Проект "Планета книголюбов"

Разделы: Внеклассная работа


Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
А. Декурсель

Содержание

I. Обоснование актуальности проекта и её новизна.

II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.

III. Содержание проекта.

IV. Продолжительность реализации проекта.

V. Перспективы дальнейшего развития.

I. Актуальность проекта

Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.

Во многих странах предпринимаются попытки противодействовать неуклонному снижению интереса к чтению у подрастающего поколения, но существенных результатов в этом направлении пока достичь никому не удалось. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в Лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям кассету с мультиками, чем найти время и аргументы в пользу чтения. С детства ребёнок привыкает видеть маму не с книжкой в руках, а с пультом дистанционного управления телевизора. В обществе нет “моды” на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением.

Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения. Родители, осознавая свою беспомощность, бегут к нам за советом: как заставить ребёнка читать, если он не хочет.

К сожалению, сегодня приходится констатировать неутешительный факт: нечитающее поколение уже выросло, и мы должны принимать это как данность. Изменить это мы не в силах. Но корректировать – можем и должны. Задача школы – противостоять этому процессу, показывать детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из видов получения информации и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа.

Важную роль по привитию интереса и любви к чтению младших школьников мы отводим работе школьной библиотеки и учителя начальных классов. Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Необходимо добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах младших школьников, обеспечить переход работы школьной библиотеки на еще более высокий уровень предоставления информационных услуг, их оперативность, востребованность и актуальность. На наш взгляд, это должно способствовать реализации государственной программы .

Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребёнка появился интерес к чтению ,чтобы книга стала помощником и советчиком на протяжении всей жизни и способствовало повышению качества знаний по предметам.

II. Цели и задачи проекта

Цель проекта: повышение уровня качества чтения и активизация мотивации к обучению у учащихся начальных классов.

В ходе работы над проектом надо решать следующие задачи:

  • показать привлекательность и пользу чтения учащимся начальных классов и их родителям;
  • улучшить работу учителя начальной школы совместно с библиотекарем по данному направлению
  • создать условия для формирования и совершенствования информационной компетенции учащихся начальных классов;
  • систематически повышать информационную грамотность учащихся на библиотечных занятиях;
  • содействовать успешному усвоению учебных программ;
  • активизировать работу родителей с детьми во внеклассном и семейном чтении.

Ожидаемый результат:

  • повышение уровня качества чтения и активизация мотивации к обучению у учащихся начальной школы.

III.Содержание проекта

1. Подготовительный этап - август-сентябрь 2009 г.

2. Экспериментальный этап - октябрь 2009 г. – май 2010 г.

3. Обобщающе-аналитический этап - май 2010 г.

1. Подготовительный этап.

1. Создание проекта “Планета книголюбов”.

Планируемый проект состоит из нескольких основных частей, включающие в себя разнообразные культурно-досуговые мероприятия, способствующие формированию творческого читателя.

2. Составление коллективного плана работы с библиотекарем и учителями начальных классов.

Правильно организованная работа учителя начальных классов и библиотекаря -залог успешной реализации проекта. Основная задача библиотекаря и учителя начальных классов – формирование у ребёнка интереса и любви к книге, развитие интеллектуальных возможностей ребенка, вовлечение его в активную творческую деятельность. Библиотекарь и учитель также призваны выполнять и воспитательные функции: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у воспитанника должна стать книга.

Дата проведения

Мероприятия Ответственные
Октябрь 1. Урок-экскурсия в парке “Природа и вдохновение”

2. Библиотечный час .Ознакомление читателя с библиотекой и запись в школьную библиотеку.

Учащиеся 1А, 2А

Авраменко Н.И.,

Кларк Л.Е.

Библиотекарь

Вельц Н.В.

Ноябрь 1. КВН по сказкам “Что за прелесть эти сказки!” (инсценирование сказок)

2. Библиотечный час. Навыки обращения с книгой.

3. Встреча с писателем А. Л. Барто.

Учащиеся 1А, 2А

Авраменко Н.И.,

Кларк Л.Е.

Библиотекарь

Вельц Н.В.

Декабрь 1. Кокурс стихов “Моя Россия”.

2. Библиотечный час. Навыки выбора книги.

3. Встреча с писателем К.И. Чуковским.

Учащиеся 1А, 2А

Авраменко Н.И.,

Кларк Л.Е.

Библиотекарь

Вельц Н.В.

Январь 1. Бал любимых литературных героев.

2. Библиотечный час. Как читать книгу.

Учащиеся 1А, 2А

Авраменко Н.И.,

Кларк Л.Е.

Библиотекарь

Вельц Н.В.

Февраль 1. Литературная игра “Что? Где? Когда?”

2. Библиотечный час. Отзывы о книгах.

Учащиеся 1А, 2А

Авраменко Н.И.,

Кларк Л.Е.

Библиотекарь

Вельц Н.В.

Март 1. Утренник “Папа,мама ,я-читающая семья”.

