Кубанцы в Первой мировой войне

Разделы: История и обществознание


Цель: раздвинуть рамки представлений учащихся об истории малой родины и роли земляков в данном историческом событии.  

Задачи: 

  • Совершенствование работы с тестами.
  • Развитие умений поисковой и исследовательской работы.
  • Сохранение традиций.
  • Работа над культурой речи.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, карта, фотографии.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Опрос

1) Тестирование в игровой форме. Висит карта первой мировой войны. Учитель называет страну и бросает учащемуся мячик. Учащийся должен выбрать, относится страна к блоку Тройственного союза или Антанты.

А. Великобритания;          Г. Россия;             Ж. Османская империя;
Б. Германия;                      Д. США;                З. Франция;
В. Австро-Венгрия;          Е. Швеция;            И. Болгария.

2) В каком году началась первая мировая война?

А. 1913;      Б. 1914;       В. 1915;        Г. 1918.

3) Выполни тест соответствия. Кто из вышеперечисленных генералов являлся участником первой мировой или Великой Отечественных войн.  

А. Брусилов;                                  первая мировая война;
Г. Жуков;                                       Великая Отечественная война  К.Рокоссовский;
А. Колчак;
И. Конев;
А. Корнилов.

4) Где в 1914г. развернулись упорные бои?

А. Восточная Пруссия;
Б. Галиция;
В. Бельгия;
Г. Грузия.

5) Заполни пропущенные места в тексте сообщения: «Война привела к дефициту…(рабочей силы) на Кубани. К концу войны более 35% хозяйств остались без…(работников). Сократилось и число временных рабочих-…(сезонников). К строительству оборонительных укреплений стали привлекать коренных жителей Кавказа, – …(горцев). …(мужчин) в сельском хозяйстве осталось от довоенного уровня не более 1/5. Нехватку рабочей силы восполняли за счет привлечения…(пленных).

6) Перечисли последствия первой мировой войны в сельском хозяйстве, промышленности и торговле Кубани(варианты ответов высвечиваются на экране).

 Варианты ответов

В сельском хозяйстве:

А. Началось сокращение посевных площадей. С 1913 по 1916гг. размер площадей сократился на 14,5 %. Заросшие бурьяном поля стали обычным явлением.
Б. Значительную часть хлеба и 1/5 продукции животноводства забирала армия.
В. Некоторые хозяйства перешли на производство зерна для армии.
Г. Урожаи сократились, но незначительно. Просто хозяева стали придерживать зерно, не желая продавать его за бесценок, что привело к образованию его запасов. Правда, количество товарного зерна сократилось в 2 раза.
Д. Многие хозяйства разорились, а имевшие в своем распоряжении пять лошадей стали считаться зажиточными.

В промышленности:

А. В 1915г. валовый объем выпускаемой продукции в Кубанской области сократился в 1,2 раза, а в Черноморской губернии,– в 2 раза. В два раза сократилась добыча нефти и производство цемента.
Б. Спад производства прекратился, когда стали поступать госзаказы.
В. Усилилась конкуренция. Возросло число заводов, где число работников составляло 100 человек.
Г. Формировались такие промышленные районы, как Екатеринодарский, Новороссийский, Армавирский.

В торговле:

А. В 1914г. правительство ввело запрет на вывоз из России продуктов питания, таких как зерно, мука, овощи, табак, масличные культуры.
Б. Резко упало число ввозимых сельскохозяйственных машин, орудий и запасных деталей к ним.
В. Удвоились цены на хлеб. На мясо они выросли в 1,5 раза, на масло, – в 6 раз.

Какое положение вы бы переместили в другой раздел?

3. Объяснение нового

На экране появляются сменяющие друг друга фотографии участников первой мировой войны, взятые из школьного музея. Одновременно учащийся читает стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Фотографии друзей»:

Деньги тратятся и рвутся,
забываются слова,
приминается трава,
только лица остаются
и знакомые глаза…
Плачут ли они, смеются –
Не слышны их голоса.

Льются с этих фотографий
океаны биографий,
жизнь в которых вся, до дна,
с нашей переплетена.

И не муки и не слезы
Остаются на виду,
и не зависть и беду
выражают эти позы,
не случайный интерес
и не сожаленье снова…

Свет – и ничего другого,
век – и никаких чудес.
Мы живых их обнимаем,
любим их и пьем за них…
…только жаль, что понимаем
с опозданием на миг!

Учитель. Итак, сегодня мы должны поговорить с вами о событиях первой мировой войны и как она отразилась на жизни кубанцев и наших земляков – псебайцев. Вы заранее получили задания,– поговорить со своими бабушками и дедушками о том, кто из членов семьи участвовал в войне, что рассказывал. Вы должны были обработать полученные сведения и оставить их для школьного музея. Вам будут заданы вопросы. Один учащийся расскажет нам о кубанцах – участниках первой мировой войны. С его выступления наша работа и начнется.

