Методическая разработка урока "Народническое движение"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Создание условий для продолжения изучения радикальных движений, выяснения причины перехода к терроризму, как методу борьбы с властью, показать опасность и нецелесообразность этого метода.
  • Развитие навыков работы с документами, иллюстрациями, выделения главного, систематизации материала.
  • Воспитание неприятия террористических методов решения проблем.

Оборудование: проектор, экран.

Тип урока: комбинированный.

Данный урок - второй урок в изучении темы "Народническое движение". На первом уроке учащиеся, работая в группах, познакомились с течениями в народническом движении, выделили основные моменты их деятельности и готовы к представлению отчета о проделанной работе.

Результативность: подобное построение учебного занятия дает учащимся возможность вести самостоятельную работу, а использование слайдовой презентации способствует активизации познавательной деятельности. Урок был представлен в рамках межрайонного методического семинара по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе".

Ход урока

I. Организационный момент.

  • создание благожелательной атмосферы, рабочего настроя, ситуации успеха.
  • приветствие, определение отсутствующих
  • пожелание работать активно, целеустремленно

II. Повторение домашнего задания.

(слайд 1название темы)

Цель: заслушать отчеты групп о проделанной работе.

Задание классу: По ходу отчета групп, заполните, пожалуйста, пустые поля в ваших таблицах.

Пропагандистское течение и его лидер.

Заговорщическое движение и его лидер.

Бунтарское течение и его лидер.

(используются слайды, подготовленные учащимися 2-4)

Учитель: Спасибо за хорошую, полную характеристику народнического движения. Сравните свою таблицу с представленной на экране. Может быть, у вас возникли вопросы? (слайд 5 полная таблица) А сейчас закройте свои тетради, положите перед собой листочки, запишите свою фамилию и ответьте на тесты, представленные на экране (слайд 6-7). Закончили работу? Проверьте правильность своих ответов по ключу. (слайд 8, правильные ответы) Выставите соответствующую отметку, поставьте их в дневники, а мне сдайте листочки. Спасибо.

III. Изучение нового материала.

1. "Хождение в народ".

Вопрос классу: Как вы думаете, какой будет цель нашего сегодняшнего урока?

Задание классу: послушав мой рассказ, ответьте на вопрос. Почему крестьяне не откликнулись на попытки народников поднять народ на восстание?

Народники в 70-е годы образовывали кружки, но никто не говорил о терроре. Главная мысль на этом этапе - связь с народом, крестьянством. Не решаясь сразу идти в народ, народники пошли к фабричным рабочим. Однако у рабочих свои заботы, занятия им были интересны, но агитаторами среди крестьян они становиться не хотели. Воодушевившись общением с рабочими, студенческая молодежь обратилась к крестьянству. Лозунг "К народу! В народ!" - становится призывом к массовому движению, получившему название "хождение в народ".

(слайд 8 "Курсистка" Ярошенко)

Художник Николай Ярошенко создал много выразительных портретов - типов, идеалов своего времени. Среди них картина "Курсистка", ярко иллюстрирующая хождение в народ.

Запись даты на доске: 1874 год - хождение в народ

Задание классу: прочитайте мнение на стр. 187. Определите методы деятельности народников (методы невнятны: бунт, пропаганда, знакомство с крестьянской средой)

Да, молодежь сама не знала зачем идти к крестьянам. Толи поднять на бунт, толи просвещать, толи познакомиться с их жизнью? Поэтому и пропаганда велась невнятно. Пропагандисты переходили от одной деревни к другой, беседовали с крестьянами. Послушайте, как об этом вспоминал один из идеологов анархизма - Кропоткин

Ответьте на поставленный в начале урока вопрос (чужие были, и не доверяли)

Русская деревня не любит чужаков, крестьяне относились к ним с опаской, принимали их за воров, беглых преступников. Бывали случаи - пропагандистов сдавали властям.

1 этап - летучий метод результат неутешительный - народ не принял народников

IV. Зарядка для глаз.

2. Организация кружков

Как только полиция узнала о появлении в деревне студенческой молодежи, она легко открыла их явки в городах. Вскоре были арестованы 1500 человек в 37 губерниях России. Следствие велось 3 года, к началу судебного процесса 93 человека покончили жизнь самоубийством. В 1877 году начался процесс 193-х, на котором судили участников "хождения в народ". Несмотря на все усилия прокурора и судей - 90 подсудимых были оправданы за отсутствием состава преступления. Этот процесс привлек внимание к народническому движению.

