В помощь аттестующимся. Из личного опыта

Разделы: Администрирование школы


Введение

«Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе». Уважаемые коллеги, неслучайно я начала свое повествование со слов В.А. Сластенова, автора научной работы «Исторический анализ возникновения и становления педагогической профессии» [1]. На мой взгляд именно эти слова как нельзя лучше характеризуют современные тенденции в системе образования. Педагог как представитель системы образования должен мобильно реагировать на запросы современного общества, а нашему активно развивающемуся обществу, в данный момент требуются компетентные специалисты, обладающие такими качествами как мобильность, умение ориентироваться в большом потоке информации, умение работать с современной техникой, умением предвидеть трудности, принимать решения, умением сотрудничать, координировать свою деятельность…

В связи с этим, планируя свою педагогическую деятельность я учитываю научно-технический прогресс и совершенствование качества моего собственного преподавания, требования тенденций гуманизации образования, кмпетентностного, личностно-ориентированного подхода: разрабатываю новые методические комплексы, дидактические материалы, учебные программы, направленные, прежде всего, на совершенствование и развитие личностных качеств обучающихся. Новая система методических разработок не ограничивает обучающихся только получением знаний ради знаний, а нацеливает их на самообразование, саморазвитие, самораскрытие.

Психологи утверждают, что любые изменения в деятельности человека начинаются с изменения его внутренней позиции [2].

Работая над своим самосовершенствованием, я составила формулу-программу <Рисунок 1>, которая способствует моему личностному успеху, а значит, помогает достичь успеха и моим детям, моим ученикам: прежде всего я женщина – нежная, ранимая, слабая, сильная, беспомощная, всемогущая…; мать безумно любящая своих детей; жена – терпеливая, заботливая, внимательная; Патриот – Гражданин своего Отечества; все это «ВО МНЕ» помогает, формирует меня как учителя – профессионала, а учитель я по-призванию, я из династии учителей, любовь к преподаванию зажгла во мне моя мама – Учитель с большой буквы. Ко всему в своей жизни я стараюсь подходить творчески: к себе – женщине, матери, жене; к отношениям с коллегами, подругами; к моей педагогической деятельности; к окружающим меня обстоятельствам, событиям. Все это, помогает мне внести свой посильный вклад в формирование компетентностных качеств моих учеников: личных, творческих, гражданских.

Прояснить свою педагогическую позицию во многом мне помогла аттестация, научила ориентироваться в своей трудовой деятельности: научила эффективнее оценивать уровень продуктивности, профессионализма и квалифицированности моей работы. Помогла принять решение о направлении совершенствования моей педагогической деятельности, и способствовала формированию моих личностных качеств. Самой трудной во всей процедуре аттестации, с моей точки зрения, и многие коллеги со мной в этом согласны, является систематизация огромного педагогического потенциала, накопленного за время работы в системе образования. Я хочу предложить вам алгоритм написания самоанализа, который я, в результате множества бессонных ночей, изучив огромное количество литературы и новаторского опыта, определила как наиболее приемлемый для себя. Буду рада если он поможет вам.

Глава 1. Самоанализ

Большое количество исследователей (З.И. Васильева, В.В. Краевский, А.И. Пискунов, А.П. Тряпицына, Г.И. Щукина и др.) рассматривают педагогическую деятельность как некоторую систему <Рисунок 2>, то есть как множество элементов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство [3]. Данный подход называется системным, который, с одной стороны, позволяет рассмотреть педагогическую деятельность, как элемент, вписанный в более широкую систему, а с другой – рассмотреть саму педагогическую деятельность как самостоятельную систему и выделить элементы и связи внутри нее. Именно такай подход для описания своей педагогической деятельности выбрала я <Рисунок 3>.

§ 1. Алгоритм написания самоанализа <Приложение 1>

1) Целеполагание

Цель должна отражать суть вашей работы, должна быть четкая, конкретная, достижимая, в цели должен прослеживаться конечный результат вашей работы. Поэтапное раскрытие цели должно быть отражено в задачах. Иными словами, цель – это то чего вы хотите добиться, а задачи – это то, как вы собираетесь это делать.

