Из опыта работы по адаптации первокурсников на уроках математики

Разделы: Математика


Выступление на педагогическом совете по адаптации первокурсников 24.12.2009 г.

Я работаю в группе первого курса на специальности 250403 «Технология деревообработки». На начало года в группу зачислено 29 человек. В составе группы 18 выпускников школ города и 11 из Анжеро-Судженска, Яи, Приметкино, Раевки, Алчедата, Дмитриевки. Качественный состав: отличников нет, хорошистов – 4, остальные троечники.

Для современных первокурсников очень важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу, т. е. вхождение, «вживание», «врастание» в систему иных взаимоотношений, нахождение занятий в новой микросреде определенного статуса, самоутверждение в ней.

Педагог-психолог А.Н. Лутошкин в книге « Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы» дает образное описание стадий развития коллектива. Новый коллектив он сравнивает с «песчаной россыпью». «Посмотри, сколько песчинок собрано вместе, но в тоже время заметь – ничто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует легкий ветерок – отнесет часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься - каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединило. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята».

В нашем случае таким организатором должен стать преподаватель – предметник, который должен проводить уроки так, чтобы помочь студентам нового набора быстро и безболезненно влиться в коллектив, создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения между студентами. Создание социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности группы, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.

В течение десятилетий педагогический коллектив нашего техникума работает над проблемой адаптации студентов нового набора. В рамках этого процесса проводится множество мероприятий по сближению студентов, сплочению группы как единого коллектива, привлечению к работе в спортивных секциях и кружках художественной самодеятельности. Итогом этой работы является заседание педагогического коллектива, где подводятся результаты работы по адаптации, анализируются и сравниваются достижения каждого педагога - предметника, происходит обмен мнениями об эффективности проведенных уроков и внеклассных мероприятий.

Работу по адаптации начинаю на первом занятии, которое в календарно – тематическом плане обозначено – введение.

На этом занятии провожу такую работу: представляюсь, рассказываю краткую историю техникума и специальности, о месте математики в учебном плане специальности и первого курса, а затем вовлекаю студентов в общую работу следующим образом:

  • прошу студентов представиться тем именем, которое бы они хотели слышать, когда обращаются к ним в группе. Ребята представляются так: Семен, Саня, Натка, Серега, Толик, Паша, Надюха, Илюша, Колян. Теперь мы знаем всех по именам, можем общаться и работать друг с другом.
  • предлагаю психологический тест, который позволит в очень короткий срок активизировать процесс адаптации.
  • Подумайте, какая из геометрических фигур вам наиболее симпатична: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат или зигзаг. Нарисуйте её на листе.
  • Когда ребята выполнили задание, прошу сесть группами по изображенным рисункам плоских фигур. Таких групп пять. Знакомлю с психологической характеристикой нарисованных фигур и каждой группе выдаю карточку с заданием, например:
  • Карточка №1 Выполнить следующие задания:
  • решить квадратное уравнение;
  • построить графики функций у = 5х, у = 5х + 3, у = 5х – 3 и сделать вывод;
  • построить по точкам фигуру: ракета, машина, самолет, тюльпан, дельфин.
  • Отчет за работу в группе делает один, объясняя решение всей группы. Отвечающего выбирает группа. Затем я делаю вывод о том, что координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации предполагает, что кто – то возьмет на себя смелость выдвигать идеи, возьмет на себя лидерские функции. Лидер получает бейдж с надписью «КАПИТАН КОМАНДЫ»

Характеристики фигур

Квадрат - фигура линейная. Выбравший ее, вероятнее всего, относится к «левополушарным» людям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате. Квадраты скорее вычисляют результат, чем догадываются о нем. Они не пропускают ни одного звена в цепи рассуждений.

Психологические свойства. Квадратам свойственны аналитичность, организованность, точность, пунктуальность. Все действия планируются заранее. Конкретность мышления выражается в пристрастии Квадратов к письменной речи. Для Квадратов характерна высокая нормативность поведения. Кроме неуклонного соблюдения норм и правил это включает в себя настойчивость в достижении целей, ответственность, деловую направленность.

Квадраты весьма разборчивы в отношении своих друзей. Они отдают предпочтение линейным формам (Квадратам, Треугольникам, Прямоугольникам). Для Квадратов характерна страсть к коллекционированию.

Нарисовали квадрат: Буянова О., Дубинина Н., Абикенов С., Растворцев Р., Дементьева К., Репецкий А.

Форма треугольника символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают себя именно в этом. Самая характерная особенность - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники относятся к линейным формам и в преимущественной тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, как и квадраты, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию.

