Театрализованный урок для 11-х классов по теме: "Выборы короля поэтов"

Разделы: Литература


Цели урока:

Обучающие:

  • формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
  • формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

Развивающие:

  • совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
  • развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.

Воспитывающие:

  • познакомить учащихся с творчеством поэтов Серебряного века;
  • дать представление об эпохе, отраженной в поэзии Серебряного века;
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
  • прививать интерес у учащихся к литературе, музыке, искусству;
  • формировать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Звучит музыка С.Рахманинова.

Приложение 1 (презентация).

Приложение 2.

Учитель: Начало 20 века. Это было особенное время – время экспериментов. И жили в нем особенные люди, движимые потребностью все обращать в поэзию, стать целым миром, раствориться, разлиться в нем. Это была целая литературная планета, у которой был свой период младенчества, взросления, зрелости. Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Игорь Северянин и многие другие…Каждый из них оставил свой неповторимый след в литературной летописи.

Стихи этих поэтов проверены временем. Они помогают увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времен достоянием своего внутреннего мира.

Творчество этих поэтов сложно и неоднозначно. Общим, пожалуй, у всех является стремление спасти человечество, возродить его с помощью искусства.

Сегодня на уроке мы попробуем оживить одну из страниц летописи поэзии начала 20 века.

1 ученик: 1918 год. Февраль. Время, насыщенное политикой: диктатура большевиков, нищета, холод, голод. Но, несмотря на это, культурная жизнь продолжается.

2 ученик: По городу была расклеена афиша, сообщавшая цели и порядок проведения вечера:

“Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет присуждено публикой всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием.

Всех поэтов, желающих принять участие на великом, грандиозном празднике поэтов, просят записываться в кассе Политехнического музея до 12 (25) февраля. Стихотворения не явившихся поэтов будут прочитаны артистами.

Желающих из публики прочесть стихотворения любимых поэтов просят записаться в кассе Политехнического музея до 11 (24) февраля. Результаты выборов будут объявлены немедленно в аудитории и всенародно на улицах. Приложение 1, слайд 2

Порядок вечера:

1) Вступительное слово учредителей трибунала.

2) Избрание из публики председателя и выборной комиссии.

3) Чтение стихов всех конкурирующих поэтов.

4) Баллотировка и избрание короля и кандидата.

5) Чествование и увенчание мантией и венком короля и кандидата”.

1 ученик: “Избрание короля поэтов” открыло собой длинную серию поэтических вечеров в Большой аудитории Политехнического музея, на которых поэты и публика вступали в прямой диалог; приговоры — поддержка, одобрение или неприятие — выносились тут же. Может быть, никогда еще поэты не стояли так близко к своему читателю и не ощущали его так отчетливо.

Вечера носили общее название “Вечеров новой поэзии”, хотя некоторые из них имели и свои названия: “Смотр поэтических школ”, “Вечер поэтесс”, “Чистка поэтов” и т. д. Для всех этих вечеров была характерна общая заинтересованность и откровенная реакция публики, на них бушевали страсти, возникали скандалы, но, несмотря на анекдотичность некоторых эпизодов, за ними всегда чувствуется высокая поэтическая атмосфера этих вечеров.

Учитель: Мы не знаем точно, как проходили выборы короля поэтов, потому что современники этих событий в своих воспоминаниях расходятся. Одни утверждали, что в этом мероприятии приняли участие лишь немногие поэты, в основном футуристы, другие, наоборот, что зал Политехнического музея был заполнен до отказа поэтами и публикой, третьи очевидцы вообще называют разные фамилии состязавшихся поэтов. Однако все едины в том, что выборы короля поэтов состоялись и в том, кто стал им. Мы, проведя исследовательскую работу, предлагаем свою версию.

Выходят ученики, выполняющие роли ведущих.

1 ведущий: Уважаемые присутствующие! Сегодня мы выбираем короля поэтов. Звание будет присуждено по результатам голосования. Всем розданы листки бумаги для письменной подачи голоса в пользу того или иного кандидата. Вы должны определить самого достойного поэта.

2 ведущий: Жаль, что некоторые поэты по тем или иным причинам не смогли принять участие в нашем конкурсе. Нет Брюсова, Вячеслава Иванова, Андрея Белого. Но, тем не менее, здесь присутствуют другие известные поэты, достойные звания короля. Стихи некоторых поэтов прочтут артисты.

