Урок литературы "С чего начинается Родина?" в 5-м классе

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить учащихся с  фрагментом из книги В.И.Белова «На родине»,
  • осознать сущность понятия «малая родина»;
  • почувствовать особенности языка писателя;
  • совершенствовать навык выразительного чтения;
  • помочь ответить на вопрос «С чего начинается любовь к Родине?».

Словарь.

Крушина  – кустарник с чёрными несъедобными ягодами.
Лютик  – травянистое растение с едким или ядовитым соком и, большей частью, жёлтыми цветками.
Ольха  – лиственное дерево или кустарник семейства берёзовых.
Ольшаник – заросль ольхи. 
Кряж – невысокая горная цепь, гряда холмов; короткий обрубок толстого бревна.
Поклажа  – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Щедрый  – широко оказывающий помощь, охотно тратящийся на других, не скупой.
Ассоциация  – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое; объединение лиц или учреждений.
Типичный – характерный, свойственный чему-кому-н.; свойственный определённому народу, эпохе, общественной среде.
Марево  – мираж, призрачное видение; туман.
Мираж – обманчивый призрак чего-н.; нечто кажущееся (перен.)

Формы работы:

  • сообщения учащихся;
  • творческая работа в группах;
  • беседа, обсуждение;
  • выразительное чтение;
  • письменная творческая работа.

Оборудование.

  • распечатка отрывка из книги В.И.Белова «На родине».
  • В.А.Серов «Мика Морозов».
  • В.Д.Поленов «Московский дворик».
  • распечатка стихотворения Альберта Ванеева о детстве.

ХОД УРОКА

1. Подготовка к восприятию текста

Звучит песня «С чего начинается Родина?». Исполняется 1-й куплет. Учитель записывает на доске слово Родина.

Какие ассоциации  вызывает это слово? 

Словарная работа: ассоциация.

(Родина, отчий дом, домашний очаг, родные места, близкие люди, мама, друзья детства, дорогие сердцу предметы, родной язык, героические страницы истории, великая культура).
– Какие чувства вызывают эти понятия? (Чувства любви, счастья, радости, гордости)  
Мы видим, что понятие Родины очень ёмкое, глубокое.   О любви к Родине мы прочитаем   у В.И.Белова. («На родине»).
– Почему слово родина написано с маленькой буквы? (Речь будет идти о малой родине).

Словарная работа: крушина, лютик, ольха, ольшаник, кряж, поклажа, щедрый.

2. Чтение текста

3. Работа по тексту

– Интересно ли вам было читать? Какой эпизод был более интересен?
– Какова тема отрывка? Микротемы?
– Постараемся увидеть, «с чего начинается родина» для Василия Ивановича Белова? Какой он её рисует? Как к ней относится?

4. Составление плана текста. Коллективная работа учащихся

(План записывается на доске)

План.

1. Встреча с родным домом.
2. Воспоминания о детстве.
3. Природа родных мест.
4. «Исчезают деревни…» 

5. Продолжение работы над текстом

– Какова главная мысль текста? (Главная мысль текста – признание в любви к родине).

6. Творческая работа в группах

Какой рисует родину В.И.Белов? Как он к ней относится? Какие средства художественной выразительности использует, создавая образ родины? (Учащиеся отвечают на вопросы урока, работая над темами )

1-я группа   «Родина – отчий дом».
2-я группа «Воспоминания о детстве».
3-я группа рассказ по картине В.А.Серова «Мика Морозов».
4-я группа «Родная природа». Что помог нам увидеть, услышать и почувствовать автор?

7. Заслушивание ответов учащихся

(Тихо звучит песня «С чего начинается родина?»)

1-я группа. Трепетно, взволнованно чувствует себя В.И.Белов на родине. Для него Родина –   прежде всего дом, где он появился на свет, где он рос,  где его воспитали. Он внимательно и растроганно смотрит вокруг, он всё замечает, всё слышит: и «сдержанный шёпот ольшаника», и «белеющие чешуёй драночные крыши деревни», и «дом, с потрескавшимися углами». Здесь всё просто и всё бесхитростно, всё до боли знакомо. Здесь любимые места мальчишечьих забав; здесь он когда-то мечтал, был  счастлив и любим, здесь жили его родные и друзья. Писатель через всю жизнь пронёс в своём сердце любовь к этим тихим, ничем не приметным, самым дорогим для него местам, поэтому он говорит «наш дом», «моя деревня» и использует простые, сердечные, негромкие слова.
Несмотря на грусть при встрече с родными местами он счастлив  и рад, «размышляя о прошлом», способен  видеть «солнечное поле».

8. Реализация индивидуального домашнего задания

Рассказ по картине В.Д.Поленова «Московский дворик».

Словарная работа: типичный.

