Применение компьютера на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Информатика


В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись.

Одним из способов применения информационных технологий на уроках истории является создание учениками презентаций. Здесь презентация выступает как образовательный продукт урока. Учащиеся в составе рабочих групп анализируют предложенную информацию, в том числе Интернет-ресурсы в соответствии с поставленными вопросами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат.

Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

  • критическое осмысление информации,
  • выделение главного в информационном сообщении,
  • систематизирование и обобщение материала,
  • грамотное представление имеющейся информации,

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке творчестве школьников.

Высокий уровень развития информационных технологий в образовании позволяет активно использовать их для организации и проведения контроля знаний обучающихся. Компьютерное тестирование позволяет в кратчайшие сроки проверить знания большой группы обучающихся; выявить пробелы при изучении конкретного учебного материала и использовать полученные результаты для управления ходом учебного процесса; применить методы математической статистики для оценки степени усвоения учебного материла; получить объективную оценку знаний обучающихся у разных обучающих или в разных учебных заведениях; избавить преподавателя от рутинной работы по контролю знаний традиционными способами: проверка различных письменных работ, устные опросы на семинарах, экзаменах, зачетах и т.д.

Составление тестов – важная и трудоемкая работа, в ходе которой необходимо многое учесть. Прежде всего, необходимо определить границы предметной области и разбить ее на разделы, которые в свою очередь разбиваются на подразделы и т.д., и определить наиболее важные понятия в подразделах, знание которых обеспечивает усвоение предмета в целом. Это так называемые понятийные индикаторы.

Следующим этапом является составление плана теста – примерная раскладка необходимого числа заданий различной степени сложности и различных типов на каждый раздел предметной области.

Самый ответственный этап – составление и подбор тестовых заданий. Как известно, тестовые задания бывают следующих типов:

  • задания закрытого типа – испытуемому предлагается выбрать правильный вариант из набора вариантов ответов;
  • задание на соответствие – испытуемый должен привести в соответствие понятия и их определения;
  • задание на установление последовательности – испытуемый должен расположить понятия в определенной последовательности;
  • задание открытого типа – испытуемый должен дать четкий, однозначный ответ;
  • ситуационные задания – испытуемый должен вычислить значение какого-либо параметра, если известны конкретные значения других, связанных с ним. Такие задания позволяют выявлять умение испытуемого применять теоретические знания для решения конкретных задач.

При составлении тестовых заданий различных типов необходимо учитывать следующие основные требования:

  • задание должно соответствовать по содержанию тому разделу, для которого составляется;
  • задание должно представлять важную, а не второстепенную часть материала;
  • задание открытого типа должно иметь четкую, короткую формулировку, требующую однозначного ответа;
  • задание закрытого типа должно содержать не менее одного правильного ответа.

В заключение хочется добавить, что компьютерное тестирование позволяет организовать учебный процесс таким образом, что внимание обучающихся акцентируется на самостоятельной работе. Однако компьютерное тестирование не должно заменять традиционные методы обучения и контроля знаний, а должно выступать как их существенное дополнение.

Используя компьютер на уроках, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе, в котором весьма остро стоит проблема защиты человеческого сознания от информационной перегруженности. На учителя возлагается такая ответственная задача, как обучать детей критически осмысливать потоки информации которые обрушиваются на неподготовленного к их восприятию и осмыслению ученика.

В качестве примера использования компьютера на уроке истории рассмотрим один из уроков.

Урок «ЭПОХА ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ»

Оборудование урока: класс ПЭВМ, карта «Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVI в.»; схема «Последствия Великих географических открытий», презентация «Великие географические открытия» (приложение 1), диск «Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века» урок № 27, программа HyperTest (приложение 2), файл теста (приложение 3).

Иллюстративный ряд: портреты Васко да Гамы, Христофора Колумба, Генриха Мореплавателя, Фернандо Магеллана, Эрнана Кортеса, Франсиско Писарро.

Учащиеся заполняют таблицу «Великие географические открытия XV-XVI вв.»

Дата Открытые земли Первооткрыватели Страна, снарядившая экспедицию Значение
1488 г.        
1492 г.        
1497-1498 гг.        
1519-1522 гг.        
  1. Определить цель предпринятого путешествия.
  2. Назвать имя первооткрывателя и дату путешествия.
  3. Показать на карте маршрут путешествия.
  4. Определить содержание открытия.
  5. Назвать географические объекты, названные в честь данного мореплавателя.

1. ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Материал для учащихся

Из завещания Колумба

«Во имя пресвятой Троицы, внушившей мне мысль и впоследствии совершенно прояснившей ее для меня, что я могу, отплыв из Испании на запад и переплыв океан, достигнуть Индии, - мысль, сообщенную мною королю дону Фердинанду и королеве донне Изабелле, государям нашим, которым благоугодно было снабдить меня потребным количеством людей и кораблей и возвести меня в звание адмирала названного океана на всем его пространстве, лежащем к западу от мысленной черты проведенной от одного полюса к другому, в ста милях к западу от островов Зеленого Мыса и Азорских, и пожаловать меня титулом вице-короля и губернатора всех земель и островов, какие я открою за этой чертой, с правом передать вышеназванные звания и титулы старшему сыну моему, а потом его наследникам на вечные времена, и даровать мне при этом десятую часть со всего, что будет приобретено в странах, которыми я буду управлять, и со всех доходов и прибылей, которые будут с них получаться, и сверх того восьмую часть всех земель и всего прочего, с окладом жалованья по моим званиям адмирала, вице-короля и губернатора, и со всеми иными выгодами и преимуществами, тем званиям присвоенными, на основаниях, подробно изложенных в договоре моем с их величествами, ими одобренном и утвержденном...» (См.: История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч. 2. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1988, с. 125-126.)

Из письма Петра Мартира к римскому гуманисту Помпонио Лето

«Испания царит, распространяет свое владычество, имя и славу до отдаленных стран антиподов. Из восемнадцати кораблей, отправленных моими государями с адмиралом Колумбом во второе его путешествие в Западное полушарие, возвратились теперь двенадцать и привезли с собой хлопчатую бумагу, огромные куски красильного дерева и много других драгоценных в Европе предметов, которое производит природа этого доселе скрытого от нас мира, и сверх того-значительное количество золота. Говорят, что в этих странах находят на поверхности земли куски самородного золота необыкновенной величины, так что некоторые из них весят до 250 унций, и, судя по рассказам жителей, испанцы надеются найти еще более крупные куски этого металла. Невозможно более сомневаться в существовании Лестригонов и Полифемов, питающихся человеческим мясом. Плывя от Счастливых островов, ныне называемых Канарскими, в Испаньолу [Испаньола (Эспаньола) - «маленькая Испания», название, которое испанцы дали острову Гаити], Колумб взял направление несколько южнее и вошел в группу бесчисленных островов, населенных дикими, которых называют каннибалами или караибами. Эти люди, хотя и совершенно нагие, очень воинственны и храбры в сражениях. Они искусно владеют луком и булавою, имеют лодки, выдолбленные из целого ствола, зачастую больших размеров. В этих лодках они делают свои ужасные набеги на соседние острова, населенные более миролюбивыми племенами. Караибы нападают на их селения и уводят мужчин в плен для того, чтобы их пожирать». (См.: там же, с. 122.)

Из письма Колумба испанским королям

«Отсюда можно... отправлять всех рабов, которых окажется возможным продать, и красящее дерево. И если сведения, которыми я располагаю, справедливы, то... можно продать 4.000 рабов... В Кастилии, Португалии, Арагоне, Италии и Сицилии, на островах, принадлежавших Португалии и Арагону, и на Канарских островах велик спрос на рабов; и я думаю, что они поступают в недостаточном количестве из Гвинеи. А рабы из этих земель, если их привезут [в упомянутые страны], будут строить втрое дороже гвинейских.

Итак, есть здесь рабы и красящее дерево, которое кажется вещью доходной, и, кроме того, золото...

А плата за перевозку [рабов] взимается из первых же денег, вырученных от продажи рабов. И пусть даже умирают рабы в пути - все же не всем им грозит такая участь...» (См.: там же, с. 125.)

Вопросы и задания для учащихся

  1. Какие права и преимущества выговорил себе Колумб в случае успеха экспедиции?
  2. Что привлекало европейцев во вновь открытых странах? Назовите признаки охватившей испанцев «золотой лихорадки».
  3. Охарактеризуйте личность Колумба.

Задание: (анимационная карта)

Проследите на карте маршруты первого и второго путешествий Колумба. Какие открытия он совершил? Понимал ли он сам значение своих открытий

Ученики работают с картой, рассказывающими об экспедиции Васко да Гамы.

Вопросы и задания для учащихся

  1. Внимательно проследите на карте маршрут путешествия, соотнесите его с документальным материалом. Назовите основные этапы пути.
  2. Оцените поведение португальцев во время путешествия. Охарактеризуйте личность Васко да Гамы.
  3. Что привлекало португальцев в Индии? Какие восточные товары особенно ими ценились?
  4. Опишите тяготы путешествия экспедиции Васко да Гамы. Из четырех его судов вернулось только два, из команды выжило менее половины. Почему же, несмотря на такие трудности, путешествия португальцев в Индию стали нормой?

