Внеклассное мероприятие "Встреча с танцем"

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  1. Расширить представление о танце, познакомить с танцами, которые занимают достойное место в истории танцевального искусства.
  2. Развивать творческие способности детей.
  3. Умение общаться в микроклимате.
  4. Создание вокруг детей широкой эстетически организованной среды, одухотворенной искусством и способствующей его духовному развитию.
  5. Воспитывать у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, воспитывать эстетический вкус.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный, у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный, у одного напряжённый, тяжёлый, у другого лёгкий воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев?

- Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий.

Ведущий 2: Народ проводит горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах, народ климата пламенного оставил в своём национальном танце ту же негу, страсть и ревность.

Ведущий 1: Говоря об истинах танцевального искусства, о связи его с жизнью народа, мы невольно обращаемся к далёкой первобытной эпохе, где танец был непосредственно связан с трудом. Первобытные люди возлагали большие надежды на магические танцы и верили в то, что, если коснуться палкой танцующего изображающего кенгуру, то человеку - воину повезёт на охоте. Даже неудача не колебала веры в магическую силу танца. Воинственные пляски были вершиной танцевального искусства. Прекрасная организованность, ритмическая слитность и подлинная одушевлённость отличали их.

Ведущий 2: В танцах древних времён мы узнаём движения зверей, действия охотников. В танце отражается своё отношение к жизни, стремление стать творцами своей жизни и судьбы.

Ведущий 1: Танцы в Древней Греции играли большую роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга у юноши.

Ведущий 2:Древние памятники искусства, сохранив изображение танцующих, дают представление о развитии танца. С возникновение религии возник культовый танец. Особой пышностью отличались торжества и танцы, посвящённые солнцу.

Ведущий 1: Так жили свободолюбивые люди около моря. Их родиной была Греция. В танце, который они танцевали, «Сиртаки» в основном элементы, построенные на шагах, приседаниях, поворотах. Этот танец изображал доблестных воинов, защитников и мужей. Все элементы в танце используются с вытянутыми подъёмами с гордой головой и подтянутым корпусом. Также в поклонах и поворотах корпуса, можно увидеть волны Эгейского моря.

Ведущий 2: Костюм давал свободу движению в плаще, свободно, облегая фигуру из лёгкой воздушной ткани.

Идёт демонстрация костюмов детским театром мод.

Ведущий 2: Сейчас танец «Сиртаки» для вас исполнят учащиеся 5 класса.

Ведущий 1: В хорошем танце должны всегда сочетаться и заразительная музыкальность, и увлекающий ритм, и непринуждённое веселье, и взаимоуважение партнёров: подчёркнутая заботливая вежливость кавалера и лишённая манерности, скромная отзывчивость дамы. Вот тогда танец независимо от его названия и географического происхождения будет хорош.

Ведущий 2: Сегодня мы будем говорить о костюме в народном танце, его влияние на танцевальные движения.

Ведущий 1: В течении V века на заданной территории павшей Римской империи расселялись племена варваров - германцев. Они заняли территорию современных государств: Италию, Францию, Испанию и Германию. Но средневековая культура подготовила необыкновенный взлёт в эпоху Возрождения.

Ведущий 2: Центром ремесла становится Италия - где широко развивается ткачество шёлка. В орнаменте встречаются самые разнообразные рисунки. Большим отличием являлось яркость, контрастность. Но излюбленным цветом был красный золотистый и голубой. В отделках появляются ленты, кружева, украшением служили бубенчики, шнуровка корсета лентами. И с XV века Италия становится законодателем моды.

(Идёт демонстрация фильма.)

Ведущий 1: Колет - короткая одежда до талии со шнуровкой, что даёт свободное движение рук, рукава не пришивались, а привязывались к пройме. Чулки - облегали ногу.

Ведущий 2: Блузка - большое декольте. Одежда - подчёркивает талию.

Ведущий 1: Именно костюм наложил свой отпечаток на «Итальянскую польку». Костюм дал возможность высоко поднять ногу, сделать разнообразные прыжки. В движениях чёткость, сила и задор.

Ведущий 2: Но сам танец «полька» возник в честь Польского восстания 1830 - 31 гг. которое вызвало горячее сочувствие у чехов. Именно с этим событием связано происхождение «Польки».

Ведущий 1: С 1837-х годов в Париже говорили только о Польке. Её танцуют на балах, в кафе, на улицах. Появились жилеты и галстуки «А ля полька» и даже стрижка «Полька». А самые страстные полькоманы предлагали назвать 1840. г. - годом польки.

Ведущий 2: «Случалось, что полька приносила несчастье. Как-то вечером двое пожилых людей ужинали у себя дома. Вдруг раздался треск, посыпались куски штукатурки, обсыпался потолок и в дыру просунулись две ноги, дотанцовывающие польку. Париж долго обсуждал эту историю».

Ведущий 2: Группа детей 4 класса исполняют «Итальянскую польку».

Ведущий 3: А сейчас мы будем разговаривать о венгерском танце, отличительных чертах костюма и характера исполнения.Венгрия расположена в центральной Европе. С севера на юг её пересекает главная река - Дунай.

