Проект по взаимодействию педагогов и родителей по математическому развитию детей "Утро, день, ночь — убежали сутки прочь"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема:

Развитие временных представлений у дошкольников 4-5 лет. Формирование знаний о последовательности частей суток.

Обоснование темы

Категория времени является необходимым компонентом реальной действительности. Мир, окружающий нас, подчинен временным условиям. Несмотря на то, что действие временного  процесса порой  явно не обнаруживается, оно  всегда  корректирует  человеческую деятельность. В мире 21 столетия, отличающимся бесконечным включением новых  технологий  в различные «этажи» мироустройства, как никогда важно ощущать действие времени, подвергать его анализу, а также подходить к использованию этой значимой составляющей жизни разумно и  целесообразно.
Рациональному подходу ко времени,  умению ориентироваться в нём,   важно обучить ещё в младшем дошкольном возрасте, так как степень овладения другими видами деятельности во многом от этого зависит: благодаря планированию ребенком собственной деятельности развиваются целенаправленность, собранность, организованность  и другие необходимые каждому человеку качественные характеристики.
По причине того, что  время  обладает специфическими чертами: текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, относительность словесных обозначений (утро становится днём, а день, в свою очередь, вечером),  возникают серьезные трудности в изучении этой категории ребенком.  Это и определяет вечную актуальность проблемы формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.

 Проблема

Дети, уже младшего возраста интересуются мерами времени, их последовательностью, длительностью, но знания у них расплывчатые, нечёткие, ситуативные. С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребенком собственно времени и различных его сторон. Однако многие дети не осознают вопрос «когда?» как временной и не отличают его от слова «где?». Различение дня и вечера часто вызывает трудности у детей, так же освоение понятия, как «вчера», «сегодня», «завтра».
При отсутствии систематической работы по овладению ребенком 4-5 лет  категорией времени и способами её измерения   возникают значительные трудности: представления детей  о времени не только фрагментарны, но и искажены.
Формальное манипулирование временными категориями, попытки заучить их без осознания смысла и понимания взаимосвязи не только неэффективны, но и вредны. Такой подход может существенно затормозить развитие временных представлений у малышей.
Решению данной проблемы способствует использование наиболее продуктивного и перспективного метода – метода проектной деятельности, который может в большей мере обеспечить умение дошкольников  свободно ориентироваться во времени.

Гипотеза

Использование продуктивных видов деятельности, игр, упражнений, небольших рассказов, сказок, стихотворений, малых форм фольклора, создание проблемных ситуаций, привлечение родителей - даст возможность развивать умения детей свободно оперировать различными временными категориями: утро, день, вечер, ночь – сутки; есть, было, будет;  вчера, сегодня, завтра. Также дети научатся устанавливать временную последовательность. Позволит развить в детях способность планировать свою деятельность во времени.

Краткое описание проекта

Проект будет реализовываться с ноября 2009 г по январь2010г.               
Участникам проекта будет предложен цикл мероприятий, направленных на решение задач по формированию временных представлений, на развитие способностей ребёнка понимать значение слов «сутки», «вчера», «сегодня», «завтра».
Цикл мероприятий в себя включает совместную продуктивную деятельность детей и взрослых, игры и упражнения, чтение художественных произведений, изготовлении модели суток, а также проблемные ситуации с использованием методов ТРИЗ, где участники проекта будут манипулировать, и экспериментировать с временными явлениями.

Цель

Создание условий для формирования временных представлений у дошкольников

Задачи

  1. Знакомить детей с последовательностью частей суток.
  2. Объяснить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».
  3. Разработать конспекты мероприятий по формированию у детей временных представлений.

Участники

Зеленова О.Н., воспитатель.
Дети средней группы "Подсолнушки".
Родители.

Возможные риски

1. Возможно отсутствие интереса детей к познанию времени из-за сложности объекта познания.

Для преодолевания подобных трудностей необходимо использовать в работе различные способы и средства «материализации» времени: картинки, модели, коллажи, панно, плакаты; так же использовать художественное слово, игры, проблемные ситуации; методы и приемы ТРИЗ.

2. Непонимание родителей важности данной проблемы.

Привлечь внимание родителей к этой проблеме, показав её актуальность при подготовке детей к школе

План реализации проекта

ЭТАПЫ

№ П/П

СОДЕРЖАНИЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ОТВЕТСВЕННЫЕ

I

1

Выявить  проблему

Анализ ситуации.

1 неделя ноября

Зеленова О.Н.

 

2

Подобрать теоретический материал.

Изучение литературы.

2 неделя ноября.

Зеленова О.Н.