2. Неделя детской книги. Акция “Книгу в подарок школьной библиотеке”

3. Библиотечный час. Книжные выставки.

Учащиеся 1А, 2А

Авраменко Н.И.,

Кларк Л.Е.

Библиотекарь

Вельц Н.В.

Апрель 1. Стихи поэтов о весне.

2 .Библиотечный час. Наглядные формы пропаганды книги. Библиотечные плакаты.

3. Встреча с писателем С.Я. Маршаком.

Учащиеся 1А, 2А

Авраменко Н.И.,

Кларк Л.Е.

Библиотекарь

Вельц Н.В.

Май 1. Семейное ток-шоу “Любимые книги детства”.

2. Библиотечный час. Рекомендательные списки. Использование в работе компьютера.

Учащиеся 1А, 2А

Авраменко Н.И.,

Кларк Л.Е.

Библиотекарь

Вельц Н.В.

2. Экспериментальный этап – октябрь 2009 г. – май 2010 г.

1) Библиотечные часы “Новый читатель пожаловал к нам”.

Систематические воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. С библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.. К их приходу в библиотеке готовится выставка книг, подбираются иллюстративные материалы. В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы, о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке.

а) Ознакомление читателя с книгой.

В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой. Уже с самого начала следует читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве. Правила гигиены чтения разъясняются не только при записи читателя в библиотеку. В течение всего первого года чтения регулярно проводятся беседы о том, как сидеть, когда читаешь, как держать книгу и т.д. для читателей младшего возраста составляются плакаты с краткими советами по гигиене чтения.

б) Навыки обращения с книгой.

Очень важно научить читателя просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от возраста читателя эти беседы постепенно усложняются. Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как бы “вводит” в книгу, с его назначения. Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат книги – толкование непонятных слов, которые обычно помещаются либо в виде сносок внизу страницы, либо в конце книги. Особенно много непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов стран. Надо постоянно приучать читателей искать в книге или других источниках объяснение непонятных слов.

в) Навыки выбора книги.

С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу. Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу. Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения.

г) Как читать книгу.

Советы читателям о том, как работать с книгой, следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно читать художественные произведения, библиотекарь рекомендует обращать внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев, на особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге.

Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.

д) Отзывы о книгах.

Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге. Библиотекарь должен разъяснить читателю, какую пользу приносит составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно.

е) Наглядные формы пропаганды книги.

В руководстве детским чтением видное место занимает наглядная пропаганда книги. Книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки своей наглядностью привлекают внимание читателя к литературе, помогают ему в выборе книг, содействуют разносторонности его чтения.

Наглядные материалы могут быть разнообразными по содержанию и оформлению, но все они должны отвечать общим требованиям: быть актуальными по своей тематике, рекомендовать лучшую по своему идейному уровню, художественным и научным достоинствам литературу, быть доступными читателям определенного возраста.

ж) Книжные выставки.

Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, данные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей. Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями. Значительное количество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочивается к массовым мероприятиям, организуемым библиотекой.

з) Библиотечные плакаты.

Наряду с книжными выставками в школьной библиотеке широко применяются библиотечные плакаты. Их назначение – привлекать внимание читателей к литературе. Каждый библиотечный плакат должен включать название или список книг, рекомендуемых для чтения. В этом отличие библиотечного плаката от других.

и) Рекомендательные списки.

В рекомендательном списке, кроме перечня книг, можно дать краткий текст, входящий в содержание литературы, указанной в списке, а также иллюстрации. Основное место в списке занимает не иллюстративный и не текстовой материал, а именно названия книг и аннотации. Рекомендательные списки как и плакаты, могут быть настенными и настольными. В рекомендательные списки для читателей, школьников 2-4 классов, включаются названия книг на ту или иную тему, произведения писателя, книги одного жанра. Эти списки должны быть красочно оформлены и невелики по объему. Учащиеся начальной школы охотно обращаются к спискам литературы, которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе. Библиотекарь и учитель предлагают им выбирать книги и проверяют, все ли указанное в списке прочитано

к) Использование в работе компьютера.

При проведении различных мероприятий используется компьютер. Например, медиатека в проведении литературных игр. Широко используется экран и проектор для презентации. Вся наглядность и объявления оформляется на компьютере. Победители конкурсов награждаются самодельными грамотами, созданными в программе “Публикация”.

2) Массовые мероприятия.

Массовая работа, являясь продолжением и дополнением индивидуального руководства чтением, помогает библиотекарю и учителю в руководстве внеклассным чтением школьников и в осуществлении стоящих перед ним воспитательных задач. Массовые мероприятия помогают знакомить читателей с лучшими произведениями литературы и искусства, с новейшими достижениями науки и техники.

1. Громкое чтение и художественное рассказывание.

Громкое чтение в силу своих особенностей является одним из самых действенных средств пропаганды книги.

