Открытый урок в 11-м классе по теме "Обучение написанию сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

Сформировать умение интерпретировать затронутую в тексте проблему.

Примечание: интерпретировать - значит растолковывать, раскрывать смысл чего-либо.

Задачи урока:

Образовательные:

  • определить тему и идею текста;
  • определить стиль и тип текста;
  • сформировать проблему текста;
  • выявить позицию автора данного текста;
  • обосновать собственную точку зрения, привести примеры;

Сопутствующие задачи:

  • использовать художественные средства выразительности языка;
  • развивать орфографические и пунктуационные навыки;

развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать культуру речи;

воспитывающие:

  • воспитывать любовь к ближнему;
  • прививать чувство милосердия, сострадания, человеколюбия, прощения;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

I. Оргмомент.

1. Готовность к уроку.

2. Оснащение урока (три листа):

а) текст для аналитического разбора;

б) аналитический разбор текста;

в) речевые

г) карточки и индивидуальными заданиями.

3. Тип урока - аналитическая беседа.

II. Этап целеполагания.

Учитель формирует цель и задачи урока, записанные на доске.

III. Основная часть. Работа по теме урока.

1) Краткая справка о писателе, авторе данного текста.

Даниил Александрович Гранин (Герман) родился в 1919 году. Русский писатель, он поднимал нравственно - психологические проблемы научной интеллигенции. Его романы : “Искатели”, “Иду на грозу”, “Зубр”, “Картина”, “Бегство в Россию” и др.

2) Актуализация знаний.

Что такое тема текста?

- Тема текста - это то, о чём идёт речь в тексте.

Чтобы определить тему текста, нужно его прочитать.

Учитель читает текст.

О чём идёт речь в этом тексте?

- В этом тексте речь идёт о милосердии, т.е. тема этого текста - милосердие.

(запись на доске и в рабочих листах)

 Что такое идея текста?

- Идея текста - это то, с какой целью автор предлагает нам эту тему, над чем заставляет задуматься.

(записать на доске и в рабочих листах)

Над чем же заставляет задуматься автор?

- Автор заставляет нас задуматься над тем, что такое милосердие и какова его значимость в современном мире.

 Что такое милосердие?

1. Записать слово на доске и в рабочих листах.

2. Разбор слова по составу.

Милосердие - сложное слово.

3. Каким способом оно образовано?

- Слово образовано сложением : милость сердца.

Какое определение слову милосердия даётся в толковом словаре С.И. Ожегова?

- Милосердие - это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

(записать на доске и в рабочих листах).

Что такое милость?

- Милость - это доброе, человеколюбивое отношение.

(см. толковый словарь С. И. Ожегова).

Какие мы можем вспомнить однокоренные слова (словосочетания) к слову милость?

- Милостивый государь, милости просим, сестра милосердия, милостыня, “смилуйся государыня рыбка” (сказка А. С. Пушкина).

Вспомним стихотворение А.С. Пушкина “Памятник”, в котором есть такие строки:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждая,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Как мы понимаем последнюю строку этого четверостишия?

- Пушкин призывал к состраданию, прощению, великодушию, т.е. к милосердию по отношению к тем, кто оступился, совершил ошибку или даже согрешил; пострадал.

Ответ на карточку №1.

“Милость к падшим призывал…”

Найдите в 5-ом абзаце предложение, в котором утверждение Д. Гранина созвучно пушкинским стихом.

- Это предложение №12 (…милость к поверженным и пострадавшим).

В этом же предложении мы встречаем словосочетание “животное сообщество” - как мы его понимаем?

- “Животное сообщество” - это все живые существа на Земле: люди, звери, птицы. И всем им свойственно чувство милосердия.

(к этой мысли мы ещё вернёмся).

А сейчас обратимся к самому началу текста. В первых трёх предложениях автор говорит о милосердии как о чувстве, относящемся к нравственной категории.

Вопрос: в каком стиле написан текст: научном, публицистическом, художественном, официально - деловом?

Ответ: в публицистическом.

Что такое публицистический стиль?

