Управление системой внедрения педагогических технологий в образовательный процесс. Выбор оптимальных образовательных технологий

Разделы: Администрирование школы


В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для достижения этих целей концепции предлагается решить следующие задачи: “Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленности общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д.” [7];

“Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, поднять роль самостоятельной работы учащихся" [5].

Реализовать обозначенные выше цели модернизации образования можно только при условии качественного совершенствования методической подготовки и культуры учителя. Определяющим фактором в этой подготовке должно стать овладение учителем современными педагогическими технологиями, призванными преодолеть противоречие в системе образования между новыми целями процесса обучения и "классическим" содержанием образования, традиционными формами и методами обучения. Современные педагогические технологии призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с информацией, на формирование собственной аргументированной позиции.

Необходимость внедрения современных педагогических технологий сегодня обусловлена с одной стороны показателями обученности школьников (по результатам ЕГЭ 2008.г.); с другой – переходом на новые стандарты и подготовкой к преподаванию обновленного содержания образования; с третьей – целевыми и структурными изменениями в старшей школе (преподавание на базовом и профильном уровнях).

Понятие “технология” у разных авторов имеет различную интерпретацию. Само слово “технология” (гр. techne – искусство, мастерство + logos – слово, понятие, учение) означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния... Этот термин широко употребляется при описании производственных процессов. Применительно к педагогике он означает мастерство плюс учение. В.П. Беспалько педагогическую технологию рассматривает как систему, в которой последовательно воплощается на практике заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс. М.В. Кларин определяет педагогическую технологию как системность и конструирование учебного процесса, гарантирующие достижение поставленных целей. Н.Е. Щуркова считает, что педагогическая технология – это сумма научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей. По ее мнению, это целая область профессиональной подготовки и переподготовки педагога, связанная с творчеством, мастерством, педагогической техникой.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.

С другой – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического взаимодействия;
  • организация учебного процесса;
  • ученик, учитель;
  • результат деятельности.

К настоящему времени педагогическая наука и школьная практика наработали целый комплекс специализированных творческих подходов к этой проблеме. У учителя есть возможность изучить и определить для себя наиболее оптимальный набор эффективных приемов и методов, адаптировать их в соответствующем технологическом контексте, т.е. выбирая тип технологии, учитель должен изучить и учесть:

  • своеобразие темы, степень ее изученности;
  • место и роль данной темы в курсе, воспитании;
  • уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность;
  • содержание учебного материала;
  • соотношение предлагаемого в учебнике содержания материала с "минимаксом" (необходимые и достаточные знания и умения);
  • поставить цель и задачи урока;
  • определить соотношение самостоятельной и коллективно-распределительной работы на уроке, ее формы;
  • выявить связь с предыдущим материалом;
  • обозначить форму и тип урока;
  • определить оптимальный набор приемов, методов и средств обучения.

В целом все эти элементы представляют собой основу выбора оптимальной педагогической технологии.

Одна и та же технология в руках конкретных исполнителей может выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты педагога, особенностей контингента учащихся, их общего настроения, психологического климата в классе. Результаты, достигнутые педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоторому среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.

Источником педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Внедрение педагогических технологий – сознательно организуемая, социально обусловленная целенаправленная система деятельности по совершенствованию практики на основе научно-педагогических рекомендаций. Внедрить – значит, принять, осмыслить, претворить на деле, ощутить действенность идеи или рекомендации в результатах собственной деятельности. Сущность понятия “внедрение” заключается во взаимосвязи теории с практикой, теории с опытом и наоборот.

Поэтому категорию “внедрение” правомерно рассматривать как целенаправленную и упорядоченную систему деятельности на основе использования достижений педагогической науки и практики.

Внедрение педагогических технологий нужно начинать с убеждения учителя в целесообразности и преимуществах того или иного опыта (метода), в полезности его использования, т е надо создать ситуацию критической самооценки, чтобы педагог сам убедился в необходимости пересмотра своей деятельности и обратился к новейшим достижениям педагогики.

По своей структуре внедрение современных педагогических технологий выглядит так: в самом начале отбирается цель внедрения. Целью внедрения может стать осуществление общей методической задачи, общей цели деятельности школы. Таким образом, внедрение педагогических технологий вытекает первично из анализа деятельности образовательного учреждения, из необходимости преобразования существующей практики, что должно быть заложено в программе Развития школы, в её концепции, в перспективных и годовых планах.

Большое значение имеют этапы внедрения:

– организационно-подготовительный,
– ознакомительный,
– исполнительский,
– контрольный,
– итоговый,
– обобщение собственного опыта

Организационно-подготовительный, предполагает:

  • наличие инициативной группы (учителя, объединенные в одно методическое объединение или учителя одной параллели) или даже одного инициатора, учителя, желающего внедрить в учебный процесс современные технологии;
  • работу по изучению теории вопроса и практики реального положения изучаемой проблемы в школе;
  • подготовку необходимых документов для внедрения опыта: планов, памяток внедрения, рекомендаций, проектов решений соответствующих органов и т.п.

Ознакомительный этап:

  • изучение технологии, метода или новых приемов обучения;
  • ознакомление с основами технологии других коллег через систему различных ознакомительных мероприятий (это обычно дает двойной положительный эффект: ибо новое поймешь лучше и быстрей, когда сам можешь донести это же до другого, тот, кто рассказывает увлеченно, увлекает и других), ознакомление проходит на заседаниях методических объединений, конференциях учителей, педагогических советов;
  • создание планов предстоящей работы (как правило, это тема самообразования учителя и учитель составляет план работы над своей темой);
  • определение сроков и исполнителей (где, в каких классах, на каких темах;

Исполнительский этап:

  • внедрение и апробация технологии через уроки или внеклассные мероприятия

Контрольный этап:

  • посещение уроков и иных мероприятий и анализ полученных результатов;

Итоговый этап:

  • подведение итогов, определение изменений, коррекция с учетом специфики работы школы, учителя.

Обобщение собственного опыта:

  • соотнесение результатов с поставленными задачами.

Результат внедрения современных педагогических технологий можно рассматривать с позиции ученика и учителя:

ученик учитель
– повышается качество знаний, умений и навыков,

-растет познавательная активность,

– повышается мотивация учения,

– положительно меняется поведение и воспитанность

– осуществляет внедрение педагогических технологий

– повышает свое педагогическое мастерство

– проводит мастер-класс

– дает открытые уроки

– участвует в семинарах

– публикует

– повышает свою самооценку

Список литературы:

  1. Буланова-Топоркова М.В. и др. Педагогические технологии.– М.: ИКЦ “Март”, 2006.
  2. Дереклеева Н.И. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. //Справочник завуча,– М.: “ВАКО”, 2006.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.. Ростов н/Д.: Изд-во “Учитель”, 2006.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2006.
  5. Приказ № 1312 от 09.03.2004г. "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
  6. Селевко Т.В. Современные образовательные технологии, – М., Народное образование, 1998.
  7. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете "Первое сентября": Управление школой – №30-31 / 2001г.
  8. Сыромятникова Л.М. Настольная книга завуча: Методическая работа в школе.– М.: Глобус, 2007.Технологии и методики обучения (компакт-диск). Москва: Центр “Педагогический поиск”, 2008.