённости им. Бережного отношения к окружающей природе, любви и интереса к своим историческим корням.
Средства обучения: Таблицы, рисунки с изображениями организмов, разноуровневые карточки, хакасский национальный костюм, пого, накосные украшения, раковины моллюсков, живые моллюски (прудовик в аквариуме).
Основные понятия и термины урока:  маммология, моллюски, брюхоногие, двустворчатые, головоногие, раковина, мантия, щупальца, мантийная полость, (этнические понятия – пого, тана, узумчик)

Изучение нового материала

Девиз урока: «Полна, полна чудес, могучая природа!» (А.С. Пушкин)

У меня необычный наряд, на мне некоторые предметы национального костюма хакасов.
– Как они называютсяДа – это сигедек и пого.
Пого – это одно из дорогостоящих украшений женщины. В начале ХIХ века стоило 150 рублей, а корова 5 рублей.
Нагрудник – пого, дошел до нас из глубины веков. На каменных изваяниях «Хуртуях тас» (2 тыс. лет до н.э.) изображены такие же нагрудники. В хакасском эпосе встречается описание наряда невесты «Пого, сделанное из золота на луне блестит, пого, сделанное из серебра на солнце лучится»
Раковина моллюска каури считалось оберегом, она пришивалась к пого, к платью, к рубахе.
Чем украшается пого? Пришивались перламутровые пуговицы из моллюсков каури – это оберег.

Пространство заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников. Вдоль бортов окаймлялось жемчужными пуговицами.

[ 2, с.140-142]

Накосные украшения женщин изготавливались из жемчуга и перламутровых пуговиц. Понятно, почему пого стоило дорого т.к.жемчуг, перламутр, кораллы покупали у приезжих заморских купцов.

– Из чего получают перламутр? Из раковин некоторых моллюсков (перловицы, жемчужница, каури).

Применяя метод проектов во внеурочное время в старших классах, приготовили с учащимися научно-исследовательские работы с практическим выходом на научно-исследовательские конференции муниципального и регионального уровня: «Нетрадиционные способы лечения хакасов», «А.С.Бабаев – известный хирург Аскизкого района», «Сберечь памятники старины Аскизкого района», «Изучение флоры и фауны искусственного водоема в окрестности п. Аскиз», «Исследование действия ЭМ-препарата «Байкал» на УОУ СОШ п. Аскиз», «Определение содержания витамина С в овощах и черемше». При изучении темы «Времена года. Календарь», обращаем внимание на хакасский календарь – «мyчел», состоявшим из 12-летнего животного цикла. Каждый год, согласно народным представлениям, имел свои признаки и особенности. Из пяти «мyчел» складывался век (пyкyл), в котором насчитывалось 60 лет. Каждый из пяти «мyчел» носил определенную цветовую символику, соответствующие пяти стихиям: синий (кок) – цвет неба, красный (хызыл) – огня, белый (ах) – воды, черный (хара) – земли и зеленый(от кок) – растительности. Год начинался с периода весеннего равноденствия. Согласно хакасским легендам, разделение месяца на недели связано со счетом половин лунных фаз, и было предложено культовым героем Кулчалаас. Воскресенье носило название «позырах» – красный день, он считался праздником. Понедельник – «пас кyн» (начальный день); вторник – «тOOй кун» (четный день); среда – «саарсых кyн» (нечетный день); четверг – «торт хондых» (четвертые сутки); пятница – «пис хондых» (пятые сутки) и суббота – «чич1ме» Каждый день недели имел свои приметы. Традиционно 22 марта в школе отмечается хакасский новый год с целью ознакомления детей с обрядом празднования Чыл пазы. Воспитательные этнопедагогические  задачи: знакомство с традициями хакасского народа, о его любви к Природе, где человек является частью Природы. Экологическое воспитание: поклонение дереву означало родство человека с миром трав, листьев, побегов. Повязывание зеленого чалама на Золотую Березу означает, что зеленый цвет – цвет листьев, трав, любой растительности на земле, как символ материальности и вечности живой и неистребимой Природы. Священное дерево береза делилась на три части. Крона олицетворяла Верхний мир, корни – нижний, ствол – срединный. В этом делении был скрыт философский смысл познания Добра и Зла, Света и Тьмы, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, которые в течение всей своей жизни ощущал человек. Поэтому он должен делать выбор, обращаясь к Золотой Березе. День весеннего равноденствия был утром новотворения, утром возрождения Природы к жизни, утром Года. Граница зимы и лета называется хакасами Чыл Пазы –  Головой Года. Каждый участник праздника готовит ленты 5-ти цветов: белый, красный, зеленый, голубой и черный. .[4,с.3-7, 6,с.7-12]

После проведения урока и просмотра видеофильма по предложению центра экологической политики и культуры по теме: «Экология и культура – будущее России» во всех классах школы пришли к выводу, что очень важно развивать культуру экологического сознания учащихся. Защищать и сохранять единство экосистем, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни. Принимать такие планы и правила по устойчивому развитию сохранения и восстановлению окружающей среды.  Поддерживать возрождение находящихся под угрозой исчезновения видов, популяций и экосистем. Использовать в качестве оптимального метода защиты окружающей среды стратегию «предотвращения вреда», а  в случае недостатка информации – стратегию «предосторожности». Продвигать изучение экологической стабильности и осуществлять открытый обмен информацией в этой области. Решили организовать в школе экологический кружок «Зеленый патруль», цель которого сохранять и преумножать видовой состав растений в пределах школы и школьного двора, экологическое воспитание учащихся через развитие культуры экологического сознания, организовать дежурство по охране растений.

Хартия Земли – документ, провозглашающий основополагающие принципы справедливого, устойчивого и мирного общества в 21 веке. [Будущее России. Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны: 1.Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, мы продолжаем ничего не делать. Но такой сценарий нас не устраивает. 2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы по одиночке.  Они решаются только сообща, хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас. Существующие проблемы взаимоотношения человека и окружающей среды могут представлять серьёзные трудности для дальнейшего развития человечества. Чтобы решить экологические проблемы необходимо хозяйственную деятельность человека  «вписать» в природные процессы. А для этого нужны не только экологические знания, но и экологическая культура. Высокий уровень экологической культуры необходим всем гражданам нашей страны для ее дальнейшего развития и процветания]. [6,с.2.: – 7; 7,с.10-11,19]

Проводя внеклассную работу по биологии,  пришла к выводу:

1) для сохранения своих традиций, обычаев использовать этнопедагогику  в воспитании школьников;
2) чтобы решать свои дидактические задачи – использовать метод проектов;
3) экологическое воспитание школьников проводить через развитие культуры экологического сознания и опираясь на трансляцию традиционной культуры хакасов.

Литература:

1. Этнокультурные условия как  фактор воспитания детей в поликультурном пространстве,
2. Биология -7 класс, методическое пособие, Санкт-Петербург, 2001г.
3. Брыкова О.В.Проектная деятельность в учебном процессе. М: Чистые пруды, 2006
4. КазачиноваГ.Г., Татарова В.К. Чыл пазы.1997 г. Абакан
5. Бутанаев В.Я. Хакасский календарь Абакан.1991.
6. Бутонаев В.Я., ВерникА.Л., Ултургашев А.Г. Народные праздники хакасов, 1999.Абакан
7. Центр экологической политики и культуры. Экология и культура – будущее России, Хартия земли.2007/

Приложение.

Ежегодно в нашей школе проводится праздник хакасского нового года – Чыл пазы. Раз в два года проводится детский праздник Тун – пайрам.