Методическая разработка урока по обучению грамоте "Прощание с русской азбукой"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

Форма урока: урок-праздник

Цели:

  • Образовательные: обобщить знания учащихся, полученные при обучении грамоте: деление слов на слоги, составление слов из букв, классификация звуков и букв.
  • Развивающие: развивать речь, фонематический слух, внимание, память сообразительность, артистизм, активность учащихся на уроке.
  • Воспитательные: прививать интерес и любовь к чтению.
  • Здоровьесберегающие: создать для учащихся благоприятные условия на уроке.

Оборудование: буквы алфавита; костюмы для героев сказки; мелодии песен о школе, голоса птиц в записи, фонограмма заключительной песни “Азбука”; костюмы для главных героев праздника Азбуки и Незнайки; дидактический материал для проведения игр.

Ход урока

1. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли дети погулять.
Очутились мы в лесу.
Я вперед быстрей бегу!
Лютики, ромашки, розовые кашки.
Собирал наш первый класс,
Вот какой букет у нас!

(Звучит музыка, голоса птиц, на доске вывеска “Лесная школа”.)

2. Мотивация

Инсценировка сказки “Школа в лесу”

(Лесная поляна. Дерево. Около дерева лежит дощечка с надписью “Школа”.)

Входит Медведь.

Медведь (ходит по лесу, вдруг находит дощечку). Что это за дощечка? А на ней какие-то буквы. Интересно, что тут написано? Жалко читать не умею.

Бежит Лиса: Здравствуй, Миша. Что ты здесь делаешь?

Медведь. Читаю.

Лиса. Давай читать вместе.

Скачет Заяц: Здравствуйте, Миша и лисичка.

Звери. Здравствуй, Заяц.

Заяц. Что вы здесь делаете?

Звери. Читаем.

Заяц. А что здесь написано?

Звери. Не знаем.

Заяц. Можно я с вами буду читать? (Берет дощечку, вертит ее.)

Прыгает Белка: Здравствуйте, звери. Что вы здесь делаете?

Все звери. Читаем.

Белка. А что читаете? Давайте читать вместе.

Лягушка (прыгая, квакает). Ква-Ква! Здравствуйте!

Все. Здравствуй, лягушка!

Лягушка. Что вы здесь все собрались?

Лиса. Мишка нашел дощечку, а на ней что-то написано, вот мы и читаем.

Лягушка. Давайте читать вместе.

Бежит Мышка. ПИ, ПИ, ПИ! Здравствуйте, звери!

Звери. Здравствуй, Мышка.

Мышка. Что вы здесь собрались?

Мишка. Я шел по лесу, увидел дощечку, поднял. Смотрю, на ней что-то написано.

Заяц. А что здесь написано, мы не знаем.

(Все звери стоят, рассматривают дощечку, и каждый из них думает, что же там написано.)

Вдруг Медведь говорит: Я знаю, что здесь написано! Здесь написано – мед!

Лиса (выхватывает дощечку у медведя). А по-моему, курочка!

Заяц. По-моему, морковка!

Белка. Что вы, орешки!

Лягушка. ква-ква, ко-мар!

Мышка. Так много написано?!

(Появляется ЕЖ. Все звери кинулись к ежу.)

Звери. Здравствуйте, дядя Еж! Помогите нам прочитать, что здесь написано!

Дядя Еж берет табличку и читает: школа!

Все звери (удивленно): школа?

Еж. Да, дорогие звери, плохо, что вы не умеете читать. В нашем лесу я открываю школу для зверят.

Заходите, заходите, заходите все подряд.
Открываю, открываю, в лесу школу для зверят!
Все нужно в учебе, сей труд непростой.
Ведь школа – нелегкое дело.
Познай все науки, мир книги открой,
Смело беритесь за дело!

Хотите в школу? Тогда скорее идите в 1 “А” класс – у них сегодня праздник. Они прощаются с первой учебной книгой.

Все звери (радостно): Спасибо, дядя Еж!

