Интегрированное занятие элективного курса "Камчатский лосось" и урока обществознания в 9-м классе "Охрана лосося: правовые аспекты"

Разделы: География, История и обществознание


Оборудование:

- физическая карта России;

- настенная карта “Географическое распространение семейства лососевых”;

- настенная таблица “Семейство лососевых”;

- пособия: “Живые жемчужины моря”, “ Тихоокеанские лососи Камчатки”;

- буклеты: “Нефть или лосось – будущее Камчатки”, “Подумай дважды! Культивируемый лосось – стоит ли его покупать?”;

- демонстрационный материал: горбуша, кета, нерка, кижуч, чавыча, сима (в натуральную величину);

- аппликации рыбы (из цветной бумаги), маркеры, фломастеры, ватманы;

- презентация занятия “Охрана лосося: правовые аспекты”;

- костюмы для экологической сказки о лососе;

- международный документ “Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана”;

- Федеральный Закон РФ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”.

Цели занятия:

обучающие:

  • продолжить формировать знания о родном крае;
  • обобщить знания, полученные на элективном курсе “Камчатский лосось”;
  • познакомить учащихся с нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы охраны водных биоресурсов.

развивающие:

  • проводить популяризацию идей сохранения биоразнообразия Камчатки;
  • продолжить развивать умения обсуждения, аргументировано отстаивать свою точку зрения, работы в малых группах.

воспитывающие:

  • пропагандировать научную и практическую важность сохранения биоразнообразия лососевых Камчатки;
  • формирования понимания учащимися места лососей в экосистемах Камчатки, недопустимости их исчезновения.

Эпиграф занятия:

“В реках сохранить лосося надо!
Нет важнее на Камчатке клада!”

План занятия:

I. Организационный момент.

II. Лосось – главное богатство Камчатки.

III. Экологическая сказка о лососе.

IV. Правовые аспекты охраны лососей Камчатки.

V. Заключительная часть. Итоги (рефлексия).

I. Организационный момент.

1. Занятие начинается словами стихотворения Карины Хайруллиной:

    Лосось есть, золото Камчатки –
    Не исчерпай его до дна.
    Поверь, не станешь ты богаче,
    А разоришь ты сам себя.
    Никто не дал такого права –
    Губить природу без оглядки.
    И должен сделать ты немало,
    Чтоб сохранить лосось Камчатки.

2. Объявляются цели занятия.

Учитель географии: Сегодня мы проводим совместное занятие элективного курса “Камчатский лосось” и предмета обществознания.

Ежегодно в мире добывается около 2,5 млн т. лосося, из них только 500 тыс. т. – лосось, который воспроизводится на природных нерестилищах.

Камчатка – последний крупный регион Азии, где сохранился дикий лосось, где есть условия для его естественного воспроизводства; регион, который может рассматриваться как глобальный резерв генофонда дикого лосося; регион, где воспроизводится 1/5 часть мировых запасов природного лосося и наблюдается одно из самых больших в мире видовых разнообразий лососевых рыб.

Для естественного воспроизводства лососевых нужно немногое: чистая вода, нетронутые нерестилища, большие площади ненарушенной природы. В современный период появилась еще одна проблема – неумеренное изъятие лосося, возвращающегося на нерест, причем не только в устьях рек, но и на нерестилищах, что за короткий срок приводит к деградации лососевых стад.

Но рыба еще есть и есть надежда, что люди используют последние шансы, последние возможности и осознают, что лосось на Камчатке – не просто рыба, это жизнь, достояние, клад.

Сохраняя лосося сегодня, мы сохраняем будущее Камчатки.

Учитель обществознания: сообщает тему, эпиграф, цели занятия.

3. Мотивация. “Мозговой штурм”.

Учитель географии: Какие ассоциации возникают у вас со словом “лосось” (слово “лосось” вынесено на настенной доске и обозначено в презентации). Изложите свою мысль одним словом.

После подведения итогов “мозгового штурма”, учитель географии проговаривает план занятия.

Учитель обществознания: На совместном нашем занятии работать вы будете в группах, в каждой группе распределены роли участников:

  • руководитель (руководит работой группы, организует, контролирует, направляет, корректирует действия участников группы);
  • докладчик (делают доклады);
  • содокладчик (оказывает помощь докладчику);
  • оформитель (оформляет работу группы).

Каждая группа должна придумать свое название, связанное с темой занятия.