Учащийся. Мобилизация началась 19 июля 1914г. и продолжалась всю войну. К августу 1915г. на фронтах воевало 37 000 казаков, а к концу войны их число возросло до 107 000 человек, что составило 12% населения. Это была самая крупная мобилизация за всю историю. Призыву подлежало и неказачье население. Адыги-добровольцы служили в составе кавказской конной туземной дивизии. В 1914г. на Кавказском фронте у города Саракамыш бойцы 1 и 2 пластунских бригад не только удержали город, но и переломили ход боев в свою пользу. Начало войны кубанцы встретили с ликованием. Люди вышли на улицы Екатеринодара и кричали «ура!» Повсюду слышались звуки гармони и песен. В первые сражения шли, как на праздник. В одном из рапортов было написано, что сотня имела счастье атаковать вражескую конницу. Противнику, на предложение сложить оружие, кричали: «Казак-пластун не сдается живым!» Вручая сыну шашку, отец говорил: «Носи, сынок, с честью. Возвращайся с Георгием!»  Примеров героизма было множество.Так уроженец ст. Бесскорбной Сидор Сыромятников, будучи раненым в голову, раскопал засыпанного от взрыва землей офицера. Он его откопал, взвалил на плечи и дотащил до своего рубежа. В боях под г. Ровно в Белоруссии отличился подхорунжий Савенко. Он стал первым на Кубани Георгиевским кавалером. А в авиации таковым оказался уроженец ст. Келермесской Вячеслав Матвеевич Ткачев. А вот другой случай. Нашу часть с 2-мя батареями окружил неприятель. Казак Михаил возглавил атаку и вывел товарищей к своим без особых потерь. За это он был награжден Георгиевским крестом. Со временем у него появились кресты 3-й и 4-й степени. А потом в 1915г. во время боя пуля раздробила ему ключицу. Тогда-то и обнаружилось, что Михаил не мужчина, а женщина– уроженка ст. Роговской Елена Чоба. В 1915г. война стала позиционной и из казачьих частей стали создавать партизанские отряды, которые участвовали в десантах на побережье Турции, вели разведку, прорывали фронт и прикрывали отступление. Казаки 1 Уманского полка даже совершили рейд на Багдад.

Учитель. А что было негативного в этот период?

Учащийся. 26 ноября 1914г. император Николай посетил Екатеринодар. С этого момента казачьи соединения стали отводить в глубокий тыл, а на передовой оставляли лишь пластунские батальоны. Они-то и приняли на себя основной удар неприятеля. Что до партизанских отрядов, то барон Врангель написал об одном из них, расположенном в Карпатах, что его участники больше пьянствовали и грабили, чем воевали. Если обычные части были плохо вооружены и голодали, то казачьи части не испытывали затруднений ни в чем. Их использовали для подавления стачек и разгона демонстраций. Тот же факт, что русская армия располагала самой большой конницей в мире(на 2/3 она состояла из казаков), что свидетельствовало о ее технической отсталости. Когда в 1916г. из-за дороговизны по Кубани прокатилась волна погромов лавок и магазинов, правительство перешло к субсидированию казачьего сословия. Семьям казаков стали давать беспроцентные и безвозмездные займы, пособия. Одновременно 3 500 пленных австрийцев стали работать в их хозяйствах. Принимались меры и для укрепления центральной власти. Она перешла в руки временного генерал-губернатора Кубанской области и Черноморской губернии М.П. Бабыча, который более всего был озабочен высылкой подозрительных лиц.

Учитель. А теперь давайте послушаем информацию от первого докладчика.

Учащийся. Андрей Корнеевич Прилипа участвовал в отражении атаки противника и был награжден за храбрость солдатским Георгиевским крестом. Он вспоминал такой случай: лежал с товарищем в окопе, кругом свистели пули. Он переменил позицию и в ту же секунду пуля ударяет в землю там, где он только что лежал. А вот другой случай. Старший по званию офицер слегка подгулял. И попросил солдата надеть свои ордена, а сам поглубже надвинул на лоб фуражку и запахнул шинель. Евстафий Иванович Дерябин попал на фронт в 1917г. У него во время боя была прострелена правая рука, а на левой не оказалось трех пальцев и, на  четвертом двух фаланг. Перед Вавилой Михайловичем Ивановым, полным Георгиевским  кавалером генералы вытягивались в струнку и вставали седые старики, когда он шел по улице. Среди его многочисленных наград были и серебряные часы, врученные ему за храбрость.

Учащийся. Павел Геннадьевич Шашурин вспоминал, что во время боев у Саракамыша турки творили такие зверства над местными жителями, что население толпами бежало в глубь Грузии. На его глазах старик по горной дороге нес на себе жену. Там наш земляк нашел друга, с которым переписывался всю жизнь. Севастьянов Спиридон во время первых боев в Польше попал в плен. Он попытался бежать, за что его подвесили вверх ногами на несколько часов. От истязания лопнули кровеносные сосуды глаз, окрасив их в багровый цвет. Но это не остановило Спиридона. Ему удалось перебраться в Австрию, где он работал на местную жительницу. Однажды к ним приехал местный силач и наш земляк его победил. В 1918г. война закончилась и Спиридон двинулся домой. В Майкопе он оставил документы у офицера на оформление, а когда пришел за ними, то уже никого не было. Начиналась другая война. Когда Спиридон перевалил пешком через гипсовую гору, то увидел две телеги, а на них мать, жену и детей. Как же все радовались!

4. Закрепление

Учитель. Вот вы и прослушали сообщения о кубанцах, участниках первой мировой войны. Попробуйте высказать к ним свое отношение, руководствуясь следующим фактом. В 1942г. во время оккупации часть жителей присягнула немцам. Видя это, Павел Геннадьевич Шашурин сказал: Кому вы присягаете?» Как вы думаете, что он имел в виду?