Размышляя над своим самоанализом я пришла к следующему выводу: формирование творческого мышления – один из основополагающих принципов обучения. Раскрыть творческий потенциал в ребенке может только творческая личность, поэтому я, прежде всего, ищу творческое начало в себе, и это помогает мне увидеть и раскрыть творческое начало в детях. Поэтому я поставила перед собой следующую цель: «Развитие собственного творческого потенциала как основного фактора для развития творчества в учащихся» Поставленную цель я реализовывала через следующие задачи:

1. Повышение собственного творческого потенциала: развитие гибкости, нестандартности мышления, отказ от консерватизма, поиск новых оптимальных решений через рефлексию, самообразование, саморазвитие.

2. Формирование и развитие творческих задатков учащихся как одного из основных факторов эффективной адаптации к условиям социума.

На реализацию поставленной цели и задач направлена вся система моей педагогической деятельности.

2) Выбор темы самообразования

Выбор темы самообразования несомненно должен вытекать из поставленной цели. Вы уже определились с темой вашего самообразования?
За длительный период работы вы можете внести неоценимый вклад в педагогическую науку, а почему бы и нет, изучив детально выбранную тему, исследовав ее, постепенно усложняя саму ее суть.

Еще в 2003-2004 учебном году я решила для себя, что наиболее эффективное понимание, усвоение, а затем и применение на практике, полученной информации по предмету Информатика, бывает лишь тогда, когда сумеешь заинтересовать ребят, побудить их к поиску новых, нестандартных решений для, казалось бы, совершенно обыкновенных задач. Информатика дает огромное поле для подобного рода деятельности. Компьютер – это окно в мир для современного Человека – Личности – Гражданина. Я решила помочь ребятам открыть, каждому для себя, это окно. Поэтому я выбрала темой своего самообразования – «Развитие творческого мышления на уроках информатики», постепенно я усложняла ее. Это позволило мне раскрыть новые предметные возможности, позволяющие формировать ключевые компетенции обучающихся и способствовать эффективной социализации их личности в условиях современного информационного общества. В 2004-2005 учебном году я рассмотрела, изучила и исследовала тему: «Творчество – высшая форма самостоятельности мышления», а в 2005-2006 учебном году – «Творческий педагог как катализатор развития творчества в личности ученика».

3) Раскрытие системы педагогической деятельности

Следующим этапом самоанализа является непосредственно систематизация собственной педагогической деятельности. Я рассматривала ее с двух сторон: с одной стороны как элемента, вписанного в более широкую систему школы, города, округа, государства, а с другой – рассматривала саму педагогическую деятельность как самостоятельную систему и выделяла элементы и связи внутри нее самой. Затем я представила ее в виде взаимовлияющих, взаимопроникающих, взаимодействующих, взаимосвязанных блоков:

Первый блок – «Методический». В нем необходимо детально рассмотреть всю вашу методическую деятельность – ваш творческий поиск, вашу педагогическую позицию.

Второй блок – «Функционально-операционный». Это непосредственно ваша преподавательская деятельность: разработка образовательных программ и конкретных уроков, а также налаживание сотрудничества с обучающимися на уроках.

Третий блок – «Внеурочная педагогическая деятельность». В этом блоке ваша работа может быть представлена несколькими направлениями: научно-исследовательской, организаторской, кружковой и др. работой.

Четвертый блок – «Информационно-рефлексивный». Здесь, прежде всего, рассматривается саморефлексия – анализ личностных и профессиональных качеств, достижений, неудач, а также учитывается мнение о вас обучающихся, поскольку, на мой взгляд, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик увидел в вас, не только преподавателя, но и личность.

Пятый блок – «Перспективный» – это ваше дальнейшее профессиональное и личностное становление.

Ниже я предлагаю вам подробный анализ содержания этих блоков.

§ 2. Анализ содержания блоков педагогической деятельности

Работая над своим самоанализом, я рекомендую вам подробно рассмотреть каждый блок своей деятельности как отдельную систему, и, одновременно, как элемент системы вашей педагогической деятельности, определить внешние и внутренние связи между элементами блоков.