II. Лосось – главное богатство Камчатки.

На столах у учащихся пособия “Живые жемчужины моря”, “Тихоокеанские лососи Камчатки”.

Учитель географии: Лососевые рыбы известны с палеогенового периода кайнозойской эры, которая началась 65 млн л.н. Лососи не относятся к древнейшим рыбам. Общепринятой точки зрения, от каких рыб – морских или пресноводных – произошли лососи, нет. Давайте вспомним, что мы знаем о лососевых рыбах?

Группам предлагаются задания, на выполнение которых отводится 2-3 минуты.

1 группа

  • Выделить общие особенности лососей.
  • Каковы места их обитания и отличия от других рыб?

2 группа

  • Перечислить представителей “великолепной шестерки” лососевых Камчатки.
  • Каковы их характерные особенности?

3 группа

  • Почему лососей считают настоящей загадкой природы?
  • Каково их значение?

Приблизительные ответы учащихся даны в приложении № 1.

Учитель географии: Именно на Камчатке наиболее велико разнообразие лососевых рыб.

Все шесть представителей тихоокеанских лососей. Род благородных лососей (тихоокеанских форелей) представлен проходной и речной формами микижи. Проходная форма микижи – камчатская семга – находится под пристальным наблюдением ученых и защитой государства. Она занесена в Красную книгу РФ, в перечень редких и исчезающих видов (дикая микижа сохранилась только на Камчатке).

Род гольцов насчитывает более 10 видов и форм, в том числе эндемиков, которые не встречаются больше нигде на Земле.

III. Экологическая сказка о лососе.

Сказку сочинили и показали на одном из фестивалей “Хранители Лосося–2008” учащиеся 10–11 классов школы, посещающие элективный курс “Камчатский лосось”.

Текст сказки дан в приложении № 2.

IV. Охрана лососей: правовые аспекты.

Учитель обществознания: Сегодня мы познакомимся с двумя нормативно-правовыми документами, один из которых носит международный характер, другой ФЗ (Федеральный закон) РФ.

1. Конвенция – это международный документ, обладающий обязательной силой для сторон его подписавших.

“Конвенция о сохранности запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана” была подписана 11.02.1992 г. 4-мя странами РФ, США, Японией и Канадой.

Учитель обществознания: Ребята, давайте обратимся к документу и еще раз вспомним, какие виды рыб называются анадромными?

Ответ: Анадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящиеся в пресной воде, совершающие миграции в море для нагула и возвращающиеся для нереста в места своего воспроизводства.

Учитель обществознания: Как вы думаете, почему именно эти страны подписали данную конвенцию?

Ответ: Основные запасы анадромных видов рыб северной части Тихого океана образуются в водах именно этих стран, они смешиваются в водах океана, поэтому эти страны объединяют свои усилия для контроля над их промыслом и сохранения этих запасов.

Работа в группах (“Конвенция о сохранности запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана” от 11.02.1992 г.)

1 группа

Статья № 2.

  • Какие основные понятия используются в данной Конвенции?

Ответ: понятия “рыба”, “промысел”, “специализированный промысел”, “случайное изъятие”, “экологически связанные виды”, “Первоначальные Стороны”.

2 группа

Статья № 3 п.1,3; № 4 п.4; № 6 п.1,3; № 7 п.1

  • Каковы обязательства стран, подписавших данную Конвенцию?

Ответ:

- специальный промысел АВР (анадромные виды рыб) запрещен;

- случайное изъятие АВР должно быть сведено к минимуму, рыба должна быть немедленно выпущена в море;

- совместные меры для предотвращения торговли АВР, добытые в нарушении запретов;

- сотрудничество в обмене информации по различным вопросам;

- сотрудничество в проведении научных исследований, с целью сохранения запасов АВР.

Учитель обществознания: Данная конвенция учреждает международную Комиссию, цель которой – сохранение АВР в северной части Тихого океана. В неё входят по 3 представителя от сторон, которых могут сопровождать эксперты и советники. Каждая сторона имеет один голос. Решение принимается большинством голосов. Комиссия собирается ежегодно на сессию.

3 группа

Статья № 9 п.1, 2, 5, 7, 8, 10.

  • Каковы полномочия международной Комиссии по анадромным видам рыб?

Ответ:

- рекомендовать сторонам меры по сохранению запасов АВР;

- способствовать обмену информации о любой деятельности, противоречащей положениям Конвенции, об условиях промысла и уловов;

- давать рекомендации в отношении научно-исследовательской деятельности;

- сотрудничать с соответствующими международными организациями;

- рекомендовать поправки к настоящей Конвенции.