 

3

Познакомить родителей с результатами анализа. Провести родительское собрание.

Родительское собрание на тему: «Пути и средства развития представлений о времени у дошкольников»

3 неделя ноября

Зеленова О.Н. Щукина А.А.

 

4

Изготовить дидактический материал.

 

 

Организовать родителей для сбора тематических картинок,
художественного слова.

Изготовление модели суток.
Изготовление дид. игр «Когда это бывает?», «Кто, когда спит?» Подбор тематических картинок.
Помещение в родительский уголок подборку стихов, малых форм фольклора, пальчиковой гимнастики на тему: «Части суток», «Времена года»

4 неделя ноября

Зеленова О.Н.

 

 

 

Родители

 

 

Приобретение дидактического материала

Покупка плакатов «Части суток», «Времена года», пазлы «Нюшин день»

 

Родители

II

1

Создать условия для накопления чувственного опыта при восприятии времени

Игры и упражнения на развитие временных представлений

Декабрь

Зеленова О.Н.

 

2

Организовать родителей для сбора фотографий  «Мой ребенок в разные части суток»

Совместная продуктивная деятельность с детьми и родителями «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»

 

Декабрь

Зеленова О.Н.

 

3

Провести серию познавательных бесед с использованием проблемных ситуаций, приемов ТРИЗ  на тему «Части суток »

Познавательные беседы с использованием проблемных ситуаций, приемов ТРИЗ «Что бывает раньше, а что – потом?», «Какая часть суток больше нравится?», «Можно ли вернуть дни, которые прошли?».

Декабрь-
январь

Зеленова О.Н.

 

4

 

 

 

5

Провести интегрированное занятие «Путешествие в ночное время» (Приложение 1)

Подготовить для родителей памятки «Утро, день, вечер, ночь – убежали сутки прочь!», «Домашняя математика»

Интегрированное занятие «Путешествие в ночное время»

 

Поместить в родительский уголок для каждого родителя памятки «Утро, день, вечер, ночь – убежали сутки прочь!», «Домашняя математика» (Приложение 2)

Декабрь

Зеленова О.Н.

III

1

Провести опрос детей с использованием игровых упражнений

Игры и упражнения на развитие временных представлений

Январь

Зеленова О.Н.

 

2

Провести самоанализ итегрированного занятия « Путешествие в ночное время»

Самоанализ итегрированного занятия «Путешествие в ночное время»

 

 

 

3

Представить проект и результаты проекта коллегам на педсовете

презентация

Январь

Зеленова О.Н.

 

Продукт проекта                                                                                                                                          

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто, когда спит?»                                  
Картотека загадок о частях суток.
Картотека пальчиковых игр.
Модель суток.
Панно « Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем »
Материал в родительский уголок «Пути и средства развития представлений о времени у дошкольников»
Конспекты мероприятий
Памятки для родителей «Значимость развития временных представлений у детей 4-5 лет»

Предполагаемый результат

В ходе реализации проекта будет пополнена развивающая среда, составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми. В результате проектной деятельности дети приобретут новый, полезный для них опыт. Произойдет обобщение детских представлений о сутках, познается значение слова «сутки»: «утро, день, вечер и ночь вместе образуют сутки». Дети начнут оперировать знакомыми временными категориями: «вчера», «сегодня», «завтра». Таким образом, произойдет систематизация знаний у детей. Родители осознают значимость развития временных представлений у детей 4-5 лет.

Анализ ресурсов

Кадровые: воспитатель, родители, дети.
Мотивационные: создание условий для формирования у детей 4-5 лет временных представлений.
Материально-технические: литература, дидактические пособия, канцелярские товары, использование ИКТ.

Финансовое обеспечение реализации проекта

Плакаты « Части суток», «Времена года» - 70 руб.
Потолочная плитка 4 шт. для панно – 36 руб.
Пазлы «Нюшин день» - 120 руб.
Итого- 226 рублей

Перспективы распространения результатов проекта

Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» (январь 2010 г.).
В рамках ДОУ на педсовете (январь 2010 г.).

Литература

  1. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Под ред. З.Л.Венковой, Н.В.Казанцевой. Пермь. 2007
  2. Т.И.Ерофеева. Знакомство с  математикой. М., 2007.
  3. Е.С.Евдокимова. Технология проектирования. М.2008
  4. А. М.Леушина Формирование элементарных математических представлений у детей у дошкольного возраста. М.,
  5. Р. Л. Непомнящая Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.,
  6. Т. Д. Рихтерман Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.
  7. Е. В. Соловьева Математика и логика для дошкольников. М., 2001.