Теоретический семинар для педагогов школы на тему "Компетентности, необходимые для реализации образовательных стандартов нового поколения"

Разделы: Администрирование школы


Главной сегодняшней задачей образования взрослых является
производство компетентных людей – людей, которые были бы
способны применять свои знания в изменяющихся условиях,
и …чья основная компетенция заключалась бы в умении
включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
М.Ноулз

Цель семинара: рассмотреть вопросы компетентности в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации образовательных стандартов нового поколения.

Участники: педагоги школы.

Регламент: 1 час 30 минут.

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Обеспечение: информационный материал по теме семинара, интерактивная доска. Презентация

Ход семинара

I. Информационный блок.

Ведущий. Модернизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития общества, обеспечения благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.

Изменения охватили и систему российского образования. Идет речь о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Приоритетный национальный проект “ Образование” 2004 г. является одним из ключевых механизмов развития общего образования. В 2009 г. разработан проект национальной образовательной инициативы“ Наша новая школа”, ключевые параметры которой должны получить распространение в 2011-2015 гг. Позвольте напомнить основные направления работы:

1. Обновление образовательных стандартов. Они должны включать три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Требования к результатам освоения образовательных программ должны включать не только знания, но и умения их применять, т.е. выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе его социализации. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах РФ.

2. Система поддержки талантливых детей. Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей. Расширить систему олимпиад, соревнований, конкурсов… Разработать и осуществлять модели дистанционного, заочного, очно-заочного обучения….

3. Развитие учительского потенциала. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, пополнение школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием. Будет введена новая модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования. Центральное место в обновленных квалификационных требованиях будут занимать профессиональные педагогические компетентности.

4. Современная школьная инфраструктура. Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен измениться. Расширение самостоятельности образовательных учреждений в решение хозяйственных вопросов. Расширение взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: культуры, здравоохранения, спорта, досуга….

5. Здоровье школьника. Большое внимание уделять качественному горячему питанию, медицинскому обслуживанию, спортивным занятиям школьников. Применение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения.

Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование и здесь большую роль играет учитель. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях. Сегодня на семинаре мы будем разговор о тех компетентностях, которыми должен обладать сам учитель и которые должны развиваться у учащихся в общей школе.

II. Практический блок.

Участники семинара разбиты на шесть групп, по предметным школьным методическим объединениям.

“Мозговой штурм”

Ведущий. Какие ассоциации у вас возникают при упоминании понятия “ компетентность”? Обсудите вопрос в группах. Время для обсуждения 5 минут.

Представление групп. Варианты ответов группы оформляют на листах, каждой группе выдано 5 листов (по одной ассоциации на лист). Листы вывешиваются на доску.

Ведущий. Давайте, совместно определим наиболее совпадаемые характеристики, представленные группами. Итак, мы видим, что понятие “компетентность” многогранно.

Существует много трактовок понятия “компетентность”, вот некоторые их них:

  1. Компетентность – это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)
  2. Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
  3. Компетентность – это совокупность профессиональных компетенций. (Соловова Е.Н.)

Есть еще одно понятие, которое так же часто используется в свете модернизации российского образования – это компетенция.

Компетенция ( лат.) competentia - означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом.

Понятия “компетенция” и “компетентность” часто используют как синонимы – это не грамотно.

“Компетенция” - то, на что претендуют или то, что необходимо достичь. Термин “компетентность” определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер. Компетентность – это мера освоения компетенции.

Выше рассмотренные нами понятия являются ключевыми в компетентностном подходе в современном образовании.

Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования.

Компетентностный подход задается в настоящее время государственными образовательными стандартами. В 2004 г. было начато внедрение образовательных стандартов первого поколения. Нужно заметить, что с 1 сентября 2009 г. в 14 “пилотных” регионах России началось введение образовательных стандартов второго поколения на ступени начального образования. В 2010 г. будут введены стандарты второго поколения повсеместно.

В школьной образовательной практике выделяются следующие компетенции.

  1. Ключевые (надпредметные), т.е. те, которые мы можем развивать на любом предмете.
  2. Специальные, которые формируются в рамках отдельного предмета.

Сегодня на семинаре мы будем вести речь о некоторых ключевых компетенциях. Общие требования к образованности выпускника можно отнести к ключевым компетенциям.

Было дано опережающее задание группам (за три недели до теоретического семинара).

  1. Раскрыть теоретические основы компетенции.
  2. Как можно развивать данную компетенцию в урочной и внеурочной деятельности по вашему предмету (из опыта работы).

Группа 1. Информационная компетенция (готовность к работе с информацией).

Группа 2. Коммуникативная компетенция (готовность к общению).

Группа 3. Проблемная компетенция (умение самостоятельно выявлять проблему и находить пути решения).

Группа 4. Корпоративная компетенция (умение работать в команде, готовность к сотрудничеству).

Группа 5. Исследовательская компетенция.

Группа 6. Речевая компетенция (умение грамотно излагать свои мысли, приводить аргументы…)

Представление своей работы группами (приложение № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8.) После рассмотрения коммуникативной компетенции школьными психологами проводится тест для педагогов “ Уровень общительности учителей” (приложение № 4).

Ведущий. Подведение итогов семинара.

“Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”. (Л.Н. Толстой)

“Не для школы, для жизни учимся” (латинское изречение).