Учитель обществознания: Мы познакомились с международным документом, регулирующим вопросы между странами его подписавшими.

Физкультминутка (учитель географии):

Друзья! Необходимо отдохнуть,
Через минуту, другую отправимся мы снова в путь.
Глаза прикройте.
Представьте, вы на берегу реки.
Она бежит быстро, попробуй, догони.
В речной воде – лососенок, малек игривый,
Он, как и вы, только пробует свои силы.
С жизнью мало знаком,
Кто друг, кто враг, толком и не знает он.
Глаза откроем, качнемся раз, и два, и три.
Вы, как и лососенок, в начале жизненного пути.
Без проб и ошибок знаний нет.
Вперед, необходимо рассмотреть, второй документ.

Учитель обществознания: Федеральный Закон РФ № 166 от 20.12.2004 г. “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, принят Государственной Думой 26.11.2004 г., одобрен Советом Федерации 8.12.2004 г.

Закон рассматривает и утверждает достаточно много аспектов:

  • основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов;
  • права на водные биоресурсы;
  • объекты, виды рыболовства и др.

Мы рассмотрим Главу № 6 “Сохранение водных биоресурсов”, а так же Главу № 7 “Разрешение споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и ответственность за совершение правонарушений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов”.

Работа в группах

1 группа

Статьи 44–47

  • Какие меры должны осуществляться в РФ для сохранения водных биоресурсов страны и среды обитания?

Ответ: Рыбохозяйственная мелиорация водных объектов:

- искусственное воспроизводство водных биоресурсов;

- акклиматизация водных биоресурсов;

- нормативы качества воды и водных объектов, требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения.

2 группа

Статьи 48–50

  • Какие меры должны осуществляться в РФ для сохранения водных биоресурсов страны и среды обитания?

Ответ:

- рыбоохранные зоны (где вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности);

- рыбохозяйственные заповедные зоны;

- размещение, проектирование, строительство хозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние водных биоресурсов.

3 группа

Статьи 51–54

  • Какие виды ответственности определяются за правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов?
  • Какие предполагаются санкции?

Ответ: Уголовная и административная ответственность:

- возмещение вреда, причиненного водными биоресурсами;

- изъятие незаконно добытых водных биоресурсов и орудий незаконной добычи, безвозмездное.

Учитель обществознания: Незаконный вылов существовал всегда. Любой закон время от времени кто-либо нарушает, не задумываясь о последствиях. Почему так происходит (отвечают учащиеся)?

Главная причина – жажда наживы и нежелание думать о последствиях.

Учитель географии: К концу XX - началу XXI века атлантический лосось является только объектом научных исследований и спортивного рыболовства. Тихоокеанскому лососю повезло больше, так как на берега северной части Тихого океана промышленная цивилизация пришла позже.

Именно человек должен спасти и сохранить камчатского лосося. А этого можно добиться лишь при внимательном, бережном отношении к природе, при условии соединения усилий государства, научных институтов, природоохранных организаций и граждан России.

V. Заключительная часть. Итоги (рефлексия).

Каждой группе предлагается сочинить послание – призыв, посвященное охране лососевых рыб на Камчатке, озвучить его и предложить свои пути решения данной проблемы.

Учителями подводятся итоги совместного занятия элективного курса “Камчатский лосось” и предмета обществознания.

Рефлексия.

Представьте себя на спортивной рыбалке (у каждой группы есть свой улов – фигурки рыб разного цвета):

  • Если вы, усвоили материал занятия и можете рассказать о нем другим, поместите фигурку рыбы красного цвета в реку на нерест.
  • Если вы, в основном, все усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, фигурку рыбы зеленого цвета – в эстуарий реки, ей ещё нужно добраться до нереста.
  • Если вы не усвоили материал занятия, многое осталось непонятным, фигурку рыбы желтого цвета – в море, пусть продолжает нагуливаться.

Учащиеся высказывают свое мнение о занятии.

Учащиеся исполняется гимн, посвященный второму детско-юношескому фестивалю на Камчатке “Хранители лосося–2007”.

Текст гимна смотреть в приложении № 5.

Домашнее задание выполняется учащимися по желанию:

1. Написать отзыв о занятии, что нового узнали и запомнили, какие эпизоды занятия вам понравились, о чем еще хотите узнать.

2. Приготовить сообщение или презентацию о лососевых Камчатки.

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 6