Трудности, существующие в разговорах с маленькими детьми

Разделы: Работа с дошкольниками


В наше время каждый ребенок на экранах телевидения, в кино, в мультиках, журналах, книгах и радио сталкивается со страшным словом смерть.

Что такое смерть? Говорить с детьми об этом или нет? Как объяснить им? Не будет ли для ребенка этот разговор - травмой. Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель.

Когда-то смерть была неотделимой частью жизни. Человек умирал дома, в окружении любящих его родственников. Взрослые и дети переживали смерть вместе и поддерживали друг друга.

Для лучшего понимания того, что дети думают о смерти, необходимо изучить детское восприятие. Ученые находят, что два фактора влияют на представления детей о смерти: стадия их душевного развития и их опыт (включая влияние окружения, этический, культурный, религиозный фон).

Мы должны осознавать, что смерть это естественное завершение жизни каждого из живущих. Печаль, сопутствующая смерти, может быть лучше всего смягчена заботой друг о друге, если вы ухаживаете за больным или просто находитесь рядом.

Общение с дошкольниками и младшими школьниками может быть очень непростым независимо от темы. Объяснения для детей должны быть краткими и простыми. Длинные лекции и запутанные ответы, вероятнее всего, только смутят их или утомят. Использование конкретных и хорошо известных примеров может облегчить Вашу задачу.

Для примера доктор Earl Grollman предлагает в книге «Explaining Death to Young Children» сделать смерть более понятной, объясняя ее как отсутствие обычных проявлений жизни. Когда люди умирают, то они не дышат, не едят, не говорят, не думают или не чувствуют ничего. Когда собаки умирают, они больше не лают, не бегают, мертвые цветы больше не растут и не цветут.

Ребенок может задать вопрос сразу или отреагировать задумчивой тишиной и вернуться к обсуждению через какое-то время, задав множество вопросов. Необходимо все время контролировать, достаточно ли понятно сказанное вами, так как дети иногда путают услышанное. Поскольку дети обучаются через повторение, им может быть не обходимо повторять вопросы вновь, и вновь услышать ответ.

Проходит время, и дети приобретают новый опыт, который требует дальнейшего прояснения, и для них чрезвычайно важно ощущение, что кто-то разделяет их мысли и чувства. Необходимо время для того, чтобы ребенок мог полностью понять расхождение между самой смертью и эмоциональными переживаниями, с ней связанными. Ребенок, который знает, что дедушка Коля умер, все-таки может спросить, почему тетя Таня плачет. Он нуждается в ответе: «Тетя Таня плачет потому, что ей тяжело, что дедушка Коля умер. Она скучает по нему очень сильно. Мы всегда чувствуем печаль, когда кто-то, о ком мы заботились, умирает».

Бывают также моменты, когда нам трудно вникнуть в то, о чем дети нас спрашивают. Например, вопрос: «Когда ты умрешь?», сильно заденет вас, на самом деле может быть просьбой ребенка об успокоении.

Малыш постигает смерть как - то, что со временем обязательно происходит, и в то же время не совсем понимает, что смерть - это конец. Ребенок может представлять себе, что смерть означает уход родных людей и возможность остаться без их заботы пугает его. Дети нуждаются в том, чтобы их успокоили реальной заботой о них.

Ребенку зачастую очень трудно найти подходящие слова, чтобы назвать то, что его тревожит. Истинное содержание его беспокойства мы должны уточнить для себя, прежде чем отвечать на вопрос. Это можно сделать, задавая ему вопросы типа: «Ты беспокоишься, что я не смогу быть здесь, чтобы позаботиться о тебе?». Если это как раз тот случай, то успокаивающим и подходящим ответом может быть, например, такой: «Я не собираюсь умирать еще долго. Я рассчитываю быть с тобой так долго, как ты будешь нуждаться во мне. Но если мама или папа умрут, найдется много людей, которые позаботятся о тебе. Есть тетя Лена, дядя Ваня, дедушка и бабушка».

Другая проблема связана с тем, что у детей формируются ошибочные представления о смерти. Доктор R. Fulton персонаж книги Grollmanа подчеркивает, что некоторые дети, если они слышат такие высказывания взрослых о смерти, как «вечный сон», «вечный покой», смешивают смерть и сон. В результате этой подмены ребенок может начать бояться ложиться спать или задремать.

Аналогично, если детям говорят, что некто, кто умер, «ушел», даже краткое расставание может обеспокоить их. Поэтому важно избегать слов типа «сон», «покой», «уход», когда говорите с ребенком о смерти.

Рассказывая детям, что болезнь была причиной смерти, можно тоже испугать их. Дошкольники не знают разницы между временной и фатальной болезнью, и тогда даже легкое недомогание может стать причиной излишних беспокойств. Когда вы говорите ребенку о ком-то, кто умер в результате болезни, важно объяснить, что только очень серьезная болезнь может быть причиной смерти и что, несмотря на то, что временами мы все болеем, обычно мы выздоравливаем.

Другое обобщение, которое мы обычно неосторожно делаем, это соотнесение смерти со старостью. Утверждения типа: «Только старые люди умирают», «Она умерла, потому что она была стара» - могут привести к недоверию, когда ребенок случайно узнает, что молодые тоже умирают. Лучше сказать примерно так: «Она жила долго до того, как умерла. Многие люди живут долго, но не все. Я надеюсь, что мы оба - ты и я - будем жить долго».

Религия для многих людей является главным источником силы и поддержки, когда они имеют дело со смертью. Но, если религия не играла важной роли в семейной жизни до того, как ребенок задумался о смерти, он может прийти в замешательство или испугаться объяснений, которые опираются на религиозные представления.

