Сценарий устного журнала "Народное искусство России"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • определение роли народного искусства в культуре страны;
  • изучение народных промыслов;
  • знакомство с миром народного искусства и раскрытие особенностей содержания образов и форм декоративно-прикладного творчества;
  • определение факторов, которые позволяют развиваться народному искусству;
  • активизация творческой и интеллектуальной деятельности школьников;
  • развитие элементов искусствоведческих способностей учащихся;
  • акцентирование внимания на необходимость творческих традиций;
  • воспитание стремления учащихся создавать декоративно-прикладные изделия;

Форма: устный журнал.

Форма организации деятельности: коллективное информационно-театрализованное представление.

Методы: историческая, искусствоведческая и технологическая информация; театрализованное, поэтическое, танцевальное представление, а также выставка и демонстрация декоративно прикладных изделий.

Оборудование: декоративно-прикладные изделия, компьютер, экран, медиапроэктор, презентация.

Мотивацией устного журнала раскрыть особенности содержания образов и форм народного творчества, определить те черты, которые позволяют развиваться декоративно-прикладному искусству как современному феномену культуры.

Учащиеся представят наиболее популярные народные традиции в декоративно-прикладном творчестве.

Устный журнал состоит из страниц, содержащих краткую информацию о народных промыслах, что позволяет ощутить творчество реально.

Рассказы о видах декоративно – прикладного творчества будут сопровождаться демонстрацией изделий, выполненных учащимися

Страничка № 1. Народные промыслы

Народные промыслы - живая ветвь русской культуры. Какими только промыслами не богата Россия ! Складывались они из местных ремёсел: где - гончарного, где - вышивального, где - ткацкого, где - расписного. По традиционным способам художественной обработки материала, по выработанным приёмам украшений, по росписи и отделке бытовой утвари сразу можно отличить рукотворные изделия, появившиеся на свет в том или ином центре российских промыслов. Ведь в каждом из очагов народного творчества мастера придерживаются своего стиля, формы, манеры декоративного решения.

Страничка №2. Гжель. Приложение 1, приложение 2, слайд 9-13.

Демонстрация изделий выполненных учащимися.

Танец под музыку “ Подмосковные вечера”.

Страничка №3. Хохлома. Приложение 1а, слайд 14-17.

Демонстрация изделий выполненных учащимися.

Страничка № 4. Палех, Федоскино, Холуй. Приложение 1б, приложение 2, слайд 18-20.

Страничка №5. Русская вышивка. Приложение 1в, приложение 2, слайд 21-28.

Демонстрация изделий выполненных учащимися

Страничка №6. Жостово. Приложение 1г, приложение 2, слайд 29.

Страничка №7. Самовары. Приложение 1д, приложение 2, слайд 30-33.

Страничка №8. Платки. Приложение 1е, приложение 2, слайд 34-35.

Демонстрация изделий выполненных учащимися.

Танец под музыку “ Подари берёзку”.

Страничка №9. Матрёшка. Приложение 1ж, приложение 2, слайд 36.

Страничка №10. Дымковская игрушка. Приложение 1з, приложение 2, слайд 37-39.

Демонстрация изделий выполненных учащимися

Заключение.

Страничка №11.  Приложение 2, слайд 40.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подлинная культура проявляется в сохранении народных традиций, в уважении к труду к своему и чужому. И важно, чтобы понимало это большинство людей на свете.

Слово “промысел” произошло от глагола “промыслить” , т.е. придумать, как добыть средства для жизни. Промыслы существовали до тех пор, пока приносили доход, прибыль мастерам. Промысловики понимали: сработают просто - люди не купят товар и новые изделия не сделаешь, а цена возрастёт – опять не купят. Крестьянская предприимчивость всегда помогала мастеру находить ту меру выразительных средств, чтобы и украсить предмет и продать его не в ущерб выгоде.

Когда определённые ремесленные навыки и художественные средства выражения становятся привычными, устоявшимися для данного места, то возникает традиционный промысел. И случается это благодаря совместным стараниям разных мастеров, поэтому природа народного искусства – коллективная. Но это ни в коей мере не умаляет значения творчества наиболее талантливых творцов, имеющих авторские особенности производства декоративных изделий.

Естественной “питающей” средой народного искусства является близость с бесконечно вдохновляющей родной природой. Она подсказывает, усиливает творческое образное восприятие мастеров, вдохновляет каждого художника на создание всё новых и новых произведений.

Очень важным в народном искусстве является безупречное чувство мастерами материала.

Народному искусству присуще чувство целостного восприятия любого предмета. Бессюжетная, орнаментальная хохлома полностью подтверждает это: её волшебные цветы, птицы и бесконечные узоры – мудрая сказка о взаимосвязи всего сущего с красотой природы.

Народное искусство называется декоративно-прикладным, потому что в нём красота дополняется полезностью.

Этнографические исследования объясняют возникновение орнаментов на утвари ритуальными и магическими потребностями.

Как ни какое другое искусство декоративно-прикладное творчество способно создавать атмосферу праздничности и радости.

Народное искусство, как никогда раньше, приковывает к себе внимание не только исследователей, но и его любителей. Живое предание старины соединилось в народном творчестве с неувядающей поэзией жизни. Содержание его определяется вечными духовными ценностями, развитием законов традиций и преемственности, что делает народное искусство частью современной культуры.

Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа, не отделимая от самых глубоких устремлений современности.

Искусство впитывает народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни и поэтому оно оказалось, глубоко притягательным, необходимым современному человеку.

В нашей стране народное творчество богато формами и содержанием, огромно по охвату истории и многообразию школ народного мастерства. В России их столько, что нет возможности рассказать о всех.

Домашнее задание: приложение 2, слайд 41.

Выполнить аппликации из цветной бумаги с использованием хохломских жостовских и гжельских мотивов.