Система профориентационной работы в старших классах средней общеобразовательной школы

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Формировать у учащихся представления о профессиях разных типов;
  • Помочь выявить способности к определенному виду деятельности.

Оформление: плакаты с названием классного часа, эпиграфы о труде, иллюстрации соответствующие типам профессий.

Эпиграфы:

  • «Истинное сокровище для людей – умение трудиться». (Эзоп)
  • «Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия». (Стендаль)

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация «Ты и твоя будущая профессия» (Power Point).

Использованная литература: «Классный час играючи», авт. Герасимова В.А. -М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Присутствуют родители:

  • Сбеглова Л.З., инженер-металлург;
  • Нецветаева Т.В., фельдшер скорой помощи МСЧ №3.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя: В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою профессию? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться, выбирая дело своей жизни? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» – старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека все в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости.

Что же нужно для того, чтобы правильно сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать свое дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.

Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Климова Е.А. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов.

Сейчас ваши товарищи представят их вам, (ребята представляют профессии, сопровождая свой рассказ картинками и описанием на экране):

Человек – природа

Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овощевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда – природа.

Человек – техника

Это могут быть пилоты. Водители, матросы, слесари, электромонтёры и т. д., использующие технические устройства.

  

Человек – человек

Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессии относятся учитель, врач, журналист, продавец и пр.

  

Человек – знаковая система

Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, ученые, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. 

 

Человек – художественный образ

Людей этого типа профессий отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это – актеры, музыканты, певцы, художники и т. п.

Вот требования к человеку, выбравшему определенный вид деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Вот пример, автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, у взрослых – за 50 часов.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов – это и есть призвание.

Сегодня к нам пришли ваши родители, они расскажут вам о своих профессиях, о том, что повлияло на их жизненный выбор, чем им приходится заниматься, счастливы они или нет в своих профессиях. (Родители рассказывают о своих профессиях: Сбеглова Л.З. о профессии металлурга, о работе на НМЗ, о возможности приобретения данной профессии в НПР; Нецветаева Т.В. – о профессиях врача и медсестры скорой помощи.


Нецветаева Т.В.

Классный руководитель Бычкова О.В. – учитель английского языка, – рассказала о профессиях, требующих знания иностранных языков.)


Бычкова О.В.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно очень непостоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определенных обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество – хорошо, а исполнительность – плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т. е. понять, какие из качественных сторон профессии для вас важны, а какими можно пренебречь.

Сейчас мы предлагаем вам принять участие в тестировании и узнать, к какому типу профессии склонны вы, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы (на экране демонстрируются вопросы теста)

Целиком текст работы представлен в Приложении 2.