Использование компьютерных технологий в решении коррекционных задач

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Пояснительная записка

Информационные технологии активно вошли в образовательный процесс. Все чаще идет применение компьютерных технологий в коррекционной педагогике. Создаются программы и игры, которые помогают логопедам и дефектологам разнообразить процесс коррекционного воздействия. Применение компьютерных игр и программ  тренирует внимание и память, у  ребенка быстро возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, ребенок начинает планировать свою деятельность, активно пополняет словарный запас, у детей воспитывается целеустремленность и настойчивость, развиваются воображение и творческие способности.
Практикующие педагоги отмечают низкий самоконтроль у детей с различными нарушениями речи, не желание заниматься, быстрая утомляемость.  Компьютерные игры помогают разнообразить логопедические занятия и выступают в качестве дополнительного стимула и поощрения. Ценны они и для самого педагога, т.к. экономят время подготовки к занятиям.
Но при применении компьютера с детьми дошкольного возраста следует помнить о некоторых правилах и требованиях к организации занятий. Например, включать игру лучше к концу занятия, так как она поможет сконцентрировать угасающее внимание ребенка. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером.
Предлагаю вариант применения компьютерной программы «Игры для Тигры» на индивидуальном занятии по автоматизации звука в речи.

Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях

Цель: закреплять произношение звука [Ш] словах, слогах, предложениях, продолжать учить дифференцировать звуки [Ш] и [С], развивать фонематические восприятие. Развивать  внимание, память, мышление, восприятие, речевую и мелкую моторику. Воспитывать сознательное правильное произношение звука [Ш].

Оборудование  к занятию:  компьютерная программа «Игры для Тигры», микрофон, зеркало, наложенное пунктиром изображение мишки, лошади и мышки, цветные карандаши, 5 шишек в коробочке.

Ход занятия

Оргмомент.

Мимический массаж и массаж рук.
Ладошка – это солнышко, а пальчики –лучи.
Поет о солнце скворушка, кричат о нем грачи.
Солнышко, милое, поделись своей силою!
Просыпайтесь, лучики, согревайтесь, рученьки.
Пальцы –лучики проснулись, наклонились, потянулись.
Быстро встали на зарядку, рассчитались по порядку.
Солнышко проснулось, лобика коснулось,
Лучиками провело и погладило, и погладило.
Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось…,
Лучиками повело и погладило, и погладило.
Солнце лучики согрело, потеплело, потеплело.
Наши ручки покачнулись, наши губки улыбнулись.

1. Логопед: Давай настроим язычок на занятие.

Упражнения для звука [Ш]:  «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Маляр», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Лошадка».

2. Постановка цели:

Логопед: Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук Ш. Напомни мне, как правильно его произносят.
Ребенок: Губы округленные, зубы на небольшом расстоянии, язык чашечкой поднят вверх, боковые края прижаты к зубам. Воздушная струя теплая, голосовые связки не работают.
Логопед: Покажи, как он звучит:.
Ребенок: ШШШШШШШШШШШ.

3. Логопед: Ты дома выучил стихотворение. Если ты красиво прочитаешь его, то ты соберешь машину.  На ней мы поедем кататься.

(«Игры для Тигры»  – просодика –ритм – машина: см. рисунок 1)

Ребенок говорит в микрофон с заданным ритмом, на мониторе компьютера появляется машина.

Ребенок:

Ша –ша –ша – наша шуба хороша,
Шу – шу – шу – шубу новую ношу,
Шо –шо –шо – говорим мы хорошо,
Ши –ши –ши – Маша с Мишей малыши.

Логопед:                                               Ребенок

Машина едет: шка –шка –шка        шка –шка –шка - шка –шка –шка
Колеса гудят: шко –шко –шко         шко –шко –шко- шко –шко –шко
Шину шуршат: шку –шку -шку           шку –шку –шку- шку –шку -шку

4. Логопед: Остановим машину. Посмотри, кто здесь спрятался. Обведи карандашами по контуру,  и ты увидишь, кто  здесь изображен. (Наслоенное изображение: см. рисунок 2). Назови, кого  ты увидел?

Ребенок: Здесь нарисованы лошадь, мишка, мышка.
Логопед: Я составила предложения про них, а ты подумай,  правильно ли я говорю: «Лошадь меньше кошки». «Мышь догоняет шуструю кошку».  «У мишки  нет ушек».
Ребенок: Лошадь больше кошки. Кошка есть пшенную кашку. шустрая кошка догоняет мышку. У лошади есть ушки.
Логопед: Кто из животных самый маленький?
Ребенок: Самая маленькая это мышка.

5. Логопед: Жила –была Мышка. У нее были детки. Как звали мальчика? МЫШОНОК  А еще поменьше?  Мышоночек. А дочку как звали? …… Мышка. Мышата были капризные. Постоянно дразнились. Один говорил: Я иду, и ты идешь, я пою, и ты ……

Давай покажем , как они дразнили друг друга. Я начну, а ты продолжай:

  • Я бегу, и ты ….                       Я несу, и ты ….
  • Я ем, и ты….                            Я пью, и ты …..
  • Я сижу, и ты …..                      Я поливаю, и ты ….

6. Логопед: Мышам в городе жить не нравилось, вот они и ругаются. Помоги им уехать  на поезде. Поезд поедет, если ты правильно разместишь картинки. (Игры для Тигры. – фонематика – анализ –поезд: см. рисунок 3)

Ребенок,  определив место звука в слове, раскладывает картинку в окошко поезда: в первое окошко, если звук в начале слова, во второе окошко, если звук в середине слова, в третье окошко, если звук в конце слова.

Речевой материал: парашютист, малыш, шарф, ландыш, ромашка, штанга, вишня, мышь, шоколад.

Логопед:                                                      ребенок
Рельсы зашуршали –шта –шт –шта   шта –шт –шта- шта –шт –шта
Шпалы загудели –шту –шту –шту        шту –шту –шту- шту –шту –шту
Поезд мчится шты –шты –шты           шты –шты –шты- шты –шты -шты

7. Логопед: Приехали мыши в новое место  и  у них появились соседи и друзья. В названиях животных, с которыми Мышки дружили, был звук Ш, а в  названиях соседей были звуки С и С'. Помоги расселить друзей и соседей по домикам. ( Игры для Тигры – Рассели животных – фонематика – слова: см. рисунок 4)

Ребенок, определив звук, перемещает картинку по домикам. В домик с красной крышей, ребенок помещает картинки, если в названии животных  есть звуки [С] или [С’], в домик с синей крышей, если в названии животных  есть звук  [Ш].

Речевой материал:  шмель, осел, свинья, кошка, лиса, лошадь.

8. Логопед: Мышки очень благодарны тебе, что ты помог им уехать из города. Они тебе оставили подарок. А что это, ты узнаешь, если выполнишь задание. Что нарисовано коробочке?

Ребенок: МЫШКА.
Логопед: Попробуй первый звук в слове заменить на звук [В], что получиться?
Ребенок: ВЫШКА.
Логопед: А теперь звук [В] замени на звук [П], что получилось?
Ребенок: ПЫШКА.  
Логопед: В этом слове замени первый звук на звук [Ш], какое слово получилось?
Ребенок: ШИШКА.
Логопед: Ты догадался, что тебе оставили мыши на память? Посмотри и посчитай, сколько шишек теперь у тебя. Ребенок достает из коробки шишки и считает их количество
Ребенок: Одна шишка, две  шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек. Всего пять шишек.

9. Итог.  Логопед:  Какой звук мы учились сегодня произносить?  Вспомни слова, которые ты произносил со звуком [Ш] сегодня на занятии.