1 ведущий: Итак, разрешите представить вам, уважаемая публика, участвующих в нашем состязании:

  • Константин Бальмонт
  • Василий Каменский
  • Давид Бурлюк
  • Лев Никулин
  • Владимир Маяковский
  • Игорь Северянин

2 ведущий: В исполнении артистов прозвучат стихи

  • Валерия Брюсова
  • Ивана Бунина
  • Анны Ахматовой
  • Федора Сологуба
  • Александра Блока

Выходят ученики, исполняющие роли поэтов и артистов.

1 ведущий: Начинаем наш конкурс. Артистка Наталия Поплавская прочтёт стихотворения Ивана Бунина и Валерия Брюсова.

Наталия Поплавская: Творчество замечательного поэта И.А. Бунина — это целый мир, каждое стихотворение — часть этого мира. Люблю Бунина. Люблю за простоту и ясность языка, за неторопливое, спокойное повествование, за непревзойдённую музыку стиха. Чем больше его читаю, тем сильнее он притягивает к себе. Люблю размышлять вместе с поэтом о счастье. Приложение 1, слайд 3

Звучит стихотворение “Вечер” Приложение 2.

2 ведущий: А сейчас вы услышите стихотворение поэта, который когда-то мечтал найти путеводную звезду в тумане и стать пусть не королем, но вождем обязательно. Приложение 1, слайд 4

Наталия Поплавская: Валерий Брюсов “ К самому себе” Приложение 2.

Зрители-футуристы: Уничтожить Я в литературе!

- Плевать на алтарь искусства!

1 ведущий: Прошу публику успокоиться! Продолжаем наш конкурс. Лев Никулин прочтёт стихотворения Ф. Сологуба. Приложение 1, слайд 5

Лев Никулин: Я прочту стихотворение “Россия” Приложение 2.

2 ведущий: Артистка Надежда Нолле прочтёт стихотворение Анны Ахматовой. Приложение 1, слайд 6

1 зрительница: Ахматова? Кто она такая?

2 зрительница: Это жена Николая Гумилева.

1 зрительница: Ну, разумеется, жены поэтов всегда пишут, жены художников возятся с красками, жены музыкантов играют...

Надежда Нолле: Первое стихотворение Анна Ахматова написала, когда ей было 11 лет. Сейчас у нее уже напечатано несколько сборников. В своих стихотворениях она говорит о любви, о любви к жизни, к людям.

Звучит стихотворение “ Сколько просьб у любимой всегда!” Приложение 2.

-Я прочитаю еще одно стихотворение, его написал замечательный поэт Александр Блок. Приложение 1, слайд 7

Звучит стихотворение из цикла “Пляска смерти” Приложение 2.

1 ведущий: Во втором отделении со своими стихами выступают поэты, а откроет его Лев Никулин. Он прочитает отрывок из поэмы “Павел I” . Приложение 1, слайд 8

Выходит ученик, изображающий поэта, читает стих.

2 ведущий: Продолжает наш конкурс поэт, чьи стихи вспыхнули, как солнце. Они привлекают и очаровывают “певучей силой”, музыкальностью. Поприветствуем! Константин Бальмонт! Приложение 1, слайд 9

Выходит Бальмонт, читает стихотворение “Приветствую тебя, старинный крепкий стих…” Приложение 2.

1 зрительница: Блистательно!

2 зрительница: Бальмонт, вы золотой прощальный сноп улетающей кометы эстетизма!

Бальмонт: Благодарю вас!

1 ведущий: А сейчас слово “ отцу русского футуризма”. Человеку, который считает себя “лучшим художником среди поэтов и лучшим поэтом среди художников”. Его имя – Давид Бурлюк. Приложение 1, слайд 9

Д. Бурлюк читает стихотворение “ Мы футуристы,” Приложение 2.

Футуристы: Вот настоящие стихи! Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

- Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

2 ведущий: Давайте соблюдать тишину! Просьба вести себя нормально, вы не на митинге, уважайте других! Продолжает наш конкурс Василий Каменский. Приложение 1, слайд 10

Василий Каменский: Это Я — футурист – песнебоец и пилот- авиатор. Мои стихи для вас.

Звучит стихотворение “Весело. Вольно. И молодо” Приложение 2.

1 ведущий: Спасибо! Мы продолжаем наш праздник поэзии.

Послушайте!
Если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

Знаешь, чьи это стихи?

