Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе по теме "Устное народное творчество. Сказки народов мира"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Закрепить знания детей о малых жанрах русского фольклора;
  • Стимулировать умственную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету, наблюдательность воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память;
  • Формировать умение овладевать оценочной терминологией, умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Задачи:

  • Закреплять навыки выразительного чтения.
  • Познакомить со сказками народов мира.

Проблема: “Добро торжествует?! Зло наказывается?!”

Ход урока

I. Организационный момент

На доске.

В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро на веки
Побеждает зло

Учитель: Сегодня урок начнём с продолжения знакомства с искусством народа. Это искусство следует за нами с детства во взрослую жизнь. Что это за искусство хотите узнать?

  • От топота копыт пыль по полю летит.

– К какому жанру относятся эти слова?

Дети. Скороговорка

(Читают про себя, вслух, пробуют в паре повторить, перед классом.)

Учитель: Слушайте дальше

Федот – криворот
Ужас у ворот
Упал в кадушку
Раздавил лягушку
Упал на мяту
Раздавил хату.

Учитель: Что это?

(Выступление ребят, скороговорка, обзывалка, дразнилка)

Доказали – Дразнилка.

Учитель: Дальше отгадайте: Что это?

Пошёл котик во Торжок
Купил себе пирожок
Идёт котик по лавочке
Ведёт киску за лапочку
Ходят вместе они
А ты, маленький усни!

(Дети обсуждают и приходят к выводу, что это похоже на колыбельную)

Учитель: Может, кто-то из вас знает другую колыбельную?

Дети:

Улитка, улитка
Высуни рога
Дам тебе пирога.
Дождик, дождик пуще
Дам тебе гущи
Выйду на крылечко
Дам огуречка.

(Ребята высказали воё мнение о том, что они так говорят, когда идёт дождик, но не знают, как это называется. Один ребёнок сказал, что это – зазывалка )

Учитель: Я вам ребята, помогу можно? Это заклички.

– О чём мы ещё не говорили?

Дети: О считалках, поговорках, пословицах.

Учитель: Помогите мне. Кто знает считалки?

(Выступления ребят у доски.)

Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире
К ним повадился сам друг
Крестовик – большой паук
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы попросим:
“Ты, обжора, не ходи”
“Ну-ка, Мишенька, води”

Учитель: Поговорки

  • “Лёгок на помине”
  • “За словом в карман не лезет”

Пословицы:

  • Декабрь – год кончает, а зиму начинает
  • Делу – время, а потехе – час.

Учитель: А как вы думаете только у русских людей есть пословицы, поговорки? Пословицы и поговорки живут в каждом народе и передают их друг другу из поколения в поколение.

Физкультминутка музыкальная

II. Знакомство с пословицами и поговорками разных народов

(Выступление ребят.)

Учитель: Что общего, в чём отличия? (Выступления ребят.)

– Как можно, одним словом называть эти малые жанры?

Дети:

  1. устное народное творчество
  2. искусство народов
  3. наблюдение народов

Учитель: Как можно, одним словом назвать эти малые жанры?

Дети: Устное народное творчество.

Учитель: Да, ребята, то с чем мы сейчас познакомились, называется устное народное творчество. Почему устное и почему народное?

(Выступление ребят.)

III. Работа по теме

Учитель: Послушайте два отрывка. Подумайте, к какому жанру относятся они?

  1. Жили-были котик да петушок.
    Хорошо жили дружно.
    Котик на охоту ходил, а петушок обед варил.
  1. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил по середине. Ты что? Да кто ты? Закричал он на…

(Дети доказывают, где сказка, где быль.)

1 ученик: Хочу добавить, сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.

Учитель: Сказки, каких народов вы знаете?

(Высказывание детей.)

Учитель: Вы уверены, что много сказок знаете? Сейчас проверим. Я буду зачитывать строчки из сказок, а вы отгадывайте.

Зачитываю несколько строк из татарской сказки “Три сестры” – (Дети не отгадали.)

– Хотите послушать сказку другого народа? (Читаю).

(Высказывания ребят).

IV. Инсценирование

Мальчик: Сейчас мы вам, покажем нанайскую сказку “Айога”

(Инсценирование сказки.)

Учитель: Что общего, в чём различие в этих сказках?

(Выступления ребят.) Анализ.

– Сейчас можете ответить на вопрос: “Добро торжествует, зло наказывается?”

V. Итог

Учитель: Так откуда же берутся пословицы, поговорки, заклички, сказки?

(Дети: их сочинял народ и у каждого народа своё устное народное творчество.)

– Вам понравился урок?

Дети: Да, очень.

Учитель: Спасибо всем, ребята, за этот урок!

VI. Домашнее задание

Прочитать и подготовить свою сказку и рассказать её всем на следующем уроке.