Картина В.Д.Поленова «Московский дворик» – одна из вершин его творчества. Художник показывает будничную, своим чередом текущую жизнь типичного московского дворика. «Художник сумел наполнить картину светлым и радостным чувством, ощущением счастья  повседневной жизни. Просто и с большой любовью В.Д.Поленов рассказывает об обитателях обычного уголка Москвы, о привычном ритме их жизни, словно растворённой в безмятежной тишине залитого солнцем дворика». (1) Картина насыщена светом и воздухом.
«Смягчая яркость красок и используя богатую и тонко разработанную гамму зелёного цвета в сочетании с белым, серебристым и голубым, художник придаёт картине праздничное звучание и  создаёт мир, исполненный красоты и умиротворённости».
– Подумайте, почему мы обратились к картине Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик»? Какая связь между ней и отрывком Василия Ивановича Белова?
(Оба  автора, и художник слова, и живописец, создали образы малой родины. Скромные, на первый взгляд, неприметные места. Но в России их много, и именно они являются истоками жизни. Неважно, где человек родился и вырос, в большом или в маленьком городе, в столице или на окраине, родное место всегда будет манить его к себе, потому что нет ничего дороже его. Из таких вот неприметных мест и складывается образ нашей страны, нашей России. Не случайно есть такое название Отечества, как Родина-мать. Любить своё Отечество так же естественно, как любить свою семью и род. Но любовь эту
надо воспитывать.

Словарная работа: марево.

2-я группа. Родина для В.И. Белова – это детство, любимая пора, любимые друзья,  ребячьи забавы, «нехитрые мальчишечьи богатства», яркие мечты о будущем.  Это всё то,
что никогда не забывается. Писатель называет детство «смешным», «далёким неверным маревом»; наверное, потому что то, о чём когда-то он мечтал, кажется с высоты прожитых лет несбыточным и несерьёзным. Эта часть  текста пронизана чувством грусти. Этим же чувством проникнуты и стихи Альберта Ванеева.

Чтение наизусть – индивидуальное домашнее задание.

Увидишь мальчишек у речки
И, в детство вернувшись опять,
Вдруг с ними захочешь беспечно
И сам голышом пошвырять,

Чтоб плоские камешки эти
Летели стремглав над водой,
И в сердце опять юный ветер,
Хоть сам ты давно уж седой.

Из речки с названием «Детство»
Нам, взрослым, воды уж не пить,
Но всё же охота раздеться
И брызгами день ослепить.

Да, в жизни есть светлое чудо.
Когда на мальчишек глядим,
Мы все молодеем как будто
И крепко завидуем им.

И  А.Ванеев, и В.И.Белов полны сожаления, что прекрасная пора детства в прошлом, и как бы ни хотелось, её никогда не вернуть. Интересно, что об этом думают ребята  в школьном возрасте. Вот как рассуждает на эту тему Урсул Александра ученица 7 «А» класса.

9. Чтение сочинения-миниатюры учителем

– Определите главную мысль сочинения.

Детство – прекрасная пора…Жаль, что не все понимают это. Люди  вступают во взрослую жизнь, для них открывается занавес неизвестного мира. И лишь в памяти остаётся маленький, чудесный мир сказок, мир абсолютного счастья – детство. Всю жизнь  многие помнят то, что было когда-то впервые: первое осмысленное понимание таких родных всем слов, как «мама» и «бабушка»; первый класс и первый букварь, первый друг  и первая влюблённость… Они смотрят на своих детей, внуков, правнуков и вспоминают себя в этом возрасте…
Если бы у меня была волшебная палочка, я бы непременно загадала, чтобы детство никогда не кончалось. Но жаль, что я не могу сделать этого. Я могу лишь пожелать всем ребятам не спешить становиться взрослыми, рано или поздно она наступит, эта взрослая жизнь, а детство останется лишь в памяти.

(Автор работы считает, что детство – счастливая пора, не надо торопиться взрослеть, всему своё время, нужно учиться быть счастливыми всегда. Любая пора жизни прекрасна по-своему).

10. Рассказ по картине В.А.Серова «Мика Морозов». 3-я группа

(При подготовке ответа учащиеся используют распечатку материалов из книги М Копшицера «Валентин Серов»).
Перед нами портрет  Мики Морозова, сына крупнейшего промышленника и коллекционера. Портрет светлый и трогательный. На нём необычайно обаятельный,  живой, открытый и любознательный ребёнок. Для В.А.Серова важно было сохранить в образе  ощущение живой мальчишеской заинтересованности окружающим миром. «Говорят, он приносил с собой на сеанс перевязанную пышным бантом коробку, чтобы заинтриговать ребёнка: что  же там внутри?»
«В ту пору Мике было пять лет, он самостоятельно учил грамоту и уже говорил по-английски». «Позже Михаил стал одним из крупнейших знатоков английской литературы…Мать Мики считала, что в этой работе «Серов схватил основную черту его натуры, его необыкновенную живость, и оттого все находили этот портрет очень похожим и на взрослого Михаила».(2)
«Мика Морозов» – вещь совершенно исключительная в русской, да, пожалуй, и в мировой живописи. Трудно назвать другую картину, где ребёнок был бы передан…так правдиво и обаятельно». Художник ставил задачу «передать духовный мир ребёнка, так не похожий на духовный мир взрослого человека». (3)
«Интересно наблюдать, как посетители Третьяковской галереи из числа тех, которые… чуть ли не галопом мчится из зала в зал, «вдруг застывают перед этим портретом, словно притянутые магнитом, и невольно добрая улыбка появляется на лицах». (4)
Портрет Мики Морозова  – гимн Детству, гимн Счастью, гимн Любви. Удивительно ли,
что большинство людей, в том числе и В.И.Белов, с теплотой и нежностью вспоминают своё детство. Как хочется, чтобы все дети были счастливы и красивы, как Мика.

