Урок литературы в 8-м классе по теме "Исторические народные песни. Освоение Сибири Ермаком"

Разделы: Литература


Цель:

  • раскрыть своеобразие исторических песен на примере произведений о Ермаке;
  • способствовать желанию учащихся изучать историю своего родного края;
  • продолжить знакомство обучающихся с лучшими полотнами русских живописцев.

Методические приемы:сообщения учащихся, беседа, анализ поэтики исторической песни, знакомство с художественным творчеством Сурикова.

Словарная работа: эпитеты, поэтика.

Ход урока.

I. Учитель:

На уроках литературы мы уже говорили о сказках и сказах Сибири, об их отличии от подобных произведений других областей России. Сегодня, продолжая тему литературного краеведения, мы познакомимся с историческими песнями, раскрывающими значительные события, связанные с Сибирским регионом.

II. Сообщение подготовленного ученика о том, что представляла собой Сибирь в далеком прошлом, о людях, населявших ее.

III. Сообщение подготовленного ученика о Ермаке, чья жизнь оставила глубокий след в памяти людей и в истории Сибири, чему свидетельствует множество созданных народом песен. В конце 16 века началась колонизация Сибири, о богатствах которой ходили легенды.

IV. Задание

Прочитать песню “Ермак готовится к походу на Сибирь”, ответить на вопросы:

  • о каких событиях идет речь в историческом произведении?
  • каким перед вами предстает Ермак? (реальные и былинные черты героя)
  • какие эпитеты использованы авторами, какую роль они играют?
  • какой жанр устного народного творчества напоминает народная песня? (былину)
  • чем заслужил Ермак добрую народную память о себе?

V. Учитель:

Рассказывая о Ермаке, использую репродукцию картины “Покорение Сибири Ермаком”. Знакомлю с художником В. И. Суриковым, нашим земляком, с его творчеством. Суриков родился в Красноярске, сибирском городке, где сейчас находится дом – музей художника. 24 января 2008 года исполнилось 160 лет со дня его рождения. Зачитываю отрывки из книги Н. П. Кончаловской, внучки Сурикова, “Дар бесценный” о том, как восхищался художник сибирской природой, людьми, жизнь которых была связана с этим суровым, но прекрасным краем.

VI. Задание

  • каким изобразил художник Суриков Ермака?
  • соответствует ли это изображение вашим представлениям о народном герое?
  • что служит фоном картины?
  • какое чувство вызывает картина?

Вывод:

Исторические песни верно передают дух эпохи, реальные факты и характерные детали многих событий прошлого. Однако в отдельной песне можно обнаружить также элементы авторского вымысла и народной фантазии. Несмотря на это, историческая песня навсегда останется памятником русского фольклора.