Реализация работы МОУ ЦЛПДО по выполнению требований законодательства Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разделы: Администрирование школы


Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» создано в сентябре 2001 года и является учреждением для детей с девиациями в поведении, с различными формами педагогической и социальной запущенности. МОУ ЦЛПДО имеет своей целью – оказание помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в получении или продолжении образования, а также социализацию подростка – возвращение его в общество полноценным и полноправным членом, гражданином-тружеником, что является основой воспитательно-образовательного процесса.

В своей деятельности Центр руководствуется Законодательством РФ в области образования, в частности, Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних». В данном документе сказано, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Известно, что неблагоприятные условия воспитания в семье, отсутствие заботы о культурном досуге несовершеннолетних, асоциальное поведение родителей и других, окружающих подростка взрослых,  оказывают вредное воздействие на детей, моральный облик которых еще только формируется, способствуют их неправильному поведению, прогулам школьных занятий, отказом от обучения и, в конечном итоге, совершению противоправных действий. Именно дефекты семейного воспитания являются одной из основных причин девиантного и делинквентного поведения. Дети, обучающиеся в МОУ ЦЛПДО, проживают, в большинстве своем, в неблагополучных семьях, в которых часто безнадзорны и находятся в антисоциальной, криминогенной среде. Безнадзорность несовершеннолетних обоснованно считается одним из основных условий, способствующих совершению ими правонарушений и преступлений.

Статья 14 п.1  ФЗ № 120 указывает на ответственность образовательных учреждений за ведение учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях. По сути дела, речь идет о безнадзорных подростках.

В предупреждении безнадзорности и ее последствий важен системный подход в организации и проведении профилактической работы. Такая система в МОУ ЦЛПДО предполагает взаимодействие педагогического коллектива, администрации Центра, социальной службы с родителями, с учреждениями, содействующими воспитанию (ПДН, КДН, УСЗН, РОВД, наркологическим кабинетом Кузнецкого района).

Рис. 1. Совместная деятельность по профилактике безнадзорности в МОУ ЦЛПДО

С целью обеспечения выполнения статьи 14 п. 1 ФЗ № 120 в Центре осуществляется   комплекс мероприятий, первое из которых – это индивидуальная работа классных руководителей, социального педагога с семьями обучающихся.

  • Классные руководители 2-9 классов проводят в сентябре сбор данных о семьях, обследуют все семьи вновь прибывших подростков своего класса;
  •  составляют акты обследования жилищно-бытовых условий этих обучающихся;
  •  определяют социальный статус семей;
  •  выявляют категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также семей, нуждающихся в особом контроле и постановке на внутришкольный учёт.

К сожалению, многие из родителей обучающихся самоустраняются от проблем нравственного и личностного развития ребенка, а это отзывается ростом детской беспризорности. Поэтому второй важный этап:

  • ежедневный  контроль обучаемости, посещаемости подростков класса,
  •  немедленное выяснение причин отсутствия, опозданий,
  •  информирование родителей, администрации Центра,
  • проведение совместных рейдов классных руководителей, социального педагога, инспектора ПДН в семьи детей, склонных к пропускам уроков.
  •  вызов обучающихся с их родителями на комиссию Центра по профилактике безнадзорности и правонарушений.
  • привлечение органов социальной защиты с целью оказания помощи нуждающимся детям, не посещающим занятия по причине нужды.
  • поддержание связи с наркологическим кабинетом Кузнецкого района и КДН
  • организация необходимой психолого-педагогической помощи подросткам, по тем или иным причинам пропускающим  занятия
  •  сбор необходимых документов и представление на районную КДН.

Важная задача Центра – обеспечение семьи педагогическими знаниями и умениями. При этом значительное место в системе работы классного руководителя с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению. Родительское собрание — одна из форм работы с родителями в МОУ ЦЛПДО.  Педагоги  предлагают принять участие  в совместном обсуждении проблем, во взаимном обмене мнениями, идеями, совместном  поиске. Собрания проходят в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др. Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психолога, юриста, врача и других специалистов. Встречи родителей с администрацией Центра, учителями проводятся регулярно. Педагоги знакомят их с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей.

Важным аспектом работы является разъяснение подросткам и их родителям прав и обязанностей, которыми они обладают в соответствии с законодательством РФ. Это одна из задач Программы правового воспитания, реализуемой в Центре. С этой целью в ней предусмотрено проведение тематических часов общения, различных школьных мероприятий правовой направленности, что способствует реализации цели правового воспитания:

  • повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей.
  • снижение уровня правонарушений        и преступлений среди несовершеннолетних Центра.
  • приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

Задачи:

  • Вооружение обучающихся и их родителей правовыми знаниями.
  • Формирование правового самосознания.
  • Формирование активной жизненной позиции.