Хорошее, выразительное чтение эмоционально затрагивает ребенка, помогает ему лучше воспринять книгу, способствует более глубокому пониманию её содержания, пробуждает интерес к литературному произведению. Чтение вслух помогает школе в разрешении одной из важных воспитательных задач - развитию литературной речи детей, обогащению и расширению их словаря.

Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми народные сказки. Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии.

В этом направлении мы планируем провести конкурсы чтецов, “Юных сказочников”, регулярное коллективное чтение и обсуждение статей газет и журналов.

2. Обзоры литературы.

Задачи обзоров литературы: показать литературу по одной из отраслей знания (например, “Книги по окружающему миру”); рекомендовать книги в помощь школьной программе того или иного класса: “Что читать по литературному чтению учащимся начальных классов”. Планируем проводить и тематические обзоры, например, “Книги для юных экологов” (так как в наших классах функционирует детская экологическая организация “Юный эколог”). В библиотеке школы организуем регулярные обзоры книжных новинок, новых номеров журналов и газет. Например, библиотекарь выступит с обзором перед детьми с сопровождением показа рекомендуемых книг и с небольшой выставкой на переносной витрине. Каждый обзор должен быть не простым перечислением названий и пересказом содержания рекомендуемых книг, но и своего рода “уроком” по привитию навыков культуры чтения. С этой целью необходимо использовать минивикторины, кроссворды. Иногда можно начать с загадки или с вопроса: “Знаете ли вы, какая самая маленькая птица в мире?” (о книге “Что такое? Кто такой?”).

Значение наглядной пропаганды огромное. Дети должны непременно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации.

3. Обсуждение книг.

Обсуждение книги - это коллективная беседа, в которой читатели делятся своими мнениями о прочитанном, оценивают поступки героев книги. Воспитательное значение такой беседы очень велико. Обсуждение книги - хорошая целевая установка для внимательного, вдумчивого чтения; оно заставляет с интересом читать книгу. Дети учатся последовательно и убедительно выражать свои мысли. Коллективная беседа часто вызывает споры, заставляет искать и находить самые необходимые доводы.

4. Литературные утренники и вечера.

Литературные утренники и вечера способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, формированию литературного вкуса.

5. Встречи с писателями.

Расширение представления учащихся о том: кто такой писатель, о чём и как говорит литература, как создаётся литература, зачем пишет писатель, выражение словом опыта человечества, красоты мира, разнообразия чувств.

6. Литературные игры.

Участие в литературной игре вырабатывают у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, обоснованно отстаивать свое мнение о книге и её героях, подкрепляя его конкретными фактами. (Например, “Мои любимые персонажи”).7. Неделя детской книги.

Согласно плану работы школы, в марте под руководством библиотекаря необходимо провести Неделю Детской книги.

8. Классные библиотекари и актив школьной библиотеки.

Надо, чтобы ребенок явился пропагандистом книги, чтобы, прочитав книгу, он шел к другим ребятам, рассказывал о прочитанном, пробуждая интерес к чтению, желание записываться в библиотеку -вот важная цель актива библиотеки.

Мы описали основные методы по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов.

3) Работа с родителями.

а) Провести родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья”.

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

I. Провести анкетирование учащихся перед родительским собранием по следующим вопросам:

1. Что ты больше любишь?

  • Читать сам;
  • слушать чтение взрослых.

2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

  • Хвалят тебя;
  • ругают тебя.

3. Читают ли в вашей семье книги вслух?

  • Читают;
  • не читают.

4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

  • Да;
  • нет.

II. На предыдущем собрании родители должны ответить на вопросы анкеты:

1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

  • Любит читать сам;
  • слушать чтение взрослых.

2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

  • Хвалите его;
  • ругаете.

3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

  • Конечно, да;
  • нет.

4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

  • Безусловно, да;
  • наверное, нет.

б) Памятки раздаются учащимся и их родителям.

Памятка 1 для родителей

  1. Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день
  2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
  3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
  4. Хвалите ребенка за чтение.

Памятка 2 для детей

  1. Читой вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
  2. Читай вслух выразительно — соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
  3. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.

Памятка 3 для детей

  1. Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).
  2. Те места, которые легко читать, читай быстрее.
  3. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

Памятка 4 для детей и родителей

  1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
  2. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
  3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
  4. Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.

Памятка 5 для родителей

  1. До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов
  2. Спросите, чем понравилось книга ребенку, что нового из нее он узнал.
  3. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
  4. Какие слова или выражения запомнились ему?
  5. Чему учит эта книга?
  6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть

в) Участие родителей в массовых мероприятиях (см. план мероприятий).

3. Обобщающе-аналитический этап - май  2010 г.

Проанализировать работу за 2009-2010 учебный год:

а) Анализ диагностики (удовлетворённость проектом).

Провести опрос среди детей и родителей по результатам первого этапа проекта.

IV. Продолжительность реализации проекта.

Август 2009 г. - май 2010 г.

V. Перспективы дальнейшего развития.

1. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов;

2. Составление плана работы на 2010–2011 учебный год.