Самостоятельные работы для юного зоолога "Такой знакомый ежик?", "Необыкновенная обыкновенная белка"

Разделы: Биология


ЦЕЛЬ: формирование у школьников умений самостоятельного применения знаний и интеллектуальных действий.

Работы предлагались учащимися 5-7 классов. Не смотря на название "самостоятельные" работы предназначены не столько для контроля усвоения знаний учащимися, сколько для изучения нового. Рассматривая жизнедеятельность животного во взаимосвязи с окружающей средой, учащийся получает основы экологических знаний и экологической культуры.

Выполняя работу, ребенок учится понимать смысл целей и задач и следовать им; добывает и проверяет знания; оценивает предлагаемую информацию, сравнивает, обобщает, делает правильный выбор; предлагает свои варианты ответов, доказывает выдвинутую версию, делает выводы. Ребенок, при выполнении заданий получает возможность задействовать имеющиеся и осваивать новые общеучебные умения. Совершенствует коммуникативные навыки. А также, получает материальное подтверждение своих усилий и достигнутого успеха. Успешность учебной деятельности на занятии - основа ее продолжения и дальнейшего развития личности ребенка.

У педагогов дополнительного образования нет средств обучения, таких как учебники или пособия для учащихся по предмету. Представляемые на Фестиваль "Открытый урок" "Самостоятельные работы для юного зоолога" помогают преодолеть этот недостаток.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

1. Выполнение работы начинается с "Полезного чтения" - со знакомства или повторения инструктивной карточки.

2. Ребята получают листы с самостоятельной работой и оценочную таблицу. Ниже приводится вариант оценочной таблицы самостоятельной работы "Такой знакомый ежик?" После уточнения у учителя неясных деталей приступают к выполнению работы.

3. Учитель, учитывая уровень подготовленности учащихся, оказывает им помощь и регламентирует объем работы для выполнения на текущем занятии.

3. Учитель организует обсуждение ребятами содержания задания после выполнения отдельных заданий, их проверки, оценивания в таблице результатов выполненного задания самими ребятами. Обсуждение можно провести после выполнения работы в полном объеме.

4. Исправление ошибок. Возможно повторное оценивания результатов учащимися.

5. Оценка учащимися своего труда и совместной деятельности на занятии.

ПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ ИЛИ ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА УЧАЩЕМУСЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Наблюдения за животным приостановлены. Рассказ преподавателя выслушан.

Время - действовать более активно самому. Ты готов?

Познакомься с содержанием заданий самостоятельной работы.

Незнакомые слова выдели цветным карандашом. Их значение можно узнать у преподавателя.

Попробуй выполнить каждое задание. Не бойся ошибиться.

Запиши ответы на вопросы. Твои ответы могут не совпадать с ответами других ребят.

Затруднения, которые могут возникнуть не только у тебя, мы преодолеем вместе.

Сам проверь правильность выполнения заданий.

Полученные знания используй при проведении экскурсии в живом уголке, для беседы с младшими ребятами, при подготовке реферата.

Полученные знания будут полезными тебе при изучении биологии в школе.

Желаем тебе успеха. Успеха пожелай и сам себе. Успеха пожелай товарищам

ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА.

Выполнив задание, поставь себе одну из оценок: "отлично", "хорошо", "не очень хорошо". Для наглядности раскрась соответствующую ячейку таблицы красным, синим или зеленым цветом.

Такой знакомый ежик?   Оценка  
Задание Отлично (красный) Хорошо (синий) Не очень хорошо (зеленый)
1. Какое лето нравиться ежам      
2. Почему ежей становиться меньше      
3. Опасности на каждом шагу      
4. Чего не бывает в жизни ежей      
5. Всему есть объяснение      
6. Делаем выводы      

Самостоятельная работа "ТАКОЙ ЗНАКОМЫЙ ЕЖИК?".

УЗНАЙ подробности жизни европейского ежа. СРАВНИ их с распространенными даже среди взрослых людей ошибочными представлениями об этом животном. ДОКАЖИ, что внешность, способности, поведение ежа обеспечивают как сохранение жизни отдельным особям, так и сохранение вида, в границах своего распространения и условиях местообитания. ОТВЕТЬ на вопрос, существует ли угроза исчезновения этих животных, насколько она велика.

КАКОЕ ЛЕТО НРАВИТЬСЯ ЕЖАМ

ЗАДАНИЕ 1. Выбери только один подходящий ответ. После проверки ячейки с правильными ответами раскрась цветными карандашами или помести в них небольшие рисунки. Разноцветье не только украшает нашу жизнь, но и помогает лучшему запоминанию.

1.Еж относится к отряду класса Млекопитающие

а) Грызун б) Хищные звери в) Насекомоядные звери

2. Дети у ежей рождаются

а) в шерсти б) с иголками в) голенькими

3. В наших краях - на севере - ежи не встречаются потому что,

а) недостаточно корма б) коротким летом не подготовиться к зимовке в) все дупла в деревьях заняла белка

4. Еж

а) не линяет б) линяет, постепенно сменяя иглы и шерсть в) линяет во время зимовки

ПОЧЕМУ ЕЖЕЙ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ

ЗАДАНИЕ 2. Выбери несколько правильных ответов.