Психологические свойства. Тенденция к лидерству, честолюбие, прагматизм, способность концентрироваться на цели момента, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, склонность к риску, энергичность, сила чувств, высокая работоспособность, широкий круг общения, узкий круг близких людей.

Нарисовали треугольник: Сдвижков Н., Безолюк Н., Леонов И., Любиховский Д., Останин П., Торгунаков Е., Хромова Н.

Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменение. Это, так, сказать, временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас. Поэтому они заняты поисками лучшего положения.

Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее «осознаваемое замешательство», чаще всего ощущение запутанности в проблемах и неопределенности в отношении к себе на данный момент времени. Параллельно с этим у Прямоугольника постепенно нарастает внутреннее возбуждение, что не может не отразиться на его поведении.

Психологические свойства. Изменчивость, непоследовательность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, низкая самооценка, импульсивность, нервозность, быстрые колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, отсутствие пунктуальности, имитация поведения других людей, внушаемость, предпочтение больших групп в общении, часто стремление смешаться с толпой или затеряться в ней.

Нарисовали прямоугольник: Аникин А., Игнатенко А., Васильев А., Калмыкова В., Победашев К., Тверитин Д.

Геометрический круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто выбирает круг в качестве основной своей формы, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие.

Психологические свойства. Доброжелательность, щедрость, высокая чувствительность, развитая эмпатия. Хорошая интуиция, склонность к самообвинению, внушаемость, конформность. Нерешительность, болтливость, способность убеждать других.

Нарисовали круг: Смокотин И., Евдокимов А., Коровченко С., Косинский С., Пащенко Р.

Зигзаг символизирует креативность, творчество, т. е. художественный тип личности. Выбравший ее - «правополушарный» мыслитель. Зигзагу свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Они, как правило, музыкальны, и если сами не поют, то любят слушать музыку.

Психологические свойства. Креативность, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, жажда изменений, мечтательность, позитивная установка ко всему новому, восторженность, непосредственность, непрактичность, импульсивность, недисциплинированность, высокая коммуникабельность.

Нарисовали зигзаг: Лашкевич К., Климова М., Заякин С., Проничева О., Тимофеев Н.

На втором уроке по условиям адаптации проводится входное тестирование. Результаты плачевные: «5» - 3 , «4» -3 , «3» - 5 , «2» -13 , общая успеваемость -45,8%, качественная успеваемость – 25% , средний балл – 2,8.

С таким контингентом работать очень сложно, но с выводами я не торопилась. Тщательно проанализировала не только ошибки, но и правильность оформления записей в тетрадях. Каждый год сталкиваюсь с типичными ошибками в оформлении письменных работ: расчеты записывают как продолжение формул, при решении квадратного неравенства заканчивают решением нахождения корней квадратного уравнения и так далее. Это уже тема для коррекции имеющихся пробелов в знаниях первокурсников.. Ведь всем известно, что переучивать значительно труднее, чем учить. А еще студенты с горячностью утверждают, что только так, и не иначе надо делать, потому что так учили в школе. А так ли учили? Необходимо тактично (чтобы не обижать школьных учителей), но твердо объяснить, как правильно и почему именно так!

Затем были долгие и трудные уроки в течение трех месяцев. На 1 декабря провели

контрольное тестирование, которое показало незначительную разницу, но все – таки наблюдается рост общей и качественной успеваемости и среднего балла. Результаты:

«5» - 2, «4» - 5, «3» - 17, «2» - 3, общая успеваемость – 88, 9%, качественная успеваемость – 25,9 %, средний балл – 3,2. Для меня эти итоги - победа над равнодушием, инертностью, безвольностью студентов.

В последнее время в связи с бурным развитием вычислительной техники и широким распространением в системе образования персональных компьютеров началось быстрое внедрение информационных технологий в обучение. Одной из задач техникума является подготовка студента к будущей жизни и профессиональной деятельности в условиях широкого распространения новых информационных технологий, посредствам которых повышается эффективность обучения, уменьшается разрыв между требованиями общества к выпускникам учебных заведений и реальным уровнем их подготовки.