Задание: (анимационная карта)

  1. Проследите по карте путь экспедиции Магеллана.
  2. Какое открытие сделал Магеллан? Определите значение этого открытия. Какой географический объект был назван именем Магеллана?

Материал для учащихся

Травинский В. «Звезда мореплавателя»

«И настал день... Матросы бились об заклад: на севере или на юге станем мы искать пролив через Америку. По моим сведениям, Магеллан собирался на юг, но, признаюсь, я не был в этом уверен: слишком уж обильные домыслы, гуще корабельных снастей, окутали экспедицию.

Матросы с четырех кораблей, следовавших за „Тринидадом", бросились к бортам: куда повернет «Тринидад» - направо или налево?

Магеллан, в одеянии командора ордена Сант-Яго, званием которого вместе с Фелейру наградил его король Карл V, сам стал к штурвалу. Он смотрел в океан.

Береговые скалы стали совсем крохотными на горизонте, солнце перевалило за полдень, а мы все плыли прямо и прямо. Моряки напряженно следили за фигурой капитана. Помню, налетела голубая с прозеленью волна, шумно окатила нас, облизнула палубу у ног командора. И в этот момент Магеллан круто повернул штурвал.

Вздох облегчения пронесся по кораблю. Мы шли на юг!» (См.: Травинский В. Звезда мореплавателя. - М. 1969. С. 35-36.)

Антонио Пигафетта. «Путешествие Магеллана»

«В среду 28 ноября 1520 г. мы выбрались из этого пролива и вступили в обширное море, названное нами „Тихим". В продолжение трех месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены, свежей пищи. Сухари, которыми мы питались, представляли собой не хлеб, а пыль, смешанную с червями, загаженную мышами и издававшую, поэтому невыносимое зловоние. Вода, которую мы принуждены были пить, была, гнила и также вонюча. Чтобы не умереть с голода, мы ели кожу, которою покрывают снасти, чтобы веревки не перетирали дерева. Эта кожа под действием воды, ветра и солнца так затвердела, что ее нужно было размачивать в морской воде в течение четырех-пяти дней. Затем мы пекли ее на угольях и ели. Часто мы питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать. Но это еще не все. Самое большое несчастье было в том, что нас постигла болезнь, при которой десны распухали до такой степени, что закрывали зубы как верхней, так и нижней челюсти, и люди, пораженные этой болезнью, не могли принимать никакой пищи. Девятнадцать человек из нас умерло...» (См.: История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч. 2. / Сост. В. Е. Степанова, А. Я. Шевеленко. М., 1988. С. 135.)

Вопросы и задания для учащихся

  1. Опишите трудности, выпавшие на долю экспедиции Магеллана. Чем они были вызваны?
    Найдите на карте место гибели Магеллана. Что стало его причиной? Удалось ли его спутникам добраться до Испании?
  2. Правильно ли будет сводить значение плаванья Магеллана только к географическим открытиям? Какие научные догадки были подтверждены его путешествием?
  3. Охарактеризуйте личность Магеллана.

После обсуждения результатов групповой работы учитель обращает внимание учеников на то, что открытия должны были привести к соперничеству стран за контроль над новыми землями. Это касалось прежде всего стран, ранее других начавших эпоху Великих географических открытий - Испании и Португалии. Учитель рассказывает, что в 1494 г. был заключен Тордесильясский договор - первый в истории договор о разграничении сфер влияния, осуществлен первый раздел мира. Учитель предлагает проанализировать этот документ.

Испано-португальское морское соперничество

В небольшом городке Тордесильяс испанские короли и Жуан II Португальский 7 июня 1494 г. разделяют сферы влияния.

Тордесильясский договор между королями Испании и Португалии о разделе мира 7 июня 1494 г.

«Высокие договаривающиеся стороны... условились и согласились во избежание сомнений и споров относительно островов и земель, уже открытых, или тех, которые будут открыты в море-океане, чтобы была проведена прямая линия от полюса до полюса, т. е. от полюса арктического до полюса антарктического с севера на юг, в 370 лигах, к западу от островов Зеленого Мыса, на расстоянии, определенном в градусах или иными способами, каковые будут признаны наиболее приемлемыми и удобными... и чтобы все, что уже открыто или будет открыто королем Португалии или его кораблями, будь то острова или материки к востоку от этой линии и внутри ее на севере и на юге, принадлежало названному сеньору - королю Португалии и его преемникам на веки вечные и чтобы все острова и материки, как открытые, так и те, что будут открыты королем и королевой Кастилии и Арагона или их кораблями к западу от названной линии, на севере и на юге, принадлежали означенным сеньорам - королю и королеве и их преемникам на веки вечные...