- Публицистический стиль - это стиль, в основе которого лежит воздействие на читателя с помощью убеждения, влияния на его мысли и поступки.

(записать на доске: публицистический).

 Какой тип речи использовал автор этого текста: описание, повествование, рассуждение?

Автор использовал тип речи рассуждение.

Что предполагает такой тип речи, как рассуждение?

- Этот тип речи предполагает наличие тезиса, доказательств и вывода.

Примечание (комментарий учителя):

Рассуждение бывает трёх типов: рассуждение - доказательство, рассуждение - объяснение, рассуждение - размышление.

Вопрос: к какому типу рассуждения относится этот текст?

- Это рассуждение - размышление, т.к. автор, размышляя, отстаивает свою позицию и стремится убедить в ней читателя с помощью примеров.

Ответ на карточку № 2.

Запись на доске и на рабочих листах стиля и типа речи.

 3) Проблема текста.

Итак, автор, размышляя, отстаивает свою позицию. Но для того чтобы понять позицию автора, нужно сначала сформулировать проблему, которую затрачивает автор в этом тексте.

Мы не случайно начали урок с понятия, которое определяет тему текста - это милосердие.

Автор задаёт вопрос: что оно не - модно? Не нужно?

Найдите продолжение этой мысли в 5 абзаце.

- (см. предложение №13): Как так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

Какой художественный приём (ХСВЯ) использует здесь автор?

- Автор использует ХСВЯ - контекстные синонимы.

Что такое контекстные синонимы?

- Контекстные синонимы - это слова, которые в тексте близки по смыслу.

Ответ на карточку №3.

Вернёмся к предложению №13.

Каким словом можно объединить этот ряд однородных сказуемых, чтобы убедиться, что это контекстные синонимы?

- Чувство милосердия утратилось.

Что мы ощущаем в связи с этим?

Какая мысль является ключевой?

- (см. предложение №15): “…отлив милосердия из нашей жизни”.

Это и есть проблема, которую автор поднимает в тексте.

(записать эту часть предложения на доске и на листочках в графе “проблема текста”).

Отлив - тоже художественное средство выразительности языка.

Подберите антоним к слову “отлив”.

- Отлив - прилив.

1)прямое значение (на море);

2)переносное значение (чувств, сил, энергии).

Как мы можем прокомментировать эту проблему? Что волнует автора?

- Автор волнуется за судьбу одного из важнейших проявлений нравственности - милосердия.

4) Позиция автора.

Как автор отстаивает свою позицию?

1)Что он утверждает?

(см. 5 абзац, предложение №12).

- “Это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу”.

(запись на доске и на листах).

2)В чём уверен автор?

(см. 8 абзац, предложение №23, №24).

- Автор “уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль”.

(запись на доске и на листах).

3)К чему автор относится с глубочайшим уважением?

(см. 6 абзац, предложение № 19).

- Народное милосердие “всегда было свойственно нашему народу”.

(запись на доске и на листах).

 Что имеет в виду автор?

- Автор имеет в виду, что народ всегда живо откликался на случаи бедствий: неурожай, голод, катастрофа.

Какие художественные средства выразительности языка использует автор, характеризуя народное милосердие?

(см. предложение №17, №18).

1) - Автор использует распространённую метафору (предложение №17): “трагедия всколыхнула душу”.

Подберите синоним к слову “всколыхнула”.

- Всколыхнула - сильно взволновала;

2) (предложение №18): “бедствие проявило чувства” (метафора).

Подберите синоним к слову “проявило”.

- Проявило - обнажило, показало.

3) (предложение № 18): автор использует эпитеты: “добрые, горячие чувства”.

 4)В чём убеждён автор?

(см. 7абзац, предложение №21)

- Милосердие требуется человеку и в будничной жизни.

(запись на доске и на листах).

Какими синтаксическими средствами пользуется автор, чтобы пояснить свою мысль? (устно)

(см. предложение №22)

Автор использует однородные члены предложения, выраженные дополнениями; причастный оборот; вводное слово.

Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом.

5)К чему призывает и от чего предостерегает нас Д. Гранин?

(см. 8 абзац, предложение №25, №22)

- Автор призывает и предостерегает: “Чувство милосердия нужно упражнять, развивать, воспитывать, иначе оно ослабеет и атрофируется”.

(запись на доске и на листах)

Ответ на карточку №4.

Опираясь на данные тезисы, постройте связное монологическое высказывание о позиции автора. Используйте, если нужно, речевые клише.

Ответ на карточку №5 (письменно на доске)

 5) Обоснование учащимся собственной точки зрения.

1)Согласны ли вы с позицией автора? Если да, то в чём? Нет - в чём?

**2)Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на свой жизненный опыт или читательский опыт (приведите примеры из художественной литературы).

*1)Используя речевые клише + тезисы на доске.

Предполагаемый ответ (тезисы):

1. Милосердие присуще всему живому.

2. Актуальность проблемы.

3. Нужно стремиться быть милосерднее.

 **2)Проверка ДЗ: заслушать примеры из художественной литературы.

Предполагаемый ответ:

1)А.С. Пушкин “Капитанская дочка”:

а) Маша Миронова ухаживает за Петром Гринёвым, раненным на дуэли со Швабриным;

б) Пугачёв проявляет милосердие к сироте Маше Мироновой.

2)Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”:

а) Соня Мармеладова идёт на панель, чтобы прокормить семью;

б) Родион Раскольников оставляет последние гроши семье Мармеладовых.

3)Л.Н. Толстой “Война и мир”:

а) Наташа Ростова ухаживает за смертельно больным Андреем Болконским;

б) княжна Марья любит своего отца и всё прощает ему, несмотря на его несносный характер;

в) Пьер Безухов спасает на пожаре чужую девочку;

г) русские солдаты сочувственно относятся к пленным французам.

4)Л.Н. Толстой “Хождение по мукам”:

Даша Булавина работает в госпитале сестрой милосердия.

5)Л.Н. Толстой “Анна Каренина”:

Каренин прощает Анне измену, учитывая её болезнь после тяжёлых родов.

6)Н.С. Лесков “Человек на часах”:

Часовой спасает утопающего, зная, что его ждёт наказание за то, что он покинул пост.

7) М.А. Шолохов “Судьба человека”:

Андрей Соколов усыновил мальчика - сироту.

Далее: заслушать точку зрения ученика (см. 1*)

6) Вывод.

1)Какой можно сделать вывод, подытоживая сказанное?

(использовать, если нужно, речевые клише).

Предполагаемый ответ:

Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что автор заставляет нас задуматься над тем, что нужно делать, чтобы чувство милосердия в нас не атрофировалось. Нужно помнить о ближнем.

2)Заключительное слово учителя по обсуждаемой проблеме.

Итак, сегодня мы говорили о милосердии, о том, что это чувство не должно в нас притупляться, чтобы не исчезнуть совсем.

Мы вспомнили примеры милосердия из художественной литературы. И это тоже очень важно, потому что, читая художественное произведение, мы сопереживаем с героями, сочувствуем им, и сами становимся чище, лучше, добрее.

За будничной суетой нельзя забывать, что в милосердии нуждаются абсолютно все: больные и здоровые, богатые и бедные, старики, инвалиды, дети - сироты - словом, каждый человек.

И если мы будем, как учит Д. Гранин, “употреблять” и “упражнять” это чувство, то всем и каждому будет теплее жить на свете.

 7) Подведение итогов урока.

1) - Чему учились сегодня на уроке?

- Анализированию текста, чтобы написать сочинение.

- Что получилось?

- Определили проблему и позицию автора текста.

- Над чем нужно поработать более детально?

- Над изложением собственной точки зрения, т.к. она у каждого своя.

2) ДЗ: написать сочинение

(см. рекомендации учителя и памятку).

3) Оценки за урок.

Примечание: Текст Д.А. Гранина взят из книги “Русский язык. ЕГЭ”, издательство “Экзамен”, Москва, 2005 год.