5. У ежей развиты органы чувств

а) слух б) зрение в) обоняние г) вкус д) осязание

6. У ежей лучше развиты органы чувств

а) слух б) зрение в) обоняние г) вкус д) осязание

7. Еж

а) в основном поедает насекомых и их личинок б) может поедать змей, ящериц в) может разорить гнездо мелкого грызуна г) может разорить птичье гнездо

8. Ежей становится меньше, потому что

а) люди вырубают леса б) ежи гибнут под колесами машин в) ежи не находят подходящих мест для зимовок г) люди распахивают степи для посевов хлебных злаков

ОПАСНОСТИ НА КАЖДОМ ШАГУ?

ЗАДАНИЕ 3. Внимательность при чтении поможет тебе при выполнении задания. Отметь знаком "+" достоверные, а знаком "-" сомнительные сведения из жизни ежей.

1. Ежи - ночные животные.

2. Зимой ежи впадают в спячку.

3. Еж-папа принимает участия в воспитании своих детей.

4. Основная еда ежей - змеи и ящерицы.

5. Иглы не защищают ежей от некоторых крупных птиц, даже таких, как ворон.

6. Весной много ежей погибает от половодья.

7. Ежи часто включают в свое меню грибы и лесные яблоки.

8. Между игл ежа на коже живет много животных - паразитов.

9. Для защиты от паразитов ежи пользуются ароматическими средствами.

10. В нашем крае ежей можно встретить на берегах лесных рек.

11. Большие уши ежей спасают зверей от перегрева, прикрывая их от солнца как зонтиком.

12. Даурский еж стал редким животным и занесен на страницы Красной Книги из-за своего пристрастия к ядовитым насекомым.

ЧЕГО НЕ БЫВАЕТ В ЖИЗНИ ЕЖЕЙ

ЗАДАНИЕ 4. "ЗАДАНИЕ 3" ты выполнил, проверил. Теперь знаешь, чего не бывает в жизни ежей. Предложения, которые ты отметил знаком "-", измени так, чтобы они отражали правду жизни ежика.

ВСЕМУ ЕСТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ

ЗАДАНИЕ 5 выполняем вместе. Правда жизни ежика запомнится тебе лучше, если станет более понятной. Для этого предложите, обсудите с ребятами, выберите лучшие версии, которые объясняют особенности жизни ежа. Объяснения включите в каждое предложение "Задания 3". Например: "Иглы не защищают ежей от некоторых крупных птиц, даже таких, как ворон, потому что длинные ноги ворона защищены прочным роговым слоем и не чувствуют уколов ежа". Или: "Даурский еж на зимовку располагается в свободных норах сурков и сусликов. Эти грызуны - носители опасных для людей болезней. Для предотвращения беды грызуны уничтожаются. Ежей зимовка без надежных укрытий приводит к гибели".

ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

ЗАДАНИЕ 6. Сделай вывод из того, что ты узнал о еже сегодня на занятии. Выслушай мнение одноклассников.

Ожидаемый вывод. Еж, - как все организмы, - живая система, отлаженная под условия своей среды, реагирующая на ее изменения, но не способная противостоять резким изменениям окружающей среды, которые привносит человек.

Какие последствия в природе возможны в случае исчезновения европейского, даурского, ушастого, лысого ежей в местах их обитания?

ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ

ЗАДАНИЕ 7. Оцени свою работу. Можешь ли ты теперь в названии "Такой знакомый ежик?" поставить вместо вопросительного знака точку или знак восклицательный?

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ РАБОТЫ "ТАКОЙ ЗНАКОМЫЙ ЕЖИК?"

Задание 1. 1-в, 2-в, 3-б, 4-б.

Задание 2. 5-а, б, в, г, д; 6-а, в; 7-а, б, в, г; 8-а, б, в, г.

Задание 3. Для ежей характерны особенности жизни, указанные под номерами: 1, 2, 5, 8, 9.

Самостоятельная работа "НЕОБЫКНОВЕННАЯ ОБЫКНОВЕННАЯ БЕЛКА".

Прекрасная, пальмовая, скалистая, кистеухая - это видовые названия белок. Белка, знакомая нам, называется "обыкновенная". Выполняя задания, ты сам решишь: обыкновенна ли обыкновенная белка.

Будешь лучше ЗНАТЬ систему органического мира и место в ней белки обыкновенной. ЗНАТЬ местообитание и живые организмы, с которыми связана жизнь белки. ОБЪЯСНЯТЬ, как белка использует разнообразный арсенал своих "способностей", взаимодействуя с окружающей средой. УЗНАЕШЬ, какое колесо и кем вращается на нашей уникальной планете.

