Урок по литературному чтению. К.Паустовский. "Корзина с еловыми шишками"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского,
  • проанализировать произведение,
  • развивать речь, внимание учащихся;
  • совершенствовать навык выразительного чтения,
  • воспитывать любовь к музыке,
  • показать особенности выразительности средств языка.

Оборудование:

  • CD с записью музыкальных произведений Э.Грига и др. композиторов
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию.

У. Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с произведениями замечательного писателя Константина Георгиевича Паустовского. (Презентация.

Слайд 1) Но сначала давайте вспомним рассказы, которые уже читали с вами и ещё раз удивимся и восхитимся музыке слова Паустовского.

(Презентация. Слайды 4-8) Учащиеся читают цитаты, узнают рассказы)

Константин Георгиевич писал не только о природе (презентация, слайд 3), но и о замечательных людях. Он бывал в Англии, Италии, Франции. Его восхищали люди этих стран, музеи, искусство, архитектура. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного, описать интересные случаи из их жизни.

Рассказ, с которым мы познакомимся сегодня, введет нас сегодня в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э. Грига.

(Презентация. Слайд 9)

Звучит музыка Э. Грига, учитель продолжает рассказ.

В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии (Можно использовать слайды 11-13)- сумрачное величие хвойных лесов и суровая красота фьордов. В ней звучит прибой северного моря.

Григ много путешествовал. Выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. (Презентация, слайд 14)

III. Знакомство с текстом.

1-ю часть читает учитель. (Презентация. Слайд 10)

Вопросы по содержанию.

У. - Как вы думаете, почему рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?

(на данном этапе дети могут только что-то предположить, но заострить внимание на этом вопросе необходимо)

У. - Какие приемы использует автор, чтобы вы увидели красоту осеннего леса? Приведите примеры. (Постепенно слайд 16)

Д. - Сравнение – «мох - зелеными прядями», «эхо - птица-пересмешник».

Д. - Олицетворение - «эхо - живет, ждет, швыряет»

У. - Понравилось ли вам описание осеннего леса? Что главное в нем?

Д. - Автор сравнивает кованые из золота и меди листья с настоящими. И подчеркивает, что нет ничего прекраснее «осеннего наряда, лежащего в горах».

У. - Да, в описании леса мы видим противопоставление живого, настоящего и ненастоящего, сделанного, подделки под настоящее. Почему автор так поэтично описывает осень в лесу?

Д. - Красота леса вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы читатели ее увидели, почувствовали.

У. - Какое важное событие описывается в этой части?

Д. - Встреча композитора Грига с Дагни.

У. - Как вы думаете, почему композитор решает сделать девочке подарок, подарить музыку?

Д. - Дагни очаровала Грига. Гуляя по осеннему лесу, любуясь его красотой, Григ вдруг видит глаза Дагни, зеленоватые зрачки, отражающуюся в глазах осеннюю листву.

Д. - Григ увидел тяжелую корзину, которую несет Дагни, значит, она тоже часто гуляет по лесу, она трудолюбива, заботится о дедушке, может быть, она сможет понять ту музыку, которую напишет композитор.

Чтение 2-й части. (под негромкую музыку Грига).

Вопросы по содержанию 2-й части.

У. - О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора? С чем сравнивает автор это жилище? Что было украшением дома Грига? Почему?

У. - Перечитайте описание зимы в Бергене. (Снова презентация, слайд 16) Похоже ли это описание на стихи? Для чего Паустовский включил такое красивое описание зимы именно в эту часть рассказа?

У. - Композитор черпал вдохновение в том, что его окружало.

У. - Прочитайте, какою была музыка, написанная Григом?

У. - Каких слушателей Григ ценил больше?

У. - Какие чувства пробуждала музыка Грига у тех, кто ее слушал?

У. - Как вы думаете, был ли Григ счастлив? Что наполняло его счастьем?

У. - Какие слова самые важные в этой части?

Д. - «…жизнь удивительна и прекрасна… я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата».

Прослушивание пьесы Э.Грига «Утро». (Когда музыка стихла, дети долго сидели в тишине.)

У. - Почему хочется немного помолчать?

Д. - Хочется подумать.

Д. - Музыка уносит куда-то. Нужно некоторое время, чтобы «вернуться на землю».

Д. - А я как будто попал в Норвегию, в тот лес, к тому морю, услышал шум прибоя, веселое эхо в горах, шелест листьев, хочется еще немного побыть там.

Чтение 3-й и 4-й частей.

Вопросы по содержанию

У. - Какие отрывки вы зачитали бы, отвечая на вопрос: «Какое чудо случилось в жизни Дагни»?

У. - Правильно ли угадал Григ, что Дагни можно подарить музыку? Подтвердите свои ответы словами текста.

Д. - «Дагни долго не засыпала, плакала». «Дагни верила всему, что происходит на сцене», «все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны»

У - Григ угадал в дочери лесника красивую, чуткую, добрую душу, как у простых людей - истинных ценителей настоящего искусства. Вот какой смысл откроется нам, если мы задумаемся над смыслом названия этого рассказа.

- Перечитайте четвертую часть рассказа, отметьте карандашом все слова, описывающие музыку. А теперь прослушаем музыкальные произведения и попробуем понять, в каком музыкальном произведении наиболее точно отражено то, о чем вы прочли.

(Можно: Н.Римский-Корсаков «Шехерезада» «Море», Моцарт «Концерт для арфы с оркестром», музыка «Барокко»)

Дети выбирают отрывок, который может служить иллюстрацией к прочитанному.

У. - Какие чувства вызывает у вас прослушанная музыка?

У. - Что воспевает в своей музыке Э.Григ?

Д. - Природу, духовный мир, его верность, чистоту, мужество.

Озаглавливание частей рассказа.

  1. Встреча в осеннем лесу.
  2. Рождение музыки.
  3. Дагни у тетушки Магды.
  4. Подарок для Дагни.

Заключительная беседа.

У. - К кому можно отнести слова «Волшебник и великий музыкант»?

У. - Можно ли эти слова отнести к Паустовскому? Почему?

Д. - Э.Григ и К Паустовский – великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.

У. - Почему Дагни плакала, слушая музыку?

Д. - Дагни плакала слезами благодарности.

У. - За что Дагни была благодарна Григу?

Д. - За то, что он не забыл ее. За щедрость, за что он открыл перед ней то прекрасное. Чем должен жить человек.

У. - Важная мысль творчества Паустовского – мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному». О чем же рассказ? Чем же должен жить человек?

Дарить людям «сказку жизни» - способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле. Через годы и собственную смерть великий музыкант Э. Григ передал свой подарок к совершеннолетию некогда встреченной им в лесу очаровательной девчушке – музыку, которая открыла ей «красоту этого мира».