В связи с изложенным выше могу сказать, что использую на уроках тесты и другие материалы для уроков в программах Word и Excel, которые демонстрирую на экране, но больше всего нравится работать с программой Power Point, которая позволяет представлять вопросы математики в виде презентаций. Необычная форма урока стимулирует познавательную активность, развивает чувство ответственности, воспитывает культуру общения, эстетику оформления материала, развивает зрительную память, математически грамотную речь, логическое мышление, сознательное восприятия учебного материала. Особенно важно использовать презентации в случаях, когда необходимо рассмотреть графики функций. На изучение свойств и графиков тригонометрических функций отводится 2 часа. За урок мы подробно разобрали построение 4 функций, их свойства, выполнили построение на миллиметровке, а так же продемонстрировала сжатие и растяжение синусоиды вдоль оси ОХ. Презентации хороши на различных этапах урока, но наиболее удачно их использование при закреплении изученного материала, например: тест из 5 заданий на решение квадратных уравнений с четырьмя вариантами ответов на каждое. Чтобы выбрать ответы, надо эти пределы решить. Вот здесь – то и возникают проблемы. После заданного времени открываю следующие слайды по порядку, на них подробное решение. Обсуждаем спорные вопросы, даю время на исправление ошибок.

Презентации создаю сама, использую те, что находят студенты в Интернете, а так же привлекаю студентов к такого вида творчеству. У Лашкевич Кристины и Дубининой Нины уже готова презентация по теории пределов. Торгунаков Евгений и Останин Павел корректируют свою презентацию по последовательностям. Совместная работа по индивидуальному заданию способствует повышению самооценки и общей коммуникативной культуры участников микрогрупп.

Если нет возможности использовать проектор, предлагаю студентам тесты на бумажных носителях. После выполнения задания студентами для проверки и коллективной работы над ошибками вывешиваю эти же тесты на формате А1.

Выделилась инициативная группа, в которую входят сильные студенты. Это Буянова О., Дубинина Н., Климова М, Растворцев Р., Дементьева К. Эти студенты являются помощниками преподавателя, а зачастую, инициаторами разнообразных дел: изготовления наглядных пособий, оформления математических газет, составления творческих заданий для блиц – турниров и т.д. Еще они являются главными действующими лицами опережающего обучения. За 2-3 дня объясняю им материал для задуманного урока. Затем студенты во время дополнительных занятий решают упражнения, тренируются свободно излагать материал. На запланированном уроке они объясняют товарищам по группе тему, отвечают на вопросы. Затем, во время закрепления нового материала, преподаватель сам работает с группой, а участники объяснения нового материала работают по индивидуальному заданию: решают более сложные задания.

Внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) – одна из форм адаптации студентов. В календарно – тематических планах после каждого раздела указаны задания для ВСР. После изучения раздела выдаю задания, выполнение которых требует индивидуального, а чаще труда небольшого коллектива – микрогруппы. Группы формируются на каждое задание разные. Это способствует развитию навыков самопрезентации, созданию условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга. Контроль за своевременной сдачей ВСР возложен на инициативную группу. Материал собирается в индивидуальные папки для творческих работ.

Каждую неделю провожу консультации, иногда для всей группы, иногда для тех, кому они необходимы. Хочется отметить, что группа ТД - 11 активно посещает эти консультации. И если по какой – то причине приходится переносить консультацию, мне перед ними становится неловко. Они очень недовольны бывают таким объявлениям. Ни одной консультации не пропустил Леонов Илья, может потому, что на консультациях ему лично достается больше времени и внимания. Осознание студентом своей комфортной позиции и, может быть, своих страхов оказаться в глупом положении у доски, развитие ответственности и доверия в межличностном общении с небольшой группой товарищей позволяет ему раскрыться, открыто говорить о том, чего он не знает. Игнатенко Андрей знает правила вычислений, но совершенно не может применить их на конкретном примере. Дополнительные упражнения стимулирует развитие взаимного доверия студентов, развивает умение расслабляться, снимать напряжение, создает возможность для открытых отношений между ребятами, внимания друг к другу, сплочения группы, эмоциональной разрядки.

Для студентов, пропустивших по каким – то причинам занятия приготовлены материалы для самостоятельного изучения темы с теоретическими сведениями, прорешенными примерами, заданиями для самостоятельного выполнения, контрольными тестами. Материалы размещаю на бумажных и магнитных носителях: на дискетах, дисках и на флешнакопителе. Это выглядит следующим образом: в папке находится указатель раздела с названием тем по календарно – тематическому плану и папки на каждую тему. В каждой папке по теме материал расположен по схеме: исторический материал, теоретический материал, решение примеров с подробным объяснением, примеры для самостоятельного решения, тест с четырьмя вариантами ответов. Любому студенту по его просьбе даю материал для работы дома или в библиотеке, а на консультации проверяю наличие в его конспекте данной темы и выполненных заданий. Так осуществляется обратная связь. Иногда проверку доверяю инициативной группе.

Не так давно на двери повесила плакатик со словами «Пусть сюда войдет тот, кто любит математику». Вошла в кабинет, а ребята спрашивают: «Вы ничего не заметили?» И сами ответили: «А мы все любим математику!» Не ожидала такой реакции, но слышать такое, конечно, приятно.