2 ведущий: Конечно, знаю! И все, наверное, тоже догадались, что сейчас на сцену выйдет Владимир Маяковский. Приложение 1, слайд 11

Владимир Маяковский: Я – поэт. И этим интересен.

1 зрительница: Маяковский, почему вы всегда себя хвалите?

Владимир Маяковский: Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут другие.

2 зрительница: Почему вы так много пишите о революции?

Владимир Маяковский: Стихи и революция как-то объединились в моей голове. Моя революция, поэтому и сегодня я читаю стихи о революции.

Звучит стихотворение “Революция” Приложение 2.

1 зрительница: Ваше стихотворение слишком длинно...

Владимир Маяковский: А вы сократите. На одних обрезках можете себе имя составить. У меня есть единомышленники, всегда в зале найдутся два-три слушателя, по-настоящему понимающих поэзию.

1 ведущий: Спасибо, Маяковский! Наше состязание продолжается. Мы приглашаем поэта, чьи вечера проходят с неизменным успехом в Москве, в Петербурге, именно ему принадлежит открытие нового жанра “эстрадного искусства” - авторское чтение стихов. Это Игорь Северянин. Приложение 1, слайд 12

Игорь Северянин: Кто не слушал меня, тот меня не постиг. Мое дело – петь, дело критики и публики – судить мое пение. Слушайте и судите!

Звучит стихотворение “Весенний день” Приложение 2.

1 зрительница: Как я его люблю! Не читает, а поет!

2 зрительница: Душечка!

Игорь Северянин: (обращается к зрительнице)Я написал сегодня рондо.

2 ведущий: Игорь Северянин прочтет еще одно стихотворение “Это было у моря”. Звучит стихотворение Приложение 2.

Владимир Маяковский: Прочирикал как перепел.

1 ведущий: Есть еще желающие выступить? Нет, тогда переходим к голосованию. Просьба написать на листке фамилию поэта, который, по вашему мнению, достоин звания короля поэтов.

Звучит музыка. Присутствующие на уроке голосуют. Ведущие собирают листочки, подсчитывают голоса.

2 ведущий: В нашем конкурсе Королем поэтов стал…

Учитель: Тогда, в том далеком 1918 году, на выборах короля поэтов победителем стал Игорь Северянин, второе место занял Владимир Маяковский, третье – Константин Бальмонт, а по словам С. Д. Спасского, Василий Каменский. Неожиданный итог состязания болезненно уязвил футуристов – устроителей и болельщиков. “Негодование футуристов граничило с исступлением. Маяковский обиженно заявил, что он снимает свою кандидатуру в короли. Давид Бурлюк объявил выборы неправильными и предложил в ближайшее время назначить переизбрание короля поэтов”. “Часть аудитории, желавшая видеть на престоле Маяковского, еще долго, после избрания Северянина, продолжала шуметь и нехорошо “выражаться” по адресу нового короля и его верноподданных. Выступление Маяковского сопровождалось, как всегда, скандалом и криками. Ослепленный желанием попасть в короли, он несколько раз вскакивал на стол и, стараясь перекричать негодующие голоса, отчаянно размахивал руками, сжатыми в кулаки”. Позднее Игорь Северянин писал: “ Маяковский вышел на эстраду: "Долой королей - теперь они не в моде". Мои поклонники протестовали, назревал скандал”.

Интересно, но титул “Короля поэтов” подходил именно Игорю Северянину. В начале своего славного пути он был уже “Принцем поэтов”. Еще в 1913 году А. Чеботаревская (жена Ф.Сологуба) подарила ему книгу Оскара Уайльда “Афоризмы” с дарственной надписью: “Принцу поэтов – Игорю Северянину книгу его гениального автора подарила Ан. Чеботаревская. Одесса. 17.03.1913”.

9 марта состоялся вечер “Короля поэтов Игоря Северянина” в Политехническом музее. Возможно, тогда и прозвучал впервые “Рескрипт короля”. Приложение 1, слайд 13

Звучит стихотворение Приложение 2.

Учитель: Титул Короля поэтов был не только заслужен Северяниным. Он и позже оставался Королем поэтов, с ним считались как с королем, им восхищались как королем, его ниспровергали как короля…

Сегодня мы попытались представить и разыграть версию, как могли проходить выборы короля поэтов в начале 20 века. Это история нашей культуры, и мы должны ее знать.

Приложение 1 (презентация).

Приложение 2.