Народники собрались на съезд в Петербурге, обсудили уроки "хождения в народ".

Задание классу:

1. Прочитайте текст на странице 188, второй абзац снизу.

2. Определите их мнение о народническом движении.

Было решено создать организацию "Земля и воля"

(слайд с поэтапным появлением 10)

Задание классу: по ходу рассказа составьте схему организации кружков в тетради

"Земля и воля"

1876 год

цель: замена монархии на республику

методы: крестьянская революция

2 этап - проживание в селе, вхождение в доверие

Члены "Земли и воли" решили изменить тактику, чтобы достичь успеха они решили селиться в крестьянских деревнях. Становились учителями, врачами, кузнецами, общались с крестьянами.

Вопрос классу: Как вы думаете, изменилось отношение к народникам?

Большинство народников не добились успеха, но народ стал мягче относиться к народникам. Однако сами народники стали менять тактику. Стали проводить покушения на видных политических деятелей, что создало условия для раскола "Земли и воли". Образовали кружки

"Черный передел"

1879г "Народная воля"

1879г методы: пропаганда террор

Народовольцы стали готовить покушения и заговоры.

(слайд 11 фотографии террористов)

Прогремел взрыв в Зимнем дворце, организованный Халтуриным, участвовала в покушении Софья Перовская, Вера Засулич стреляла в градоначальника Трепова. Гибли люди, лилась кровь.

Террор и власть.

Покушения продолжались, власть должна была реагировать на события.

Задание классу:

1. откройте страницу 190, прочитайте абзац 2.

2. Назовите ответные действия властей на террор (создание комиссии с диктаторскими полномочиями, упразднение 3 отделения, ревизии для выяснения причин бедственного положения крестьян)

Лорис-Меликов подготовил план преобразования управления страной. На 4 марта 1881 года было назначено заседание по утверждению плана Лорис-Меликова. Но случиться этому было не суждено.

1 марта 1881 года

Развязка драмы наступила 1 марта 1881 года. Это было воскресенье и император должен был ехать на парад. Лорис-Меликов отговаривал его от этого, но Александр 2 отшучивался, сказав, что гадалка предсказала ему смерть при седьмом покушении, а это будет только шестое.

(слайд 12 взрыв на набережной)

На набережной, по которой следовал императорский кортеж, было многолюдно. Первую бомбу бросил Николай Рысаков, раздался взрыв, повредивший карету императора. Несколько человек ранены, император не пострадал. Несмотря на настоятельные просьбы кучера не покидать карету, она хоть и была повреждена, но добраться до Зимнего было возможно, император все-таки вышел. Он считал, что воинское достоинство требует оказать помощь раненым. Николая Рысакова схватили, к нему подошел Александр 2 и тут раздался второй взрыв. Игнатий Гриневицкий сделал все, чтобы довести дело до конца.

(слайд 13 царь, Гриневицкий)

Он метнул бомбу, находясь в нескольких шагах от императора. Через несколько минут люди увидели ужасное зрелище. На мостовой лежал император, правая нога была оторвана, левая разбита, бесчисленные раны покрывали лицо и голову. Ранения оказались смертельными.

Вопрос классу: как по-вашему, добились ли народовольцы своих целей?

Да, народовольцы добились победы, но это была "пиррова победа". Погиб император, но монархия сохранилась. Проведение реформ было приостановлено.

(слайд 14 Храм Спаса на крови)

На набережной возведен Храм Спаса на Крови - здесь погибли император, террорист, мальчик-разносчик газет. В современной жизни тоже много подобных и еще более ужасных событий.

(слайд 15-16-17 современный терроризм)

Вопрос классу: Можно ли с помощью террора изменить положение?

Закрепление материала

(слайд 18 рефлексия)

Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Что бы вы хотели узнать еще по этой теме?

V. Домашнее задание.

Параграф 29, п. 4-5, схема.

Творческое задание: представьте себя на месте народников, как бы вы построили свое общение с народом?

Приложение.