2.1. Первый блок – «Методический» <Приложение 2>

Основой педагогической и методической деятельности является нормативно-правовая база: мировое законодательство и законодательство РФ, в том числе в области защиты прав ребенка (Конституция и законы РФ, решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенция о правах ребенка и т.д.).

Методический блок <Рисунок 4> включает в себя также и знание «Методики преподавания предмета» и воспитательной работы, педагогики, «Основ возрастной и общей психологии», возрастной физиологии, школьной гигиены.

Структурный элемент методического блока «Методические идеи» включает в себяразработки учебно-методических комплексов, дидактических материалов, оформление методических стендов, программы и УМК элективных курсов и др.

Не менее важным является и компонент «Самообразование и самореализация». Здесь следует дать описание того, как вы пополняете копилку своих знаний: курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, online-сертификация и др. Опишите результаты вашего личного творчества: сертифицированные печатные издания, (методические разработки, книги, брошюры и т.п.), статьи в СМИ, в том числе в школьных СМИ и пр. Опишите, как вы работали, покажите результаты вашего труда, расскажите о планах на будущее. Кроме того, возможно перечисление тех мероприятий, которые вы провели с целью саморазвития и самообразования: открытые уроки, мастер-классы, семинары, участие в научных конференциях и пр. Укажите, какие педагогические технологии, методы и формы учебной работы вы при этом применяли (изучали), наглядно продемонстрируйте этапы возрастания субъективности обучающихся на проведенных вами мероприятиях <Приложение 5>, а также укажите, как примененные вами технологии могут быть использованы другими учителями – предметниками. Постарайтесь проследить межпредметную интеграцию – тем самым вы внесете посильный вклад в решение одной из основных задач современной школы – воспитать из ученика гармонично развитую личность, умеющую применять свои знания на практике в любой жизненной ситуации, а также создать у ученика целостное представление об окружающем мире, т.е. формировать мировоззрение.

И самое ценное звено методического блока, безусловно, «Обмен опытом», который всегда дает плодотворные результаты, если вы этого захотите. Посещайте уроки коллег, сотрудничайте с коллегами в вашей школе, а так же в других образовательных учреждениях – проводите совместные мероприятия – делитесь тем, что знаете и умеете сами, а также черпайте необходимую информацию из опыта коллег, новаторского опыта… при любой возможности.

Ваша методическая деятельность должна постоянно развиваться, обогащаться профессиональным и жизненным опытом, должна быть динамична, это будет способствовать тому, что вы сможете реализовать свои педагогические идеи в глубоких научных разработках.

2.2. Второй блок – «Функционально-операционный» <Приложение 3>

«Каждый урок – педагогическое произведение» (Воронов В.В.) <Рисунок 5>. Разрабатывая уроки, старайтесь придерживаться этого принципа, ибо, как сказал Н.Ф. Гербарт, «смертельный грех учителя – быть скучным». Работая над этим блоком, опишите, какие рабочие программы вы применяете, укажите их тип, уровень соответствия Российскому стандарту школьного образования по предмету и, при необходимости, «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», кроме того, укажите, какие модифицированные программы факультативных курсов вами разработаны и внедрены.

Укажите, как построены ваши программы – желательно, чтобы это была взаимосвязанная система тем. Важно также указать, что являлось главным условием при выборе программ для того или иного факультативного курса – характер, специфика программы, развитию каких качеств данная программа способствует: чем будет полезен ученику предлагаемый курс, какие педагогические технологии целесообразнее использовать и почему именно их, к чему готовит обучающихся данный курс и т.п. Далее опишите, как вы разрабатываете планы уроков по представленным программам. ВАЖНО! Не забывайте, что на протяжении всей вашей работы должна четко прослеживать тема вашего самообразования.
При разработке каждого конкретного урока самое важное – это целеполагание. Только поставив четкую, конкретную, достижимую цель, можно подбирать оптимальную педагогическую технологию, осуществлять выбор методов, форм обучения и контроля, форму, тип урока. В самоанализе можно описать один или несколько проведенных вами открытых уроков, соблюдая всю структуру: от замысла до его самоанализа и экспертизы.