Дети склонны понимать сказанное дословно и объяснения, опирающиеся на религиозные представления, утешительные для взрослых, могут растревожить детей. Например, объяснения типа: «Братик сейчас с Богом», «Этого хотел Бог», - могут маленьких детей скорее напугать, чем успокоить. Ребенок может забеспокоиться, что Бог решит взять его, как Он сделал с маленьким братиком.

Если наши слова и поведение противоречат друг другу, то это тоже путает детей и может углубить опасения и ошибочные представления, связанные со смертью. Спокойное утверждение: «Он счастлив теперь», - когда оно соединено со слезами, может смутить, запугать ребенка. Кроме того, нам следует помнить, что дети перенимают у взрослых образ поведения в определенных ситуациях.

Несмотря на то, что религиозные представления могут быть источником силы и поддержки, смерть означает потерю живого существа. Это время грусти и печали. Очень важно помочь детям принять свою потерю и горе. Пытаясь защитить детей, мы лишаем их возможности поделиться с нами своими чувствами, получить так нужную им поддержку. Если у нас с детьми общие религиозные убеждения, мы можем помочь им, оставаясь чуткими к тому, как дети постигают и понимают происходящее. Важно понять, как дети на самом деле слышат и видят события, которые происходят вокруг них.

Есть много возможности, которые нам предоставляет повседневная жизнь. Обычно легче говорить о смерти, когда наши эмоции не затронуты. Может быть, Вам будет полезно говорить с детьми о смерти цветов, деревьев, насекомых или птиц. Некоторые малыши проявляют большой интерес к мертвым насекомым, им хочется их внимательно исследовать, они задают подробные вопросы о том, что физически происходит с мертвым существом.

Хотя этот интерес может показаться нам отталкивающим, и мы воспринимаем его болезненно, для детей это способ познания смерти. Нельзя, чтобы дети чувствовали вину или смущение в связи с подобным любопытством. Их интерес может дать нам удобный случай объяснить, например, что все живые существа умирают и освобождают место для новых живых созданий.

Подобный ответ может или удовлетворить ребенка в тот момент или вызвать вопросы о нашей собственной смерти. От нас требуются честные, спокойные и простые ответы. Если мы говорим с очень маленькими детьми, мы должны помнить, что только ограниченное количество информации может быть усвоено ими за раз. Ребенок может серьезно выслушать наши ответы и счастливо ускакать со словами: «Хорошо, но я-то никогда не умру». Нам не нужно пытаться опровергать это утверждение или думать, что наши усилия пропали зря. Мы облегчили ребенку возможность вновь вернуться к этому вопросу, когда ему вновь понадобятся наши ответы.

Другим примером удобного случая обсудить с детьми эти вопросы может быть ситуация, когда умирают известные люди и их смерть, похороны и всеобщая реакция широко освещаются в средствах массовой информации.

Когда умирает кто-то известный, дети неизбежно видят по телевизору какие-то передачи, связанные с этим событием, или слышат упоминания по радио, в детском саду или в наших разговорах. Все равно случившееся трудно игнорировать. Это естественный момент, которым мы можем воспользоваться, чтобы дать детям необходимую информацию или исправить некоторые ошибочные представления о смерти, которые могут у них быть.

Если дети найдут умершее насекомое, птенчика или другого мелкого зверька, воспользуйтесь этим, чтобы рассказать, что значит «смерть» в физическом смысле – неподвижность, молчание, отсутствие реакций.

Если мы имеем дело с насильственной смертью, например, убийством, мы можем использовать это как хорошую возможность, чтобы сказать что-нибудь успокаивающее детям об их безопасности. Игра в насилие, становящаяся обычным, будничным явлением, и насильственная смерть широко известного человека или кумира могут стимулировать у детей страхи или подтверждать их искаженное восприятие, связанное с опасностями, существующими вокруг. В результате дети могут начать беспокоиться, что «плохие» люди или «плохие» чувства людей не могут контролироваться. Ребенку бывает необходимо услышать, что многие люди отвечают за свои действия и не убивают друг друга, хотя, конечно, любой человек временами чувствует себя плохо или сердится.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

Дети еще не умеют достаточно хорошо выражать свои мысли словами, но действуют они, прежде всего, руководствуясь чувствами. Помогите ребенку выразить свои эмоции - пусть он бьет или месит тесто, рисует, забивает гвозди.

Напишите вместе книжку о том, кто умер, и о тех замечательных делах, которые он (она) успели сделать при жизни. Если ребенок не склонен говорить об этом человеке, сочините с ним историю о каком-нибудь маленьком зверьке, который потерял кого-либо из тех, кого очень любит.

Отвечайте на вопросы о смерти прямо и точно. Учтите, если дети начинают задавать такого рода вопросы, значит, они усиленно размышляют на эту тему. В некоторых случаях эти вопросы навеяны обеспокоенностью своей судьбой: «А когда я умру?». Лучший ответ – «Я надеюсь, что ты проживешь долгую – долгую жизнь».

Литература

  1. Earl Grollman, Explaining Death to Young Children: изданный Water Bugsand Dragonflies, USA в 1990 г.

  2. Свирская Л. Работа с семьей: обязательные инструкции, М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

  3. Франзуаза Дольпто Когда рождается ребенок, М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.

  4. Пернилла Стальрельт Книга о смерти, М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.

  5. У.Нильсон, Э.Эриксон Самые добрые в мире ,М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.