4-я группа. Родина – это отчий дом, родные люди и друзья. Родина – это родная природа…Эта часть повествования – признание в любви родным местам: «тихая моя родина, ты всё также не даёшь мне стареть и врачуешь душу свое зелёной тишиной», «я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы…» Средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры, художественные сравнения), которыми автор рисует родную природу, помогают ему создать милый сердцу край.     Вместе с писателем мы видим летний лес, висящее в синеве щедрое солнце, лесных обитателей; видим поле, где «как хитрая лисичка, вильнула хвостом …тропа и затерялась в траве»; любуемся белыми берёзками, «белыми сказками…земли». Мы слышим «сдержанный шёпот ольшаника», глухой шёпот «дремлющих смолистых елей», мудрый шум «старинного хвойного бора», приём аллитерации помогает нам  в этом.  Мы чувствуем «древний запах папоротника», ощущаем каждую травинку», что растёт на полях. И вместе с В.Беловым тревожимся за будущее этих мест, потому что «исчезают деревни»).
– Почему автор называет родину «тихой»?

11.Слушание песни урока

12. Беседа с классом

Чему же научились мы у писателя? Какой главный вывод сделали для себя? Как нам   помогла  в этом песня?
– Чтение наизусть фрагмента из учебника «Истоки» (6 кл).

Вывод урока.

«Человек с рождения, с первого своего дыхания приобретает родной очаг и родную землю – Отечество, то есть землю своих отцов. Отечество не выбирают и не ищут, оно даётся судьбой. Его, как и родителей, любят не за то, что оно самое лучшее, а за то, что это единственное родное для тебя место на земле; недаром его ещё называют Родиной-матерью. Знать своё Отечество так же естественно, как знать свою семью и свой род. Но познание это длительно. Оно идёт всю жизнь и требует от человека прилежного труда ума и сердца. Не враз, а постепенно складывается у каждого человека  дорогой ему образ Родины». (5)
Для одних Родина – это родные места, отчий дом, для других – друзья и детство, для третьих – история и культура, достойные дела ради пользы и славы Отечества.

– Напишите сочинение-миниатюру  «С чего начинается Родина?»
– Как бы вы нарисовали свою родину? Это ваше домашнее задание.

Выдержки из сочинений ребят. (Работы читаем на следующем уроке).

«Для меня Родина – это детство. А детство начинается с мамы, с её ласки, любви, теплоты. Детство – это самое лучшее, что есть у нас. Родина начинается с маленького семечка материнской любви. И из этого семечка вырастает любовь к маме, к природе. Я люблю свою природу. И это тоже моя Родина». (Шедис Владимир)

«Родина для меня – это детство, родной дом, родители, город, сказки и золотые времена с друзьями. Родина – это сама жизнь». (Сухоруков Роман)

«Для меня любовь к Родине начинается с любви к маме, с детства. Ведь мама – самый дорогой и близкий человек, как и Родина. Сначала я полюбила свой посёлок, в котором живу, а потом и страну – Родину, где живём мы все. Если не любишь Родину, то нельзя стать настоящим человеком». (Евсикова Юлия).

«Россия. Москва. Кремль.
Эти слова дороги всем, кто любит русскую землю, свой родной язык, свою Родину. Сколько прекрасных песен и замечательных стихов сложено о Родине! Я с детства люблю
Родину, как живое и родное существо. Мой Калининград – моя жизнь, моя душа, самое дорогое, что есть у меня на свете». (Тимофеев Сергей)

Рисунки получились самые разные и интересные. Тимофеев Сергей нарисовал берёзку и журавлиный клин. Шедис Кристина – родной дом, дерево, речку. Евсикова Юля – символ Родины – дерево  с мощной корневой системой, Чирков Роман – земной шар.

Отзывы ребят об уроке говорят, что он понравился им.

Литература:

Белов В.И. «На родине». Литература для 5 класса. Составитель Курдюмова Т.Ф.
Великие художники. В.А.Серов. 2005.
Камкин А.В. Истоки. Слово и образ России. Учебное пособие для 6 класса –  М.:
Издательский дом «Истоки», 2007. – с. 6.
Колокольцев Е. Н. «Развитие речи»5-7 классы, М., Дрофа, 2003, стр. 100-101
Копшицер М. Валентин Серов. – М.: Искусство, 1972. – с. 204. 
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
Сарабьянов Д.В. Валентин Серов. Золотая галерея русской живописи. М., Арт-Родник, 2000, СТР. 9.
Шедевры Государственной Третьяковской галереи. Живопись второй половины ХIХ века. – М.: «Красная площадь», 2007. – с.97.