Реализация в учебной деятельности поставленных целей и задач осуществляется более эффективно, если удается наладить на уроке систему сотрудничества с учащимися, а именно обмен информационной деятельностью и различные варианты управления этой деятельностью. Ведь даже самый небольшой личный успех учеников, можно считать залогом их будущего успеха в жизни.

Хочу поделиться с вами системой сотрудничества <Приложение 4> с обучающимися на уроках <Рисунок 6> которую я организовала: я обратила внимание, что процесс усвоения знаний обучающимися на моих занятиях происходит более полно и глубоко, если это сотрудничество осуществляется сразу на разных уровнях возрастания субъективности процесса взаимодействия:

  1. Управление учителем процессом изучения предмета – учитель объясняет классу предметную тему.
  2. Включение учеников в этот процесс – беседа с учащимися, обсуждение темы.
  3. Управление учениками компьютером, как предметом учебной деятельности – ребята на практике выполняют те операции, о которых говорили в момент обсуждения.
  4. Коллективный обмен информацией – между самими учащимися, между педагогом и учащимися; контроль и самоконтроль (сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми).
  5. Процесс интериорезации – переход внешних знаний в конкретные практические умения и навыки, а также доведение этих навыков до автоматизма, превращение их в личностные достижения.

Таким образом, учитывая вышесказанное, мне удается осуществлять основную и самую сложную часть педагогической деятельности – функционально-операционную. Именно в процессе реализации этой части работы реализуются основные цели моего самообразования, поскольку разработка учебных программ и уроков – это неиссякаемый источник проявления креативности.

2.3. Третий блок – «Внеурочная педагогическая деятельность» <Приложение 5, 6>

Дополнительный блок, способствующий реализации целей вашего саморазвития – это внеурочная педагогическая деятельность, которая может быть представлена несколькими направлениями: научно-исследовательской, организаторской и кружковой работой и <Рисунок 7> пр.

Научно-исследовательская <Рисунок 8> деятельность реализуется, например, в научном руководстве проектной работой обучающихся, в подготовке их к участию в научно-исследовательских конференциях школьного (городского) научного общества, в городских, российских фестивалях исследовательских и творческих работ.

В этом же блоке можно описать, в каких видах деятельности проявляются ваши организаторские качества (в качестве примера приведите одно или несколько мероприятий подготовленных и проведенных вами или, ваше участие в подготовке ученика, школьной команды для участия в городских, российских мероприятиях). Желательно дать подробное описание того, какие это мероприятия, какие цели, задачи они преследуют, на какие результаты нацелены, что это даст обучающимся (развитие творческого, эстетического, интеллектуального потенциала).

Кроме того, укажите, способствуют ли подобные мероприятия личностному становлению учащихся: развитию ответственности, самосознания обучающихся, укрепляют ли они веру в себя, в свои силы и возможности, помогают ли налаживанию эффективных сотруднических, дружеских взаимоотношений между разновозрастными учащимися, их родителями и педагогами.

В этом же блоке можно представить имеющиеся у вас дипломы, сертификаты, награды. Обязательно скажите о перспективах развития вашей педагогической – внеурочной деятельности.

2.4. Четвертый блок – «Информационно-рефлексивный» <Приложение 8>

Ни одна деятельность не будет эффективной, если в ней нет учета анализа наличного состояния и прошлых ошибок. Поэтому особое внимание уделите собственной информационно-рефлексивной деятельности <Рисунок 9>. Ее можно даже выделить отдельным блоком.

Этот блок, прежде всего, включает саморефлексию – анализ личностных и профессиональных качеств, достижений, неудач, а также учет мнения о вас учащихся, коллег. С целью диагностики личных и профессиональных качеств можно провести анкетирование. Проанализируйте результаты анкетирования, представьте в наглядной форме (в виде схем, графиков). В анкету можно включить вопросы касающиеся качества преподавания предмета, педагогической деятельности учителя-предметника, качества подготовки к уроку, дисциплины, возможности проявления творчества, настроения обучающихся на уроке. Обязательно учитывайте и, по возможности, реализуйте предложения и пожелания, высказанные в анкетах.

