Урок-игра по теме "Обращения, вводные слова"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. проверить знания учащихся по данной теме;
  2. 2.совершенствовать умения учащихся в пунктуационном оформлении предложений с обращениями, вводными словами. ») (Приложение 1. Слайд №2)

Оборудование: мультимедийный проектор (Приложение 1); песня В.Высоцкого «Вершина»; рисунок контур гор.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Сообщение задач и тем урока.

- Сегодня мы проводим урок-игру: пойдем в «горы» штурмовать высоту за высотой, пока не покорим вершину.

Покорение вершин – дело трудное. Альпинисты готовятся к нему месяцами: тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением. Слабых и торопливых горы не любят. (Звучит песня В.Высоцкого «Вершина».) (Приложение 1. Слайд №3)

Мы с вами тоже готовились к предстоящему штурму. Мы должны показать свои знания по теме: «Обращения, вводные слова».

III. Начало штурма.

- Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине?

- Конечно, с медосмотра: горы больных не любят. Предлагаю перед штурмом первой вершины пройти «медкомиссию» и проверить «здорова» ли память наших альпинистов. Это и будет наш старт. (Учитель задает вопросы.)

  1. Какие слова не являются членами предложения?
  2. Что общего между обращениями и вводными словами?
  3. Чем отличается обращение от вводных слов?
  4. Назовите группы вводных слов по значению.
  5. Приведите примеры предложений с вводными словами, имеющими разное значение.

- Итак, все здоровы, группа получает право на штурм.

IV. Штурм первой вершины.

(Вопросы на слайде№4. Приложение 1.)

  1. Что называется обращением?
  2. По каким признакам можно найти обращение? (По звательной интонации, по форме именительного падежа.)
  3. Где употребляются обращения?
  4. Какими частями речи могут быть выражены обращения?
  5. Какими знаками препинания выделяются обращения? Приведите примеры. (Альпинисты записывают свои примеры.)

- Альпинисты на пути к вершине, но чтобы её покорить, следует взять промежуточную высоту. На ней вас ждут следующие задания. (Приложение 1. Слайд №5)

  1. Выписать из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» обращения, вводные слова.
  2. Начертить схемы расстановки знаков препинания:
    1) Добрый папаша! К чему в обаянии умного Ваню держать?
    2) Труд этот, Ваня, был страшно громаден.
    3) Ванечка, знаешь ли ты?
    4) Братья! Вы наши плоды пожинаете!
    5) Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно.
    6) «Видел, папаша, я сон удивительный»- Ваня сказал.
    7) Впрочем, Ванюшей заняться пора.
    8) Слушай, мой милый, труды роковые кончены.
    9) Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?

- Итак, мы с вами на вершине, молодцы альпинисты. Упорно и настойчиво идем к цели.

V. Штурм второй вершины.

- Достигнув первой вершины, альпинисты останавливаются, чтобы снять утомление, освежить память, потренироваться перед штурмом второй вершины.

Синтаксический разбор:

О Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет.

По отзыву Г.В.Плеханова, стихотворение «Железная дорога» производило огромное впечатление на молодежь. (Приложение 1. Слайд №6)

- А теперь вперед! К горной вершине. Главное – это дружба, взаимопомощь, взаимовыручка. Выручим друг друга, ответим на вопросы:

  1. Какие слова называются вводными? Приведите примеры.
  2. Как вводные слова, предложения выделяются на письме?

- Товарищи альпинисты! Вы почти у цели, приближается вершина и конец штурма. Остались последние испытания: расставьте знаки препинания и начертите схемы расстановки знаков препинания.

  1. Однажды это было дождливым осенним утром Некрасов наблюдал группу измокших и озябших крестьян у дверей роскошного подъезда.
  2. Вероятно крестьяне прислали своих ходоков искать управы на барина.
  3. К сожалению швейцар грубо прогнал крестьян-ходоков.
  4. Скорбью народной по словам Некрасова была переполнена наша земля.
  5. В своем стихотворении «Размышление у парадного подъезда» Некрасов дает во-первых коллективный образ народа во-вторых рисует широкую картину народного героя и наконец ставит волнующий его вопрос о судьбе народа.
  6. Итак Некрасов изобразил страдания народа и праздную жизнь вельможи.
  7. Некрасов без сомнения верил в могучие силы русского народа.

- Итак, мы на вершине. Нам следует отдохнуть перед спуском с горы.

Сейчас вы почитаете предложения с вводными словами, составленные вами по стихотворению Некрасова «Железная дорога».

  1. В беседах с Ваней (так звали мальчика) Некрасов обращается к молодому поколению и учит его любить русский народ.
  2. Генерала с вельможей из «Размышления у парадного подъезда», безусловно, сближает их отношение к народу.
  3. По-видимому, генерал так и не понял главной иронии Некрасова, нарисовавшего «отрадную» картину.
  4. К глубокому возмущению поэта, генерал называет народ разрушителем, диким скопищем пьяниц.
  5. В стихотворении поэт завещает молодому поколению, во-первых, любить и уважать народ, во-вторых, служить ему и, наконец, вместе с ним прокладывать в жизни широкую ясную дорогу.

VI. Итог урока.

- Закончить наш урок хочется словами Н.Некрасова «Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять». Мы с вами хорошо потрудились, показали свои знания по теме: «Обращения, вводные слова». Все молодцы!