Урок литературного краеведения "На Ямале мы живем. Леонид Васильевич Лапуций"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Познакомить с творчеством ненецкого поэта Л.Лапцуя;
  • Расширить знания учащихся о традициях, обычаях "малых" народов севера; о занятиях коренных жителей Ямала
  • Развивать творческие способности детей;
  • Воспитывать любовь и уважение к коренным жителям севера.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: - Ань торова, нацеки!

Здравствуйте, дети! Я поздоровалась с вами на ненецком языке, языке коренных жителей нашего края.

Сообщение темы, целей урока.

Дорогие ребята, сегодня на уроке вы:

  • познакомитесь с ненецким поэтом;
  • больше узнаете о традициях и обычаях "малых" народов севера;

Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель звонит в колокольчик.

Колокольчик есть у каждого ненецкого мальчика, как символ севера; у оленя, чтобы он не заблудился.

Чтение наизусть учителем:
Звенит звонок все громче, все сильней,
Какая трель над классом разливается!
Вы думаете, что это соловей?
Не соловей - урок наш начинается!

Вывод учителя: звон колокольчика - как трель соловья.

Беседа-опрос:

- Кто из вас слышал пение соловья?

- В каких краях поют соловьи? (в теплых)

- В какое время года? (весной, летом)

- А у нас на севере можно услышать соловья? (ответы уч-ся)

Работа по теме урока.

Учитель: На севере не живет птица соловей. Но есть человек, которого называют ямальский "соловей". Это ненецкий поэт Леонид Лапцуй. (показ на мультимедиа портрета Л.Лапцуя)

Он родился в рыбацком селенье,
Где играют у берега волны Оби,
И толчки его крови и сердцебиенье,
Говорят: "Не забудь!". Говорят нам "люби!".

Если в стойбище рождается ребенок - это радость, а если рождается мальчик - это радость вдвойне.

Беседа-опрос:

- Как отмечается рождение ребенка у коренных народов севера? Сколько раз?

- Что дарят новорожденному?

Ответы учащихся:

- Рождение ребенка отмечается 1 раз в жизни, в день его появления на свет, т.к. в тундре население ведет кочевой образ жизни.

- Новорожденному дарят:

1. Имя

Учитель (дополняет ответы учащихся строками произведений Лапцуя).

- Мальчику дали имя Вэсако, в переводе на русский язык - Леонид.

Был я назван именем Вэсака,
Что по-русски значит "Старец Мудрый"
Очень я гордился, ведь не всякий
Получает это имя в тундре.

2. Олененка.

3. Колыбель.

Задание: из предложенных предметов выбрать те предметы, которые вешают над колыбелью ребенка.

Ответы учащихся: вешают обереги: шкурки белки, горностая, зуб медведя, клыки морских животных.

4. Колыбельная песня.

Учитель: Знакомство с миром у Леонида Лапцуя шло с колыбельной песней матери. Мудрое народное слово и станет позже прекрасной основой поэзии Лапцуя.

Задание: работа с учебником Северные родники, стр. 40 - 43.

Выбрать колыбельные песни для мальчиков, для девочек.

Учитель: Прошло несколько лет, подрос наш Вэсака. Много он узнал из колыбельных песен матери, а главные жизненные уроки усваивал у своего отца.

Чтение отрывка из стихотворения "Советы отца".

У отца учился он выслеживать песца,
Учился понимать, какая птица кричит;
Когда ж пурга поднимет вой
И мгла небес с землей соединится -
По бездорожью приходить домой,
Чтоб ветер парусом ему был верным.
Отец хотел, чтоб он в свои 5 лет
Умел любой разгадывать секрет,
Стал пастухом, охотником примерным.

Блиц-опрос:

- В каком возрасте дети коренных народов севера получают первые жизненные уроки? (в 5 лет);

- Как распределяются обязанности в семье? (Мужчины и мальчики занимаются оленеводством, охотой, рыболовством; женщины и девочки - хранители семейного очага: ставят чум, готовят пищу, шьют одежду).

Игры:

Девочки ставят чум.

Мальчики охотятся - соединить животных и их следы.

Учитель:

Много дней позади, много дел:
От хороших - душой молодел,
От ошибок - старел и седел,
Но беды никому не хотел.
Пусть мой путь не был радушным сплошь,
Был он честен, а, значит хорош!

- К кому можно отнести прочитанные слова? (пожилым людям)

Главные наставления старших:

Вот пройдет твое беззаботное детство,
Юность познакомит тебя с дорогой.
Откроется перед тобой дорога - иди!
В дороге радость познания.
Увидят глаза красоту - задумайся.
Знай: красота - друг размышляющих.

- О какой дороге идет речь? (дороге жизни)

- О какой красоте говорится в наставлении? (красоте окружающего, красоте родного края)

Итог урока:

- Почему Леонида Лапцуя называли ямальским "соловьем"?

- Что нового узнали вы на уроке?

Выслушиваются ответы учащихся

Домашнее задание.

Творческое задание: нарисовать иллюстрацию на тему "На Ямале мы живем".

Учитель:

Ты не видел тундры?
Приезжай!
Приезжай к нам без опаски
Слушай шорох зимней сказки,
Слушай звон копыт по насту :
Приезжай! Мы встретим лаской!