Таблица 2. План мероприятий правовой направленности в МОУ ЦЛПДО с привлечением специалистов ПДН, РОВД, ГИБДД, врача-нарколога Кузнецкого района.

Дата Мероприятие Классы Ответственные
1. Сентябрь 1. Родительское собрание. Тема: «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей (Ст. 5. 35 КоАП РФ».

2. «Ответственность, наступающая вследствие участия в  террористических актах» (в рамках мероприятий месячника по ОБЖ)

3. Интеллектуальная игра «Безопасное поведение на дорогах».

2-9

2-9

2-9

Инспектор ПДН по работе с обучающимися.


Фонд «Дети и молодежь против терроризма и экстремизма»


Классные руководители, инспектор ГИБДД

2. Октябрь Месячник «Наркотики – путь в никуда»

1. Беседы по классам на тему: «Ответственность за хранение, приобретение наркотических веществ».

2. Индивидуальные беседы с обучающимися, состоящими на учете в наркологическом кабинете.

3. Часы общения «Правда о наркотиках»

 

2-9


2-9

2-9

 

Инспектор ПДН по работе с обучающимися

Врач-нарколог


Классные руководители

3. Ноябрь Месячник «Пожарной безопасности»

1. Беседы на тему: «Ответственность несовершеннолетних за умышленные поджоги».

 

2-9

 

Инспектор ПДН по работе с обучающимися.

4. Декабрь Акция «Милиция и дети»

1. Беседа на тему «Административное право. Правонарушения. Взыскания».
2. Беседа на тему «Уголовное право. Преступление. Ответственность».
3. Часы общения «Россия –правовое государство»(12 декабря)
3. Родительское собрание. Тема: «Семейное право. Права и обязанности родителей».

 

2-5
6-7
2-9
2-9

 

Инспектор ПДН
Майор милиции Грачева А.А.
Классные руководители
Социальный педагог

5. Январь День подростка

Приглашение врача-нарколога, секретаря КДН, заместителя прокурора.

 

2-9

 

Заместитель директора по ВР, инспектор ПДН

6. Февраль 1. Беседа на тему: «Права и обязанности человека».
2. Индивидуальные беседы с врачом-наркологом.

2-9
2-9

Инспектор ПДН по работе с обучающимися.
Врач-нарколог
7. Март 1. Родительское собрание. Тема: «Как уберечь детей от употребления наркотиков».
2. Беседа на тему: «Трудовое право и несовершеннолетние».

2-9
8-9

Инспектор ПДН, врач-нарколог, педагог-психолог
Инспектор ПДН по работе с обучающимися, специалист Центра занятости населения.
8. Апрель Экскурсия в ЦВИМП, СИЗО. 5-9 Инспектор ПДН, классные руководители.
9. Май 1. Беседы по ПДД.
2. Анкетирование, мониторинг по правовым знаниям.
2-6

2-9

Инспектор ГИБДД
Инспектор ПДН

Обязательным условием  является привлечение специалистов. Так, на родительских собраниях выступают инспекторы ПДН по работе с обучающимися (Потапова Я.Г.,Чижова О.В.), просвещая родителей в части ознакомления со статьями «Семейного кодекса» ст. 63 (Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей), положением статьи 5.35 Нового кодекса РФ об административных правонарушеиях («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию детей»). Майор милиции Грачева  знакомит обучающихся  со статьями Уголовного Кодекса РФ (Об ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных действий). Врач-нарколог Скворцова Е.В. проводит не только антинаркотическую работу, но и предупреждает подростков об ответственности за приобретение, хранение и сбыт наркотических веществ.

Еще одним очень важным аспектом по профилактике безнадзорности, является приобщение детей  к деятельности, направленной на  их социализацию. В МОУ ЦЛПДО организована работа кружков и секций,  обучающиеся вовлечены в различные виды культурно-досуговой деятельности как внутри Центра, так и за его пределами.

Таким образом, администрация и педагогический коллектив МОУ ЦЛПДО реализуют системную стратегию, направленную на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, а также на выполнение   требований законодательства Российской Федерации (закона № 120  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), что в конечном итоге способствует социальной реабилитации и адаптации  депривированных подростков.