Воспитание социокультурных ценностей учащихся с использованием метода проектов

Разделы: Внеклассная работа


Школа сегодня должна готовить человека, который может свободно адаптироваться в окружающем мире, определить своё место в нём, стать успешным. Таким образом, все направления в школе позволяют воспитывать у ребят социокультурные ценности.

  • Личность человека
  • Интеллект
  • Жизнетворчество
  • Индивидуальность
  • Одаренность
  • Интеллигентность
  • Толерантность
  • Добро
  • Красота
  • Труд
  • Здоровье
  • Любовь к родному краю, к своим корням

Эти социокультурные ценности нашей школы реализуются через воспитательные модули.

  1. Здоровье
  2. Интеллект
  3. Толерантность
  4. Я - гражданин России
  5. Я + мы

Методы и формы воспитания социокультурных ценностей у школьников разнообразны: классные часы, деловые игры, праздники, спортивные мероприятия- соревнования, конкурсы, походы, турслеты, встречи с интересными людьми, проектная деятельность.

Проектная деятельность – это один из наиболее эффективных, на мой взгляд методов работы с учащимися.

Что же такое проект?

Проект – это творческая работа учащегося или учащихся, выполненная им самостоятельно или под руководством более опытных людей: классного руководителя, учителя, родителей.

Использование данного метода позволяет решить следующие задачи:

  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, ответственности,
  • развитие интереса и творческих способностей школьника,
  • развитие эстетического чувства и художественной инициативы,
  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи,
  • формирование умения видеть перед собой конечный результат,
  • помощь в профессиональном самоопределении учащихся,
  • раскрытие индивидуальных способностей учащихся
  • развитие социальных аспектов личности.

Наиболее важные из них, на мой взгляд, это:

  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, ответственности
  • развитие интереса и творческих способностей
  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

Проекты бывают индивидуальные, групповые, коллективные, а также творческие, социальные, исследовательские.

Школьники выполняют различные виды проектов, которые участвуют в конкурсах, фестивалях, выставках, научно-практических конференциях различного уровня: муниципальных, региональных, всероссийских. Научно-исследовательские проекты учащихся одной темой «Культура и быт переселенцев Зиминского района»

Многие проекты учащихся отмечены дипломами, сертификатами, авторскими свидетельствами.

В результате научно-исследовательской проектной деятельности учащихся в нашей школе создан этнографический музей «Горница», которому в прошлом году исполнилось 10 лет. Музей в нашей школе является центром по воспитанию учащихся в национальных традициях.

«Горница» ежегодно пополняется новыми экспонатами, благодаря активной проектной работе учащихся секции ШНО «Этнография» и разновозрастного детского клуба «Аленушка». В прошлом году 11 учащихся представили свои исследовательские проекты на 1городской научно-практической конференции, посвященной Международному Дню музеев.

Экскурсии, проводимые в музее «Горница», коллективные творческие проекты, такие как «Масленица», стали традиционными не только для учащихся, родителей, учителей нашей школы, но и для микрорайона и города.

Многолетняя работа по организации проектной деятельности учащихся позволила мне представить свой опыт в виде выступлений и мастер- классов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

В прошлом году мы с ребятами воплотили в жизнь еще один интересный проект – «Лучинушка».

«Лучинушка» – это центр детского творчества при музее. Основная задача этого центра – обучение учащихся на конкретных изделиях быта старинным технологиям.

Сегодня, я предлагаю вам фрагмент экскурсии в музее «Горница» с изготовлением изделия с использованием старинной лоскутной техники «уголки».

Называется наш проект «История лоскутной техники».

Цель: Воспитание у школьников уважения к культурным традициям русского народа.

Задачи проекта:

  • Познакомить учащихся с историей лоскутной техники через экскурсию в музее «Горница»
  • Научить изготавливать игольницу или прихватку (по выбору) в старинной лоскутной технике «уголки» в центре детского творчества «Лучинушка»

Я предлагаю вашему вниманию коллекцию экспонатов-новоделов, выполненных в лоскутной технике, которые изготовили учащиеся клуба «Аленушка и секции ШНО «Этнография» в различные годы. Это часть коллекции, имеющейся в фондах нашего музея. На слайде в центре представлены детские одеяла, выполненные старинной лоскутной техникой «изба» или «колодец» . В такой же технике изготовлены современные диванные подушки.На верхней фотографии-макет зала современной квартиры, в оформлении которой присутствует лоскутная техника. Слева на слайде вы видите современное панно, изготовленное в технике лоскутной аппликации.В детской одежде также присутствуют детали из лоскутов.

Познакомившись в музее с экспонатами и рассказом школьников-экскурсоводов об истории лоскутной техники, экскурсантов приглашают в центр детского творчества «Лучинушка»(в кабинете технологии) изготовить своими руками изделие из лоскутов в технике «уголки».

Сегодня, я предлагаю выполнить заключительный этап этой работы – стежку игольницы или прихватки (по выбору). Перед вами незаконченные изделия, технологические карты с описанием всех этапов работы.

Ваша задача выполнить заключительный этап – стежку.

Её можно выполнить и другим рисунком, какой придумаете сами, но самое главное, стежки должны быть частыми, как написано в технологической карте.

Вы молодцы, справились с работой, а теперь, давайте составим узор из этих игольниц и прихваток, чтобы получилось теплое красивое одеяло, которое выполнено традиционной лоскутной техникой. Такое одеяло было в каждом крестьянском доме. Оно символизировало уют и семейный уклад.

И, невольно, вспоминаются строчки из стихотворения нашего земляка – поэта Евгения Александровича Евтушенко:

«По лоскутку, по лоскутку
Нам сочиняла бабка одеяло,
И до сих пор я помню ласку ту,
Которой одеяло одаряло.

Алели лоскутки, как угольки,
И золотели, как медвежьи очи.
Синели, словно в поле васильки
Или чернели, как лохмотья ночи.» 

А теперь, вы можете взять частицу этого символического одеяла себе на память.

Приложение.