(Звери делают круг, идут по кругу и останавливаются.)

Медведь. Куда это мы попали?

Еж. Звери, мы находимся в волшебной комнате, которую называют классом. Присаживайтесь, посмотрим на учеников.

3. Актуализация знаний

  • Вступительное слово учителя.

Над землей февральским утром занялась заря.
В школе праздник, славный праздник –
Праздник “Азбуки”.
Первоклассники сегодня все сюда идут.
Первой книге, мудрой книге отдают салют!

Совсем недавно вы пришли в школу и некоторые из вас не умели читать. Но прошло немного времени и все дети научились читать. Своим упорным трудом вы от корки до корки изучали первую школьную книгу – “Азбуку”. Сегодня мы прощаемся с этой удивительной книгой и подводим итоги полученных знаний.

  • Встреча с “Азбукой”

Входит “Азбука”

Я, Азбука, учу читать, писать,
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать без всякого труда.
Хочешь многое узнать –
Научись, малыш, читать! (Обращается к ученику.)

  • Ролевая игра

1-й ученик.

И зачем в школу было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас.
Попрошу купить компьютер –
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать!

Азбука.

Подожди, не торопись, лучше к школе приглядись.
А уйти всегда успеешь, и включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь – подключаться толку нет.
Насмешишь весь белый свет!

1-й ученик. Как же так? Ведь я читаю, цифры знаю, буквы знаю.

Азбука. Эту тоже? (Просит подойти ученика с буквой ЭР.)

1-й ученик. Ну а как же?

Скажет каждый во дворе.
Перед нами буква РЭ!

2-й ученик.

Я не рэ, не рэ, не рэ!
Хоть пишусь я во дворе.
Ты меня найдешь в горах, тундре, речке, берегах.
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом. Р-р-р-р!
Мое имя – буква ЭР!

1-й ученик. Извините, я не знал, но я правильно читал!

  • Чтение стихов учащимися

Учитель. Многого вы не знали, когда пришли в школу. Давайте вспомним первый учебный день.

  1. Мы помним тот звонок веселый,
    Что прозвенел нам в первый раз.
    Когда пришли с цветами в школу,
    В свой самый первый лучший класс!
  2. В день осенний, в день чудесный
    В класс несмело мы вошли
    Азбуки для всех подарок на столах своих нашли.
  3. Садясь за парту осторожно,
    Чтоб наши платья не измять.
    Мы Азбуки свои раскрыли, раскрыли чистую тетрадь!
  4. Ежедневно по утрам заниматься надо нам.
    Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас!
  5. Я ручкой сначала только палочки писала.
    А теперь в “Пропись” я гляжу, буквы смело вывожу!
  6. Мне учиться очень нравится,
    Отвечать я не боюсь.
    Я могу с задачей справиться,
    Потому, что не ленюсь!
  • Песня “О школе”

4. Повторение и обобщение полученных знаний. Выдача заданий и выполнение их учащимися.

  • История славянской азбуки

(Информация подготовлена учащимися заранее.)

  • Изобретение букв и рождение письменности у древних славян, наших предков, связано с именами братьев Кирилла и Мефодия. 24 мая 863 года, более тысячи лет назад, Кирилл и Мефодий заявили о создании славянской азбуки. В старорусской “похвале” говорилось о том, что они “произвели великое дело, не перенимая ни у кого, а сызнова буквы изобрели”. С тех пор появились на Руси и других славянских странах первые книги. Сначала их писали от руки.

 Учитель: Ребята, а когда была выпущена первая книга для обучения грамоте.

  • Первая книга для обучения грамоте в России была выпущена более 400 лет назад. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила не только с буквами, но и с числами. Азбука была самой читаемой книгой на Руси.
  • В 1694 году Карион Истомин, русский поэт и просветитель, создал первую иллюстрированную книгу. Каждая буква Алфавита, в этой книге, сопровождалась рисунком предмета на эту букву.
  • А самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква. А самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

Учитель. А сколько букв в русском алфавите? Сколько букв гласных звуков? А почему они записаны в две строчки? Давайте еще раз вспомним о каждой букве русского алфавита.