Ведущий 4: В конце IX - X в.в. н.э. области по среднему течению Дуная были завоёваны кочевыми племенами венгров или мадьяр. До прихода на Дунай венгры имели связи с восточными славянами, о чём свидетельствуют некоторые заимствования из славянских языков.

Ведущий 3: До конца XIX в. Ткани и одежду изготовляли сельские мастера. Большое различие было между богатыми и бедными, т.е. между дворянской и крестьянской одеждой. Главное различие в украшениях и качестве одежды. Но одно отличало все костюмы: красочность и разнообразие.(Рисунок 1)

Рисунок 1

Ведущий 4: Блузки расшиты очень красочно, фартуки отличались пышностью оформления. (Рисунок № 2)

Рисунок 2

Ведущий 3: Большое значение уделялось головному убору. Туфли и сапоги украшались вышивкой. У мужчин брюки и жилеты расшиты шнурами.

(Идёт демонстрация костюма.)

Ведущий 4: И в наши дни на многих праздниках люди надевают свои национальные костюмы.

Ведущий 3: В танце выражается сильный дух, высокомерного и захватнического народа. В венгерском танце в основном доминируют различные ключи, выполняемые ногами, прищёлкивание каблуками, различные восьмёрки кистями рук.

(Идёт показ слайдов.)

Ведущий 4: Дети 6 класса исполняют венгерский танец «Чардаш».

Ведущий 1:В России одним из любимых танцев была «Кадриль». В ней участвует чётное число пар. Изначально могут танцевать и четыре человека.

Ведущий 2: Ещё с конца XVIII века кадриль была одним из самых популярных и любимых танцев русского народа. Кадриль танцевали после трудового рабочего дня на посиделках и праздниках.

Ведущий 3: Существует много видов кадрилей. Все они исполняются на свой манер, мелодию. Порой даже в нескольких районах одной и той же области известны кадрили совершенно разные по манере исполнения.

Ведущий 4: Для старинной городской кадрили северных областей свойственен медленный темп, плавность в движении, простой и изящный рисунок. У мужского танца спокойствие и сдержанность чередуются с лихостью и удалью.

Ведущий 1: Юг России характеризует танец множеством притопов, подскоков.

Ведущий 2: Современным кадрилям характерна задорная музыка, сложная хореографическая лексика.

Идёт демонстрация костюмов. (Рисунок 3, Рисунок 4)

Рисунок 3

Рисунок 4

Дети 3 класса исполнят задорную кадриль.

Ведущий 1: Танец - самое любимое массовое искусство наших дней. Трудно представить себе праздник без танцев, без огненных и задорных плясок. Для взаимного понимания здесь не нежно обращаться к помощи словаря или переводчика. Ритм танца, его увлекательная мелодия объединяют и создают постоянную праздничную атмосферу. Танец способствует сближению народа.

Ведущий 2: Ещё один танец, с которым хочется вас ребята познакомить это вальс.

 «О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев не бывало
Прекрасней вальса танца нет».

Ведущий 1: Предшественниками вальса считают несколько танцев: "Лендлер", “Вольт" и "Франт". Лендлер танцевали крестьяне Австрии. Представлял он из себя скользящие шаги и повороты в среднем темпе. Во Франции танцевали танец "Франт" - гордец. Исполняли его спокойно, грациозно. Плавные скользящие движения и покачивания корпусом. В Чехии танцевали народный танец "Вольт" - представлял он из себя вращательные движения.

Ведущий 2: Слово "вальс" означает - кружиться, скользить. В новом танце были соединены все эти элементы. Войдя в 18 веке на деревенские свадьбы, пройдя по дорогам Европы, вальс вошел в залы дворцов. Служители церквей видели в близости танцующих безнравственность. Появился запрет на вальс: некоторых сажали в тюрьму, облагали денежным штрафом. Но, несмотря ни на какие строгости, народ упорно исполнял вальс.

Ведущий 1: Многие королевские дворы неохотно разрешали танцевать вальс, боясь, потеряется изысканность манер придворных дам. Так, например, Екатерина Великая - была против вальса и лишь после ее смерти, он был введен при русском дворе(1798г).
Широкой популярности вальса способствовала музыка. Всемирно известны вальсовые мелодии Моцарта, "Приглашение к танцу" Вебера, задушевные вальсы Шуберта, изящные вальсы Шопена, Глинки, Чайковского.

Ведущий 2: Благодаря Штраусу, город Вена вошла в историю, как город, где расцветал вальс - И в наше время на торжественных вечерах, балах, концертах артисты исполняют вальс. А я предоставляю эту сцену для артистов 5-х классов. В их исполнении мы увидим вальс под названием "Звезды в твоих глазах".

Ведущий 1: Сегодня ребята вы узнали, что каждое хореографическое произведение слагается из нескольких компонентов: танец, музыка, цвет и костюм.

Ведущий 2: Многие ученики смогли самовыразиться в танце, кто-то получил большее представление о костюмах, кто-то познакомился с культурологической информацией о танце. Самое главное,что это мероприятие “Встреча с танцем’’ помогает вашему духовному развитию, воспитывает эстетический вкус.