Урок русского языка в 1-м классе по теме "Текст"

Разделы: Начальная школа


Цель: расширить знания детей о тексте.

Задачи:

  • познакомить с понятием монолог, диалог;

  • развивать мышление, речь, умение оформлять предложения письменно;

  • воспитывать любовь к родному языку, родной природе, уважение друг к другу.

Оборудование: полоски с предложениями соединенными вместе, ножницы, наборное полотно с буквами, учебник русского языка 1 класс, автор А.В. Полякова, листочки с набранным текстом для д\з, карточки со словами монолог, диалог.

Ход урока

1.Учитель: Наш урок начнем с приветствия.

- Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Хором поздороваемся с солнышком.

Дети (глядя в окно, улыбаясь): Здравствуй, солнышко!

Учитель: С небом!

Дети: Здравствуй, небо!

Учитель: С птицами!

Дети: Здравствуйте, птички!

Учитель: С друзьями!

Дети (повернувшись друг к другу, улыбаясь): Здравствуйте, друзья!

Учитель: С гостями!

Дети (повернувшись к гостям): Здравствуйте!

Учитель: Что вы можете сказать о своем настроении?

Дети: Очень хорошее настроение! - Мне весело! – А мне сначала было немножко страшно, потому что у нас много гостей, а сейчас я не боюсь, они все улыбаются нам.

Учитель: Замечательно, значит можно начинать! Запишите число, классная работа.

2. Учитель: Назовите одним словом то, что вы видите на наборном полотне - Е Т С К Т.

Дети: Это буквы! - Они все большие.

Учитель: Докажите, что это буквы.

Дети: Я их вижу и могу их назвать! – А я могу их написать.

Учитель: Писать их не нужно. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете тему нашего урока.

Дети: - Нельзя составить слово, они все согласные! – Нет, тут есть гласная. – Нельзя составить, нет такого слова! – Я знаю, это слово текст!

Учитель: Вам знакомо это слово?

Дети: Да! Мы его знаем. Текст – это рассказ.

Учитель: Действительно, это слово нам знакомо и для нас оно не ново. Расскажите, опираясь на рисунок учебника на с. 79, что вы знаете о тексте.

Дети: Текст состоит из нескольких предложений.- В предложении может быть два, или три, или больше слов. – Они связаны между собой.

Учитель: Как? Веревочкой?

Дети: Нет, они связаны по смыслу одно с другим.

Учитель: Молодцы, ваши глазки были внимательны, вы все увидели на рисунке, все рассказали правильно. Эти наблюдения нам сегодня очень помогут при выполнении заданий.

Задание 1. На столе у каждого лежит полоска

ДОЛГО ГОРЕЛ КОСТЕР САМОЛЕТ СДЕЛАЛ КРУГ НАД АЭРОДРОМОМ ВЧЕРА НА УРОКЕ БЫЛ ДИКТАНТ

Разрезать полоску на части, чтобы каждая содержала предложение.

Проверка.

Учитель: Сколько получилось предложений?

Дети: - У меня 3. – И у меня 3.

Учитель: Прочитайте первое предложение.

Дети: Долго горел костер.

Учитель: Второе?

Дети: Самолет сделал круг над аэродромом.

Учитель: Третье?

Дети: вчера на уроке был диктант.

Учитель: Что нужно знать, чтобы правильно записать эти предложения?

Дети: Что начало пишется с большой буквы, а в конце ставится точка.

Учитель: Только ли точка?

Дети: - Нет, еще можно поставить вопросительный знак. – И восклицательный!

Учитель: Прочитайте эти предложения как вопросительные, восклицательные. (дети читают с разной интонацией и разным смысловым ударением).

Учитель: Эти знания нам сейчас понадобятся при выполнении следующего задания.

Задание 2. №134

Спишите. Поставьте, где надо точки и замените строчные буквы прописными.

У дома растут густые кусты серая птица села на ветку рыжий кот крадется к птичке Сережа и Павлик прогнали кота.

Проверка.

Учитель: Сколько предложений получилось?

Дети: - У меня получилось 3. – А у меня 4. – И у меня 4.

Учитель: Давайте разберемся, сколько же здесь предложений. Прочитайте 1-е, 2-е, 3-е, 4-е.

Дети: - Я же говорил, что 4!

Учитель: Молодцы, разобрались и исправили все ошибки.

Физминутка

Учитель: 1, 2, 3, 4, 5, будем мы сейчас играть.

Я вам буду рассказывать разные новости, если они радостные, то вы громко кричите «Ура!», а если грустные «У-у-у!».

Учитель: В нашем классе самые замечательные дети.

Дети: «Ура!»,

Учитель: Самые симпатичные девчонки.

Дети: «Ура!»,

Учитель: И самые чумазые мальчишки.

Дети: «У-у-у!».

Учитель: Извините, чудесные мальчишки.