Далее: высокие договаривающиеся стороны заверяют через своих представителей, что отныне и впредь не будут они отправлять никаких кораблей: названные король и королева Кастилии и Арагона — в моря, что находятся к востоку от названной линии и принадлежат королю Португалии, а король Португалии - в моря по другую сторону линии к западу от нее, которые считаются принадлежащими королю и королеве Кастилии».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте внимательно текст.
  2. На карте полушарий проведите границы, установленные Тордесильясским договором.
  3. Выскажите свое суждение, насколько эти границы могли удовлетворить притязания королей Испании и Португалии.
  4. Какую цель преследовало заключение этого договора?

2. ИСПАНСКИЕ ЗАВОЕВАТЕЛИ НОВОГО СВЕТА.

Правители Испании видели, что соседняя маленькая Португалия становится могущественным государством, и что своим процветанием Португалия обязана морским экспедициям.

Открытие Нового Света повлекло за собой конкисту (исп. conquista - завоевание).

В конце XV - начале XVI в. тысячи испанских солдат отправляются в Новый Свет за новыми землями, золотом и богатством для испанской короны. Испанские завоеватели считали войну занятием, достойным дворянина. Испанских завоевателей и стали называть конкистадорами - завоевателями.

Завоевание европейцами Центральной и Южной Америки историки называют конкистой; а перуанский исследователь Марьятеги назвал конкисту «последним крестовым походом».

Крест и меч становятся символами конкисты, а чрезмерная жестокость, ненасытная жадность, лицемерие становятся характерными чертами огромного числа конкистадоров.

Проблемный вопрос:

- Почему великие государства Нового Света стали легкой добычей конкистадоров?

В конце XV века испанские завоеватели были одержимы мыслью найти сказочную страну Эльдорадо. Миражи заокеанских богатств пленили воображение испанцев, по их мнению, именно в стране Эльдорадо золото лежит прямо под ногами. Добыча золота заставила испанских королей в короткий срок покорить огромный континент с населением, количественно превышающим население Испании. Вот так характеризует «крестоносцев» испанский гуманист Бартоломе Лас Касас: «Они шли с крестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце».

Учитель обращает внимание на составляющие испанской конкисты: территориальная экспансия; дух наживы; миссионерско-просветительские мотивы (обращение местного населения в христианство).

Титул «аделантедо» получали те, кто организовывал за свой счет военную экспедицию и отправлялся во главе этой экспедиции в Новый Свет для завоевания новых территорий, а впоследствии должен был управлять завоеванными землями от имени короля.

Первыми столкнулись с испанскими завоевателями жители островов Карибского моря. Эспаньола, Ямайка - эти острова были завоеваны еще Колумбом; острова Пуэрто-Рико, Куба были завоеваны позже. Острова становятся опорными базами испанской конкисты - с них отправлялись вооруженные экспедиции. Земли островов Карибского моря были бедны драгоценными металлами. Следовательно, испанские завоеватели вновь были одержимы поисками золота и стремились к новым территориям.

Освоение, покорение Мексики (учитель на карте показывает территорию Мексики) становится новым этапом завоевательной компании испанцев.

Сообщение ученика «Поход Эрнана Кортеса в Мексику» с использованием собственной презентации.

Сообщение ученика «Франсиско Писарро - завоеватель инков» с использованием собственной презентации.

3. ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ.

Беседа по вопросам с последующим обобщением.

  1. Объясните, как повлияли географические открытия на захват колоний и развитие торговли.
  2. Назовите, что продавали европейцы в колониях; что они получали из колоний.
  3. Охарактеризуйте изменения в масштабах европейской торговли.
  4. Назовите, где проходили торговые пути в страны Востока до XVI века.
  5. Какие пути связывали европейские страны с колониями?
  6. Проследите на карте, какие европейские города должны были и впоследствии пострадали от перемещения торговых путей.
  7. В чем состояли отличия колоний европейских стран в XVI веке от древнегреческих?
  8. Объясните понятие «колония». Как изменился смысл этого понятия?
  9. Определите, какие слои населения обогатились на грабеже колоний и порабощении местного населения.
  10. Расскажите о «революции цен» в Европе.

В заключение урока целесообразно вновь обратить внимание учащихся на карту, показать колониальные владения Португалии и Испании - это первые колониальные империи, после чего провести тестирование с использованием оболочки HyperTest (приложение 2). Файл теста (приложение 3) содержит семь вопросов, из которых учащемуся задается пять. Время на выполнение теста – 5 минут.

Критерии оценки: «удовлетворительно» - три правильных ответа, «хорошо» - четыре, «отлично» - пять правильных ответов.

Домашнее задание: учебник Юдовская А.Я. «Новая история. 7 класс» § 2, вопросы 2, 4; задание 2.

Примечание: в связи с ограничением размера файлов анимационные карты в презентации воспроизводиться не будут.