Урок русского языка в 6-м классе по теме «Дробные числительные»

Разделы: Русский язык


Цели:

1) обучающая: формировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи;

2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания, смекалки; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;

3) воспитательная: : воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мир вокруг нас постоянно развивается, и мы должны поспешить за ним, никак нельзя отставать! Поэтому сегодня на уроке нам поможет компьютер. Что ж… Вперёд!

2. По следам домашних заданий.

1) Фронтальная работа. Синтаксическая минутка.

Я собрал на улицах города (не) больш..й отряд из трёх сорванц…в.

- Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

- Выполнить синтаксический разбор предложения.

- Описать использованное числительное.

2) Фронтальная работа. “Целое и части”.

Около

менее

примерно

свыше

более

почти

двести

сорок

пятьсот

девяносто

семьдесят

семнадцать

- Соединить слова из двух столбиков, определить падеж числительных.

- Почему записанные сочетания слов не являются словосочетаниями? Дополните их так, чтобы получились словосочетания.

- Какое количество обозначают эти словосочетания: точное или приблизительное?

3) Индивидуальная работа.

555 роз.

- Изменить по падежам сочетание слов, указать все особенности числительного при склонении.

4) “Адресные” карточки.

2. Интрига.

1) Беседа.

- Какими ещё способами в русском языке можно обозначить приблизительное количество? Возможно, вам помогут иллюстрации, подобранные к уроку!

Вывод: тема сегодняшнего урока “Дробные числительные”.

- Какой корень в этом слове? О чём он “рассказывает”?

2) “Опросик”.

- Когда встречались с дробями?

- Из каких частей состоят дроби?

Вывод: дробные числительные так же, как и дроби, состоят из числителя и знаменателя.

- Приведите примеры дробных числительных, укажите их составные части.

3. Движение темы.

1) Анализ примеров.

Пять/шестых дома

- Что представляет собой числитель дробного числительного? (Количественное числительное, которое изменяется как числительное, обозначающее целое число).

- А знаменатель дробного числительного? (Порядковое числительное, которое изменяется как прилагательное во множественном числе).

2) “Я знаю это!”.

3/5, 7/8, 4/9, 48/63

0,5 ; 2,99

- Заменить дроби дробными числительными, подобрав к ним существительные. В каком падеже употребляются существительные при дробных числительных?

3) Работа с учебником.

- стр. 154;

- Каким материалом можно дополнить сегодняшний урок?

4) “Это интересно!”

1 вариант “Великие математики”.

9 3/4+ 1=

0, 66+ 0,04=

60,7+ 40,8=

- Решить примеры. Записать их, заменив дроби дробными числительными. Определить падеж дробных числительных.

- Самопроверка.

2 вариант “Объяснительный диктант”.

Самый маленький зверёк – карликовая белозубка. Она не превышает в длину 4,5 сантиметра и весит 1 ? грамма. Зверёк уничтожает вредных насекомых. За сутки съедает в 3-4 раза больше своего веса и засыпает до 70 раз!

- Записать текст под диктовку учителя.

- Заменить цифры числительными, указать их падеж.

4. Итог. Д/з.

1) Итог.

- Какими способами в русском языке можно обозначить приблизительное количество?

2) Д/з: - стр. 154;

- упр. 367.

См. презентацию.