Дети: «Ура!»,

Учитель: Каждый второй у нас двоечник.

Дети: «У-у-у!».

Учитель: А каждый первый отличник.

Дети: «Ура!»,

Учитель: Скоро будет праздник.

Дети: «Ура!»,

Учитель: И всем дадут подарок.

Дети: «Ура!»,

Учитель: Целую банку горчицы.

Дети: «У-у-у!».

Учитель: Наш урок подходит к концу.

Дети: «У-у-у!».

Ошиблась, не урок, а игра.

Дети: «У-у-у!».

Учитель: Но если она вам понравилась, мы будем в нее еще играть.

Дети: «Ура!»

3. Учитель: Итак, мы выполнили с вами 2 задания. В каком из них предложения составляют текст? Докажите.

Дети: - Я считаю, что в первом. – Нет, я не согласен, там предложения не связаны между собой. А вот во втором связаны, поэтому второй это текст.

Учитель: Сделайте вывод, что такое текст.

Дети: Текст, это когда предложения между собой связаны по смыслу.

Учитель: Сравните наш вывод с выводом в учебнике с 79 (дети хором читают правило).

Учитель: Все ли вы сказали о тексте?

Дети: Нет, еще текст можно озаглавить.

Учитель: Как можно озаглавить записанный у вас в тетрадях текст?

Дети: - «Как мальчики спасли птичку».- «Дети и птичка». – «Кот и птичка».

Учитель: Какое из предложенных названий больше всего подходит и почему?

Дети: Я думаю, что все названия подходят. - И я. - Мне кажется, «Как мальчики спасли птичку». – А я считаю, что «Кот и птичка».

Учитель: Давайте посмотрим еще раз в учебник, что говорится о заглавии, и поймем, кто из детей прав. (дети еще раз читают правило в учебнике)

Дети: Больше подходит первое, оно хорошо показывает, о чем говорится в тексте.

Учитель: Молодцы, умеете думать!

4. Учитель: Прочитайте текст в № 139.

Кто наказал его?

Я обидел товарища. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? – спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.

Учитель: О ком рассказал мальчик? Докажите.

Дети: он рассказал о себе, потому что везде говорит, я обидел, я ударил

Учитель: Прочитайте еще раз слова мальчика.

Когда говорит один человек – это монолог. (на доске появляется карточка со словом «монолог»)

Учитель: С кем разговаривает мама?

Дети: - С соседкой.

Разговор двух или нескольких человек называется диалогом. (на доске появляется карточка со словом «диалог»)

Учитель: Как бы вы ответили на вопрос соседки?

Дети: Как мама, он сам наказал себя, с такими детьми никто не хочет дружить. – Не надо никого обижать.

Учитель: Что вы можете сказать о мальчиках из № 134 и 139?

Дети: Мальчики, которые спасли птичку – добрые, а этот мальчик злой. – А мне его жалко, он один. Чтобы не остаться одному, надо хорошо к другим относиться.

Учитель: Спишите выделенные слова в № 139, разделяя их на слоги.

Проверка.

5. Учитель: Сейчас я кое-что прочитаю вам, а вы внимательно послушайте и скажите, можно ли это назвать текстом и почему.

Олег и Юра живут в Москве. Летом они поедут на дачу. Едет и приговаривает: «Битый небитого везет». Там живет дедушка Семен. Дед плачет, баба плачет. Рядом с деревней лес и река. Ребята любят ходить в лес. «Ау, ау, подруженьки!» Мальчики будут удить рыбу. - Опустишь хвост в прорубь и приговаривай: «Ловись, рыбка большая и маленькая!»

Учитель: Это текст?

Дети: Нет, это не текст. – Тут ничего не понятно. – здесь смешались разные сказки.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Дети: Убрать лишнее, то что не связано. – Сказки убрать, они разные.

Учитель: Выполните это задание дома, данный текст перед вами на листочках.

6. Учитель: Предлагаю поиграть еще в одну игру «Доскажи словечко-антоним»

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь - … (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь - … (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты - …(храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ты скажешь мне - … (конец).

7. Учитель: Наш урок подошел к концу. Чему научились на уроке?

Дети: - Мы учились еще раз правильно записывать предложения. - Я научилась делить текст на предложения. – Я понял, что нельзя никого обижать

Учитель: Что нового вы узнали?

Дети: Я узнала, что текст можно озаглавить. – А я узнала, что такое монолог и что такое диалог.

Учитель: При выполнении каких заданий не испытывали затруднений?

Дети: Мне легко было разделить текст на предложения, у меня все было правильно. – Я сначала неправильно записала начало предложения, но потом исправила.

Учитель: Что было интересным?

Дети: Мне все было интересно. – Все понравилось. – Я еще хочу поиграть.

Учитель: И мне было интересно с вами работать, слушать ваши рассуждения, видеть, как вы думаете, приобретаете новые знания. Спасибо за работу.