Еще одним структурным звеном этого блока может быть диагностика усвоения учебного материала учащимися на каждом уроке (покажите методику диагностики, которую вы используете).

Необходимо также описать, как вы осуществляете контроль и анализ учебной деятельности (формы, методы, измерительные материалы).
Укажите, какие формы анализа успеваемости и качества знаний учащихся вы применяете (текущий, периодический, итоговый контроль, лонгитюдное исследование). Проведенный вами мониторинг качества знаний обязательно должен быть заверен директором вашего учебного заведения.

2.5. Пятый блок – «Перспективный»

В этом блоке необходимо дать детальное описание вашего дальнейшего профессионального и личностного становления.

§ 3. Обобщение. Выводы

Обобщите все, что вы представили: укажите, как были реализованы поставленные вами перед самим собой цели и задачи самообразования, сделайте особый акцент на то, что вся система вашей педагогической деятельности направлена именно на их достижение, что и было наглядно вами представлено. Обязательно скажите, какие сложности у вас еще есть и как вы планируете их преодолеть, но, наличный уровень уже выполняемой работы, позволяет вам с уверенностью говорить о том, что поставленные на данном этапе цели и задачи решаются успешно.
Укажите, что вам необходимо для повышения квалификации и как конкретно вы планируете ее повысить. Например, мне для реализации задуманного потребуется приобретение дополнительно опыта работы, повышение квалификации через посещение уроков педагогов-мастеров, занятий ГМО, педсоветов, семинаров и курсов повышения квалификации, а также через систему самообразования и дистанционное обучение.

Глава 2. Методический portfolio

Идея использования portfolio в последнее время получает широкое распространение в педагогической практике. Portfolio представляет собой папку-накопитель достижений человека, в которую помещаются материалы на бумажном носителе. Представленные в portfolio материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Следует отметить, что некоего стандартного образца portfolio или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать [4]. Методический Portfolio должен отражать субъективную позицию аттестуемого педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения – в умении систематизировать свою педагогическую деятельность.
Хочу предложить вам блочную систему оформления portfolio <Рисунок 10>, которую я разработала и которая полностью соответствует системе моей педагогической деятельности:

Блок I

Титульный лист <Рисунок 11>

  1. Полное название места работы
  2. Ф.И.О.
  3. Фото
  4. Педагогическое кредо
  5. Резюме

Блок II

Содержание

Блок III

Копии наиболее важных документов об образовании (диплом(ы), сертификаты, свидетельства, грамоты, наградные документы и т.п.)

Примечание.

В этом разделе помещаются все имеющиеся копии сертифицированных документов, подтверждающих индивидуальные достижения: грамоты за участия в конкурсах, сертификаты (свидетельства) о прохождении курсов повышения квалификации.

Блок IV

Индивидуальный план прохождения аттестации [5]

1. Подготовительный этап

Эмоционально-ценностное самоопределение к участию в аттестации:

  • знакомство с основными нормативными документами, раскрывающими цели и задачи аттестации «__» ______ 2010г.;
  • консультации по процедуре и содержанию аттестации у заместителя директора по НМР, методиста, председателя городской аттестационной комиссии, педагога-психолога «__» ______ 2010г.

Составление представления о механизме аттестации:

  • изучение документов, описывающих механизм аттестации «__» ______ 2010г.;
  • индивидуальные консультации с педагогами, прошедшими аттестацию, педагогами др. образовательных учреждений «__» ______ 2010г.

Анализ и первичная диагностика собственной педагогической деятельности за три – пять лет:

  • изучение соответствия педагогической деятельности требованиям квалификационных характеристик по заявленной категории «__» ______ 2010г.;
  • анализ собственной педагогической деятельности «__» ______ 2010г.;
  • сбор и оформление документов, необходимых для участия в аттестации «__» ______ 2010г.