(Учащиеся читают стихи о буквах.)

  • Встреча с Незнайкой. Игра “Помоги Незнайке!”

Друзья, а обо мне вы забыли?

Учитель. Кто это?

Незнайка. Это я, Незнайка, вы меня узнали? (Обращается к детям и учителю.) Я ведь с ребятами тоже изучал все буквы. Теперь знаю все наизусть. Даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?

Учитель. Ну, как, ребята, послушаем? Слушайте его внимательно. Если Незнайка ошибется, поправляйте его. Хорошо?

Незнайка.

Тает снег, течет ручей.
На ветвях полно врачей.

Учитель. Кого-кого?

Дети. Грачей.

Незнайка. Ну, подумаешь, разочек ошибся. Давайте дальше.

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.

Учитель. Опять ошибка.

Незнайка. Не может быть. Послушайте еще разочек:

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.

Дети. Чайки.

Незнайка. Я исправлюсь.

Врач напомнил дяде Мите, не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель перед сном!

Учитель. Что принять? Ребята, поможем?

Дети. Капель.

Учитель. Эх, Незнайка, Незнайка!

Незнайка (с обидой). Тогда другое прочитаю (радостно) – вчера выучил!

Говорят один рыбак, в речке выловил башмак.
Но зато ему потом, на крючок попался дом!

Учитель. Что попался?

Дети. Сом.

Учитель. Не научился ты запоминать стихи Незнайка. Садись и слушай, как ребята будут отвечать.

  • Игра в рифмы

Учитель. Я вам читаю стихотворение, а вы должны будете вставить рифмующее слово.

На остров налетел ураган, на пальме остался последний – банан.

Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме:
– Там ползет зеленый жук с длинными усами.

Не учил уроки, а играл в футбол.
Оттого в тетрадке появился кол!

Вдруг прямою станет змейка, если есть в руках... (линейка).

В альбоме буду рисовать, а для письма нужна... (тетрадь).

Быстро время то промчится, коль не будешь ты лениться.
Скоро прозвенит звонок и закончится... (урок).

Учитель. Ну, что, Незнайка, слышал, как ребята отвечали? Учись, и у тебя тоже все получится. На уроках мы не только учимся, но и умеем отдыхать. Посмотри, Незнайка, как мы отдыхаем.

5. Физкультминутка (под музыку).

6. Игра “Собери слово”

Незнайка. А можно я с ребятами поиграю? (Предлагает учащимся выбрать буквы с доски.)

На доске буквы: Ш Л К О А У Ч И Т Е Л Ь Н З Б

Незнайка дает задание составить слово: ШКОЛА, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК, АЗБУКА.

Учитель. Как узнать, сколько в слове слогов? Разделите слова на слоги. Поднимите буквы гласных звуков. Поднимите буквы согласных звуков в данном слове.

7. Прощание с “Азбукой”

Подходит к концу наш урок. Мы прощаемся с первой книгой “Азбукой”, как с добрым, умным другом, которая помогла вам многое узнать.

1-й ученик.

Вдоль картинок мы шагали, по ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали! Ах, как много мы прочли!

2-й ученик.

Был наш путь не очень долгим, незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке нас другие книжки ждут!

3-й ученик.

“Благодарю! Ты – книга первая моя, теперь читать умею я.
На свете много книжек есть, все книги я смогу прочесть”.
Спасибо за все, что сделала ты для нас!
За слово первое твое, за стих, за первый твой рассказ.
Нас научила ты писать, читать, слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от “А” до “Я” и с нами будешь ты всегда.

4-й ученик.

Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь:
Говорим мы – ДО, СВИДАНЬЯ!
До счастливых новых встреч!
Спасибо, “Азбука”, тебе!

Азбука.

Я к вам обращаюсь, милые дети.
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

(Звучит песня “Азбука”.)

8. Итог урока. Рефлексия.