Урок изобразительного искусства в 1-м классе "Птицы — наши друзья"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи урока: Обучить детей передавать характерные формы птиц. Совершенствовать навык композиционного рисунка. Совершенствовать умение последовательно вести работу над тематическим заданием. Развивать зрительное представления учащихся. Воспитывать любовь и бережное отношения к природе. Развивать зрительную память, творческое мышление детей. Закрепить навыки работы различными способами изображения: линия, точка, пятном и тд.

Задание: Изображение нескольких птиц на одном листе, соблюдая отличительные особенности формы, размера и цвет оперения.

Оборудование урока:

Для преподавателя: Иллюстрации с изображением различных птиц.

Для учащихся: Бумага формата А-3, графитный карандаш, краски гуашевые, кисти, палитра.

Содержание и ход занятия:

Пр-ль: На всем земном шаре нет такого уголка, куда бы ни залетали птицы. С птичками можно встретиться где угодно, они живут в полях, лесах, в городе.

В лесу, например, множество различных птиц. Не перечтешь одних певчих птиц. Скажите, какие по вашему певчие птички живут в лесу?

Уч-ся: Соловей, жаворонок.

Пр-ль: Действительно (одновременно демонстрируются иллюстрации с изображением птиц, выделяя особое внимание на размер и цвет оперения) это- соловей, жаворонок, скворец, чиж, щегол, и тд.

Без леса не могут жить дятлы, глухарь, тетерев. А в дуплах деревьев находят себе приют не только маленькие птички-синицы, - даже разные утки, совы. В дремучих лесах не найдешь птиц с длинными крыльями, такие крылья им бы мешали. Задевали бы за ветки и стволы, путались бы в чаще. У лесных птиц крылышки короткие, круглые, а держаться в воздухе им помогает длинный хвост. Лесные птички быстро-быстро машут крылышками, полет у них неровный, короткий: им всегда найдется, где присесть.

В степях и в горах много таких птиц, которых не встретишь в лесу или в городе. Как вы думаете какие?

Уч-ся: Цапли, куропатки, орлы.

Пр-ль: В сухой степи можно встретить перепелку, серую куропатку. Зато где озеро или там где бежит речка живет белая цапля, маленькие чайки – крачки, красные уточки и много других. А в горах гнездятся орлы – беркуты, черный гриф-монах.

Вспомните, а в городе, с какими, птицами и в какое время года вы чаще всего встречаетесь?

Уч-ся: Ворона, галка, воробей, синичка. Весной можно встретить скворца.

Пр-ль: Действительно, весной к нам прилетают скворцы, и вьют свои гнездышки в скворечниках. А после зимы улетают от нас: чижи, снегири, свиристели. И есть птички, которые живут с нами круглый год: воробьи, вороны, сороки, филин.

Скажите, какую пользу по - вашему птица приносят человеку?

Уч-ся: Они съедают вредных насекомых.

Пр-ль: Конечно! Нужно помнить, что птицы - наши друзья. Неисчислима армия врагов человека в лесу, в поле, в садах и огородах. Крошечные это враги, но их так много, что людям самим их не перебить, не отбиться от них. И если б не великая армия птиц, погибли бы от них все наши леса поля, сады и огороды, - настал бы ужасный голод.

Страшные это враги – гусеницы, бабочки, жуки и множество других насекомых.

Они портят и поедают листья, траву, точат корни, ветви, кору кустов и деревьев. У всякого растения есть свои страшные враги из насекомых, а особенно много их у хлебных злаков, у огородных овощей, фруктовых деревьев.

Грачи, скворцы, галки, чайки из вспаханной земли выковыривают личинки жуков. Стаи синиц, дятлы не только летом , но зимой обшаривают стволы и ветви всех деревьев, заглядывают в каждую щелочку и скважинку коры, - вытаскивают оттуда спрятавшихся личинок, жуков, бабочек, короедов.

Другая неисчислимая армия врагов не меньше страшна огороднику, садоводу – армия зверьков грызунов: мышей, полевок, сусликов и другие мелкие грызуны. Они вредят нам не только тем, что грызут растения, они еще разносят различные болезни. С ними воюют – хищные птицы. Сильные кречеты, орлы. А ночью охотятся за мышами, полевками совы и филины. Вороны, коршуны, орлы несут нам санитарную службу, повсюду высматривая, трупы павших зверей и птиц и уничтожают их.

Практическая работа:

Пр-ль: Сейчас вам предстоит изобразить на своем листе, с помощью карандаша и красок несколько птиц, которые вам в особенности запомнились. Давайте вспомним, какие у нас самые лучшие певцы? (повторно демонстрируются иллюстрации с изображением птиц)

Уч-ся: Соловей, жаворонок.

Пр-ль: А какие хищные птицы, птицы санитары?

Уч-ся: Орел, филин, сова, ворон.

Пр-ль: А как вы думаете, какие самые дружные? Тронь хоть одного, все за него горой.

Это - чайки, скворцы.

Но прежде чем нарисовать подумайте, какая птичка будет больше по размеру, какая меньше (дается детям возможность самим подумать и принять решение, не прерывая диалога между ними, поправлять их в случае не точности ответа). Отметьте на своем листе место для каждой птички, где будет располагаться птица крупного размера, а где среднего или маленького.

Так же подумайте, с чего вы начнете рисовать птицу? (на доске демонстрируется последовательность ведения работы на основе геометрических фигур).

Теперь приступаем к работе.

Подведение итогов урока.

В конце занятия проводится выставка работ учащихся.


Курпилянская Настя 8 лет