Использование задач с практическим содержанием при изучении темы "Растворы"

Разделы: Химия


Одна из главных целей преподавания химии – пробуждение интереса учащихся к изучению веществ, окружающих их в повседневной жизни, правильному их применению. Расширить представления школьников о химических веществах можно, составляя тексты задач с практическим содержанием. Вникая в смысл задачи, ученик воспроизводит не только методику ее решения, но и еще раз убеждается, насколько тесна связь между знаниями по химии и повседневной жизнью человека. Этот материал должен послужить осознанию у школьника значения химии в нашей жизни и уже на первом этапе изучения химии найти практическое применение своим знаниям.

Предлагаемые задачи по теме «Растворы», позволяют формировать потребность у учащихся применять на практике вещества, встречающихся в быту, знать их свойства, формировать предметные умения. Данный материал учитель может применять при отработке навыков по только что изученной теме, при оценке усвоения учащимися программного материала, выполнении практической работы по приготовлению растворов и выполнение эксперимента в домашних условиях.

1. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе

  1. Для полоскания горла в 50г. воды растворяют 0,5г. борной кислоты. Какова массовая доля кислоты в полученном растворе?
  2. Для устранения зуда от укусов гнуса кожу рекомендуют протереть раствором питьевой соды: полчайной ложки (6г.) на стакан воды (250г.). Определить массовую долю соды в растворе.
  3. Чтобы цветные вещи из хлопчатобумажной и льняной ткани не линяли при стирке можно добавить на один литр воды 1-2 чайные ложки (12г.) соли. Какова массовая доля соли в полученном растворе?
  4. Ярко-красные или ярко-синие ткани дольше сохраняют цвет, если при полоскании добавить на один литр воды 12г. питьевой соды. Определить массовую долю соды в полученном растворе.
  5. При ожоге кожи негашеной известью пораженное место промывают раствором марганцовки (перманганата калия). Какова массовая доля перманганата в растворе, если в 200г. раствора содержится 20г. вещества.
  6. Оконные стекла можно вымыть теплым раствором уксуса: 2 столовые ложки (30г.) на один литр воды. Определить массовую долю уксуса в полученном растворе.
  7. Для приготовления маринада для засолки капусты взяли один стакан сахара (200г.) и три стакана воды (1 стакан – 250г.). Определить массовую долю сахара в маринаде.
  8. Перед посевом семена помидор замачивают в растворе сульфата меди (II). Какова массовая доля соли в полученном растворе, если в 20г. воды растворили 0,04г. соли?
  9. Пероксид водорода – отличный антисептик, раствором которого можно полоскать горло. С какой массовой долей получится раствор для полоскания, если в 250г. раствора находится 5г. вещества?
  10. Для засолки огурцов на 1л. воды берут 90г. соли. Какова массовая доля соли в полученном растворе.

2. Приготовление раствора с известной массовой долей растворенного вещества

  1. Как приготовить 20г. 1%-го раствора сульфата железа (II) для излечивания цветов от хлороза?
  2. Срезанные гвоздики сохраняются до 20-25 дней, а розы – до 12-15 дней, если их поставить естественно в 6%-й и 4%-й растворы сахара. Как приготовить 500г. таких растворов?
  3. Кумыс – национальный молочный напиток многих кочевых племен – содержит до 2,5% спирта. Какова масса спирта в 200г. кумыса?
  4. Химическая процедура для осветления волос совершается с помощью 3%-ного раствора пероксида водорода. Как приготовить 500г. такого раствора?
  5. Потребление жидкостей, содержащих более 1% сахара, повышает уровень обменных процессов в организме, усиливая его перегрев. Рассчитайте массу сахара в 250г. такого раствора.
  6. Антифриз «Тосол-А» (жидкость, понижающая температуру замерзания воды) содержит до 37% этиленгликоля. Как приготовить 5кг. такого раствора?
  7. Как приготовить 250г. 5%-ного спиртового раствоар амбры (вещества, которое образуется в кишечнике кашалота), применяемого при производстве духов?
  8. Рассчитайте массу компонентов и объясните способ приготовления раствора бриллиантового зеленого спиртового 10г. 1%-ного, применяемого для обработки ран.
  9. Столовый уксус представляет собой раствор, массовая доля уксусной кислоты в котором 9%. Вычислите массу уксусной кислоты в растворе массой 300г.
  10. 30%-ый раствор глицерина в медицине применяется для приготовления мазей. Определите, какую массу глицерина плотностью 1,26г/мл надо взять для приготовления водного раствора объемом 50мл.

3. Молярная концентрация растворов

  1. Определить молярность раствора, в 250мл. которого содержится 2,5г. едкого натра. Раствор применяется для склеивания янтаря.
  2. Для обработки семенных клубней картофеля против грибкового заболевания применяют формальдегид СН2О. Рабочий раствор готовят разведением 135г. вещества и доводят объем до 3л. Определить молярность полученного раствора.
  3. Как приготовить 100мл. 0,1М раствора серной кислоты, применяемого для промывки и дезинфекции гравия перед засыпкой в цветочный горшок?
  4. Для борьбы с мучнистой росой крыжовника можно использовать 1,5М водный раствор соды Na2CO3. Рассчитать массу соды в 1л. такого раствора.
  5. Определить массу аммиака (NН3) в 40мл. 0,015М раствора нашатырного спирта, применяемого для бытового использования.