Урок по теме "Физика за чашкой чая"

Разделы: Физика


Цель урока: повторить и обобщить материал по теме “Изменение агрегатных состояний вещества”.

Образовательные задачи урока:

  • обобщить и углубить изученный материал;
  • формировать исследовательские навыки;
  • решать задачи на рассчет количества теплоты при различных процессах;

Развивающие задачи:

  • развивать интерес к предмету;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение слушать;
  • повысить культуру чаепития.

Оборудование:

  • справочник по физике;
  • лабораторное оборудование: термометр; колба с горячей водой, закрытая пробкой; штатив с лапкой и муфтой; мокрая ткань; вата; спирт; колба, соединенная с жидкостным манометром; слой марли; спирт или духи; мензурки 2 штуки;
  • оборудование для чая: чайник, заварочные чайники (разные), стаканы, ложки, сахар, заварка;
  • стол учителя: сервирован для чая с одной стороны и приготовлены демонстрации с другой.

Длительность урока: 40 мин.

План урока.

1. Постановка целей и задач;

2. Повторение материала;

3. Решение задач;

4. Углубление и расширение знаний;

5. Итог урока.

Ход урока

1. Постановка целей и задач.

Сегодняшний урок я назвала “Физика за чашкой чая” , а можно было назвать “Давайте все объясним!” все, что увидите , садясь выпить чашку чая.

Помогать мне будет Петя, а каждый из вас за правильный ответ будет получать жетон. В конце урока мы подведем итоги и выясним, кто набрал самое большое количество жетонов.

Итак, у меня все готово. Можно приступать к чаепитию.

2. Повторение материала.

Что для этого нужно? Вскипятить воду
ученик наливает воду, включает чайник
Сколько налито воды? 2 л
Какова начальная температура? 20 град. (измеряет ученик температуру)
Зачем чайник накрываем крышкой с точки зрения физики? Накрывая чайник мы сохраняем тепло,которое сообщает воде нагреватель, уменьшаем теплообмен
Пока вода закипает, мой помошник Петя будет измерять и записывать на доске температуру воды, а мы объясним все происходящие процессы.
Что вы видите в чайнике во время нагревания? Появляются пузырьки воздуха растворенного в воде
Почему появляется шум? В пузырьках находится воздух и пары воды. Пузырьки растут, всплывают. В верхних, холодных слоях, они охлаждаются, сокращаются и схлапываются стенка о стенку.
Почему при кипении вода булькает? Пузырьки растут и на поверхности лопаются, находящийся водяной пар выходит, вода кипит
Посмотрим, что происходит с температурой? увеличивается
До какой температуры будем нагревать воду? До 100 градусов
Всегда ли вода кипит при температуре 100 градусов? Температура кипения зависит от атмосферного давления
Посмотрим опыт подтверждающий это явление. Демонстрация: Предварительно нагретую воду в закрытой колбе кипятим, отключаем, прекращаем кипение. Накрываем холодной мокрой тряпочкой. Кипение возобновляется.
Объясните наблюдаемое явление Часть водяного пара, находящегося над водой конденсируется, давление уменьшается и вода кипит при температуре ниже 100 градусов
Что происходит с температурой при кипении? Чему она равна? Не меняется

98 градусов

Мы выяснили, что температура кипения зависит от атмосферного давления. Определим по барометру давление. P = 730 мм рт. ст.
По таблице определим температуру кипения воды при таком давлении. 98 градусов
Куда идет подводимое тепло? На образование пара
Почему вода будет остывать, если чайник отключить от сети? Тепло от воды переходит к чайнику, от него нагревается воздух – происходит теплообмен. Если нет крышки происходит испарение.
В чем заключается испарение жидкости? Что происходит при испарении с температурой тела? С поверхности улетают быстрые молекулы, уменьшается внутренняя энергия, температура тела понижается.
Справедливость докажем простым опытом. Демонстрация: Протереть спиртом ученику руку, попросить помахать
Что чувствуешь? Чувствую холод.
Демонстрация: Налить (спирт, духи) на колбу, покрытую слоем марли, соединенную с жидкостным манометром. Испарение Охлаждение воздуха

Уменьшение давления изменение уровня жидкости

Рассчитайте количество теплоты, которое мы затратили, чтобы вскипятить воду. Интересно, если взять кипяченую воду, быстрее она закипит или медленнее? Медленнее, воздух удален при кипячении, пузырьки мелкие, поднять их со дна трудно.

3. Решение задач.

Итак, объем воды 2 л, нагревали от 20 до 98 градусов. (1 ученик у доски решает, потом проверяем)

4. Углубление и расширение знаний.

Пришло время приступить к чаепитию. Что нужно делать? Заварить чай
Вкус чая зависит от того, как заварен.Вкусовые вещества, входящие в состав чайного листа, должны перейти в воду. Чем выше температура, тем вкуснее чай.
В каком чайнике лучше заваривать чай? (Демонстрация разных чайников) В фарфоровом, он медленнее нагревается и медленнее остывает.
Для чего чайник поласкивают перед завариванием? Чтобы стенки прогрелись.
Разливаем чай аккуратно, особенно в стаканы. Почему? Могут лопнуть. Термостойкость разная, так как разное стекло по качеству, толщина, коэффициент линейного расширения.
Что можно сделать? Медленно наливать. Опустить ложечку. Сначала налить заварку
Насыпаем сахар.

Демонстрация: Налить чай до краев, насыпать сахар, он помещается в чашку?

Какое явление наблюдали? Как поместился сахар?

Диффузию. Сахар растворился, молекулы расположились между молекулами воды.
Демонстрация: Смешиваем вместе 100 мл воды и 100 мл спирта. Объем жидкости уменьшается. 196 мл. Молекулы воды расположились между молекулами спирта и объем уменьшился.
Пьем чай! Назовите способы позволяющие остудить чай. Помешать
Перелить
Вылить в блюдце
Ложку опустить
Положить лед
Подуть на поверхность

4. Итог урока.

Подсчитаем жетоны, у кого больше всех. Подведем итоги урока.

Дома подумайте над вопросом:

Шерлок Холмс, войдя в квартиру и начав беседу с ее обитателями, через минуту сказал: “Уважаемая хозяйка, у Вас на кухне кипит чайник.” Как он это определил, если находился в комнате, из которой кухня не видна?