2. Экспертный этап

Оформление portfolio: «__» ______ 2010г.
Разработка открытого урока (мероприятия): «__» ______ 2010г.
Подготовка материала для творческого отчета (или др. формы аттестации): «__» ______ 2010г.
Проведение открытых мероприятий: «__», «__», «__» ______ 2010г.
Консультации с преподавателями аттестационной комиссии: «__» ______ 2010г.

3. Аттестационный этап

Открытое мероприятие: «__» ______ 2010г.
Творческий отчет: «__» ______ 2010г.

4. Постаттестационный этап

Консультации с преподавателями и администрацией ОУ с целью оценки моей деятельности в период аттестации: «__» ______ 2010г.
Анализ творческой деятельности в период аттестации: «__» ______ 2010г.
Определение задач постаттестационного периода: «__» ______ 2010г.

Блок V

Система педагогической деятельности:

  1. Самоанализ
  2. Схема системы педагогической деятельности.

Далее все материалы должны бать разложены строго следуя схеме, разработанной на основе самоанализа:

  • методический блок (нормативно-правовая основа, локальные документы (если необходимо); ваши наработки (следуя схеме));
  • функционально-операционный блок (рабочие программы, программы факультативных курсов, используемые технологии, методы и формы работы и т.д. (следуя схеме));
  • блок внеурочной педагогической деятельности (материалы, разработки, документы, проекты обучающихся, творческие работы обучающихся, опыт общественной работы и т.д. (следуя схеме));
  • информационно-рефлексивный блок (результаты мониторинга качества образования, исследований, анкетирования и т.д. (следуя схеме));
  • перспективный блок (программа вашего самосовершенствования).

Блок VI

Библиография (в алфавитном порядке).

P.S.
Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что мой опыт поможет вам в самой сложной, на мой взгляд, части подготовки к аттестации – составлении ваших самоанализов и оформлении ваших методических…
Желаю вам терпения, здоровья, много сил и выносливости для преодоления очередного рубежа вашего педагогического становления – аттестации.
С уважением, ваш коллега Петрова Татьяна Валентиновна.

Тезаурус [6]

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснование суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач современного образования.
/Дэвид Клустер США/
Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Во-вторых информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвертых критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.
В-пятых критическое мышление – мышление социальное.
Интеллектуальные умения критического мышления: уметь осуществлять поиск информации, овладевать знаниями; уметь осмыслить полученные сведения в сопоставлении с ранее приобретенными; уметь активизировать информацию; уметь применять полученные данные для решения поставленных задач; уметь обобщать полученные данные; уметь делать выводы; уметь оценить полученные знания, информацию.
Креативность (от анг. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Интериоризация (от лат. Interioris - внутренний) – переход извне вовнутрь. В психологию понятие И. введено фр. Социологом Э. Дюркегеймом, отждествляющим его с социализацией. И. – одно из основополагающих понятий культурно исторической теории отечественного психолога Л.С. Выгодского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место И. занимает в работах фр. Психологов П. Пиаже, Ж. Пиаже.
Лонгитюдное исследование (от англ. longitude - долгота) – длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса одних и тех же педагогических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятные факторы в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. Например, Т. К тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Одно из важнейших профессиональных качеств учителя. В основе Т. Лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидить выход из ситуации – с другой. Формирование у себя Т. – одна из важных задач профессионального воспитания учителя.
Эмпатия (от греч. еmpatheia - сопереживание) – качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать. Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного. Профессионально значимое личностное качество для педагога.

Литература:

  1. С.Е. Шишов, В.А. Кальней. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
  2. М.С. Норбеков. Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавится от очков – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. – 316 с., ил.
  3. Система аттестации педагогических работников как объект междисциплинарных научных исследований. Системный подход в анализе педагогической деятельности с. 22.
  4. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом: Пособие для работников органов управления образованием и образовательных учреждений /Под ред. Ю.С. Алферова, В.С. Лазарева. – М.: Российское педагогическое агентство.1997.
  5. Индивидуальный план прохождения аттестации. Автор-составитель Гогунская Г.Ф., зам.дир. по НМР МОУ МУК №1 г. Сургута.
  6. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. М.: «AcademiA», 2000.