Конспект занятия по обучению правилам дорожного движения детей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


1-й этап. “Больше уважения к правилам движения”

Цель:

  1. Закрепление знаний детей о работе инспектора ДПС и его обязанности:
    а) следит, чтобы водители не превышали скорость;
    б) движение пешеходов и транспорта было безопасным.
  2. Закреплять знания детей о правилах поведения на улице.
  3. Активизировать словарь: ДПС, жезл, пешеход, регулировщик, свисток.
  4. Воспитывать культуру поведения детей на улице и в группе.

Предшествующая работа: прогулка с детьми на пост ДПС.

Ход занятия

На утренней прогулке дети находят свисток.

Дети. Мы нашли свисток, но он не свистит. Почему?

Воспитатель. Что это за свисток? (Дети пытаются засвистеть, но звук не выходит. И тут на свисток падает бумажный листок с заданием.)

1-е задание.

Для того чтобы я засвистел, догадайтесь, для чего нужен свисток, где его используют, кто им пользуется.

(Рассуждения детей. Свисток используется во время спортивных игр, соревнований. Еще свистком пользуется инспектор ДПС. Он свистом останавливает нерадивых пешеходов, которые переходят в неположенном месте. Также останавливает нарушителей – водителей, которые не соблюдают правила дорожного движения.)

Воспитатель. Молодцы! А теперь давайте посвистим в свисток. (Свисток пока не свистит)

В это время падает другой бумажный листок с заданием.

2-е задание.

Дети, отгадайте загадки по правилам дорожного движения.

Загадки:

1. Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни,
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор)

2. По плохой … далеко не уедешь.
(Дорога)

3. Была телега у меня,
Да только не было коня.
И вдруг она заржала,
Заржала-побежала
Телега без коня.
(Грузовик)

4. Он знаком тебе по жезлу,
Как свисток его поет!
И послушны его жесту
Все, кто едет и идет.
(Жезл)

5. В два ряда дома стоят
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)

6. Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус)

7. Бывает ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?
(Моечная машина)

8. Знайте, дяди, женщины,
Знай, дитя, подросток:
Где дороги скрещены,
Это – …
(Перекресток)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Загадки отгадали. Посвистим в свисток. (Свисток не свистит).

В это время на ладонь падает еще один листок с заданием.

3-е задание.

Картинки с заданиями. Приложение 1 и 2 спрашивайте у автора статьи.

Картинка 1. Сколько машин въехало на линию “зебры”?

Картинка 2. Сколько полосок на дорожке?

Картинка 3. Переходя дорогу, в какую сторону посмотрел клоун?

Картинка 4. Посмотрите и скажите по отношению к маме, с какой стороны находятся котята?

Картинка 5. Какой по счету прилег котенок?

Картинка 6. Где зажегся огонь на светофоре?

Воспитатель. Какие вы отличные ребята. Эти сложные задания вы тоже смогли выполнить. Попробуем посвистеть в свисток. (Не свистит свисток.)

В это время падает еще один листок с заданием.

4-ое задание.

Дидактическая игра “Что не правильно”. Приложение 2.

Воспитатель. И с этим заданием вы справились. Попробуем посвистеть в свисток еще раз.

(Свисток не свистит.)

Падает листок с заданием.

5-е задание.

Ребята, знаете ли вы стихи о правилах дорожного движения.

Воспитатель. И с этим заданием вы справились отлично. Как много хороших стихов вы рассказали.

Воспитатель. А теперь попробуем посвистеть в свисток. (Свисток свистит сильно, но нерадостно.)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему он так свистит? (Рассуждения детей.)

Воспитатель. Да, действительно, чтобы свисток засвистел радостно, его нужно вернуть хозяину. А вы догадались, кому принадлежит свисток? А как вы догадались? О чем мы сегодня говорили?

2-й этап. Занятие-развлечение “Умники и умницы”

Цель:

  1. Обобщить правила безопасности:
    – безопасность на дороге;
    – безопасность в доме;
    – личная безопасность дома;
    – личная безопасность на улице;
    – пожарная безопасность;
    – безопасность при общении с животными;
    – безопасность на природе.
  2. Развивать активную речь детей.
  3. Воспитывать умение выслушивать других детей, не перебивать их, дополнять высказывания товарищей.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы с вами собрались для участия в игре “Умники и умницы”. Прежде чем, мы перейдем к делу, разрешите представить жюри. (Ведущий представляет жюри).

Воспитатель. Награды командам будет вручать …

Воспитатель. Позвольте перейти к делу. Перед вами находятся 3 дорожки (красная, желтая, зеленая). Каждая команда должна занять определенную дорожку. Кто на какую дорожку встанет мы узнаем, ответив на задания.

Задание 1. Загадки:

1. Катится по дороге подушка:
Наволочка резиновая.
А вместо пуха и пера – воздух.
(Надутая воздухом шина)

2. Я в любое время года
И в любую непогоду,
Очень быстро в час любой
Повезу вас под землей.
(Метро)

3. Мы машины нужные.
И если вдруг беда,
у нас на дверце боковой
Написано – 02.
(Милиция)

4. Однорукий великан
Поднял руку к облакам,
Занимается трудом,
Помогает строить дом.
(Подъемный кран)

5. Мы машины нужные,
Пожар мы победим.
Если пламя вспыхнет,
Звоните – 01.
(Пожарная машина)

6. Бывает ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?
(Поливальная машина)

Задание 2.Вопрос: Что такое светофор? (Дети должны красноречиво рассказать о нем)

Воспитатель. А теперь, на основании двух заданий, жюри выберет, кто на какую дорожку встанет. (Выступление жюри)

Воспитатель. А теперь, мы с вами, перейдем к сегодняшней теме игры “Безопасность”.

I. Безопасность на дорогах.

Вопрос № 1. “Переходя улицу, в какую сторону нужно посмотреть сначала, потом?”

Вопрос № 2. “На какой сигнал светофора, нужно переходить проезжую часть? Что означают другие цвета светофора?”

Вопрос № 3. “Где можно и где нельзя играть?”

Вопрос № 4. “С какой стороны нужно обходить автобус?”

Вопрос № 5. “В каком месте можно переходить улицу?”

Вопрос № 6. “Можно ли кататься на велосипеде на проезжей части? Почему?”

II. Безопасность в доме.

Вопрос № 1. Что относится к острым, колющим и режущим предметам?

Вопрос № 2. Можно ли пользоваться электрическими приборами в отсутствии взрослых? Почему?

Вопрос № 3. Как вы думаете, вред или пользу приносят лекарства, если использовать их как витамины?

Вопрос № 4. Какие сказки, мультфильмы с опасными острыми предметами вы знаете?

Вопрос № 5. Назовите, какие электроприборы есть у вас в доме?

Вопрос № 6. В какой сказке принцесса укололась веретеном, и что после этого произошло?

III. Личная безопасность дома.

Вопрос № 1. Что нужно делать, если в дверь звонит незнакомый человек?

Вопрос № 2. Можно ли открыть дверь, если к вам звонит почтальон, врач или даже милиционер?

Вопрос № 3. Пойдешь ли ты куда-нибудь с незнакомым человеком, если он позвонит и скажет, что родители достали билеты в цирк и просили тебя туда его сводить?

Вопрос № 4. Подумайте, какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?

Вопрос № 5. По какому номеру можно позвонить в милицию?

Вопрос № 6. Как вы думаете, съел бы волк семерых козлят, если бы в двери их избушки был глазок?

IV. Личная безопасность на улице.

Вопрос № 1. Как вы думаете, что нужно делать, если вы потерялись в незнакомом месте? И к кому нужно обратиться в этом случае?

Вопрос № 2. Можно или нельзя соглашаться идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал или другие безлюдные места? Почему?

Вопрос № 3. Если вы увидели на улице, в автобусе какой-нибудь незнакомый предмет: коробку, сумку, сверток, пакет, как вы поступите? Почему?

Вопрос № 4. На какой машине (“Лада”, “Ауди”, “Мерседес”) вы согласились бы прокатиться с незнакомцем?

Вопрос № 5. Можно ли хвастаться тем, что у тебя дома много дорогих вещей? Почему?

Вопрос № 6. Вспомните, что случилось с Колобком, который ушел погулять без спросу? (Или попробуй вспомнить, как похищали героев в разных сказках?).

V. Пожарная безопасность.

Вопрос № 1. Можно или нельзя пользоваться спичками или зажигалками? Почему?

Вопрос № 2. Вспомните, в какой сказке от выскочившего уголька загорелся дом?

Вопрос № 3. Что нужно делать, если увидел горящий предмет?

Вопрос № 4. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Как нужно вести себя в этом случае?

Вопрос № 5. По какому номеру нужно позвонить в пожарную охрану при пожаре?

Вопрос № 6. Если не можешь убежать из горящей квартиры, куда нужно позвонить? Что им сообщить?

VI. Безопасность при общении с животными.

Вопрос № 1. Как вы думаете, можно или нельзя дразнить собаку? Почему?

Вопрос № 2. Что нужно сделать, если тебе хочется погладить чужую собаку или кошку?

Вопрос № 3. Что нужно сделать в первую очередь, после того, как вы поиграли с собакой или кошкой?

Вопрос № 4. Почему нельзя близко подходить к чужим корове или быку?

Вопрос № 5. Почему нужно быть осторожными с телятами?

Вопрос № 6. Вспомните, что сделал теленок Гаврюша с почтальоном Печкиным в Простоквашино?

VII. Безопасность на природе.

Вопрос № 1. Какие опасности встречаются в природе?

Вопрос № 2. В каких местах можно пострадать от молнии?

Вопрос № 3. Что произойдет, если в лесу развести костер? Где нужно разводить костер?

Вопрос № 4. Какие грибы, ягоды можно собирать?

Вопрос № 5. Почему нельзя разорять муравейник?

Вопрос № 6. Что произойдет, если потрогать в гнездах яйца?

Воспитатель. На этом наше участие в интеллект-шоу подошло к концу. Предоставляется слово жюри (Жюри подводит итоги и оглашает результат игры.)

Воспитатель. Будьте счастливы и всегда с нами.