МЫ ВСЕ ОДНОЙ КРОВИ

ЗАДАНИЕ 1. Вспомни и запиши термины, обозначающие биологические понятия (вноси по букве в клетку горизонтальной строки).

Бактерии, грибы, растения, животные - это живые

Инфузории, губки, морские звезды, черви, пауки, стрекозы, рыбы, птицы, звери - это

Ехидна, ленивец, землеройка, заяц, белка, росомаха, морж, кит, кабарга и др. - это

Дикобраз, капибара, землекоп, белка, тушканчик, хомяк, песчанка, цокор - это

Сурок, суслик, луговая собачка, бурундук - это

ЗАДАНИЕ 2. Одна из схем, отражает соподчинение между систематическими группами животных. Приложение 1. Укажи правильную схему с позиции биолога-систематика.

МЫ ВСЕ ОДНОЙ КРОВИ: классификация живых организмов отражает их общую историю происхождения и развития, родственные отношения между видами и их группами.

ИНТЕРЕСНО И НАУЧНО ДОСТОВЕРНО ПИШУТ ЭТИ АВТОРЫ

ЗАДАНИЕ 3. Познакомься с отрывком из книги Б. Ф. Сергеева "Мир лесных дебрей".

"Белки охотно лакомятся грибами. В них много белков, которых грызунам часто не хватает. В свежем виде грибы не хранятся, поэтому зверек их сушит. Там, где сытно, запасы грибов, не велики. В лесах, бедных семенами хвойных деревьев, грибы становятся существенной частью зимнего рациона. За сезон белки собирают здесь 1,5 - 2 тысячи грибов, по большей части маслята. Видимо, в них есть что-то особенно ценное" [5].

Тебе - юному зоологу - не составит труда ответить на вопрос: "Какие органы чувств помогают белке быть такой избирательной при заготовке кормов на зиму?"

Много интересного из жизни растений и животных ты узнаешь из книг лучших писателей - натуралистов: Виталия Валентиновича Бианки, Николая Ивановича Сладкова, Игоря Ивановича Акимушкина, Юрия Дмитриевича Дмитриева, Бориса Федоровича Сергеева.

ГОЛОД - НЕ ТЕТКА.

ЗАДАНИЕ 4. Выбери предложения с правильными утверждениями. Используй их и составь рассказ о белке.

Белка обыкновенная представитель отряда Грызунов.

Это самый многочисленный отряд в классе Млекопитающих.

В отряде грызунов есть и другие звери: Соня садовая, Летяга, Заяц-беляк, дикобразы.

Основными признаками зубной системы животных отряда Грызуны являются сильно развитые резцы, отсутствие клыков, наличие диастемы, коренные зубы.

Основные признаки зубной системы Грызунов - сильно развитые резцы и наличие клыков.

Основное место жительства этого зверька - лес.

На территории нашего края обитает белка - белогрудка.

Пища - растительная.

В голодную пору белка может утащить яйцо или птенца из птичьего гнезда.

Беличье гнездо называется - "гайно".

Гнездо может находиться не только в дупле, но и среди ветвей дерева.

Гнезд несколько.

Среди стволов на ветвях белка у себя дома, но она может отправиться и в плавание.

Бельчата, прошедшие "школу жизни" грызут орешки и ловчее, и быстрее.

Красивый, теплый мех белки надежно защищает зверька от холода во время зимней спячки, которая длиться несколько месяцев.

"Рухлядь" - так в старину называли заготовленные охотниками меховые шкурки.

Как проверить Задание 4. Воспользуйся головоломкой. Вычеркни буквы под номерами тех позиций, которые ты не использовал для рассказа. Сложи слово из оставшихся в клетках букв.

Ты узнаешь, как называется белка, живущая у нас на севере.

1.

Ч

2.

Е

3.

Ш

4.

Р

5.

И

6.

Н

7.

Ь

8.

О

9.

Х

10.

В

11.

О

12.

С

13.

Т

14.

К

15.

З

16.

А

И ЭТОГО МАЛО

ЗАДАНИЕ 5. Юрий Дмитриевич Дмитриев в книге "Если посмотреть вокруг" рассказывает: "Белка, в ожидании потомства, строит не одно гнездо, а несколько и потом время от времени перетаскивает малышей из одного гнезда в другое" [2]. Зачем? Подсказка. С задачей, которую решает белка таким поведением, слоны справляются, посыпая себя пылью, киты - выпрыгивая из воды, медведи и птицы - купаясь в муравейнике. Для чего они это делают?

И ЭТОГО МАЛО: из десяти бельчат до года доживает иногда только двое.

Какие еще причины ограничивают численность беличьей семьи?

У КАЖДОГО СВОЯ РОЛЬ

ЗАДАНИЕ 6. Выбери предложения с правильными утверждениями. Используй их и сделай добавления в рассказ о белке.

Животный мир изучен полностью.

Белка обыкновенная - одна из 1,5 миллиона видов животного мира Земли.

Температура тела белки, как у всех животных, постоянная.

В основе поведения белки лежат инстинкты.

Всю жизнь белка учится и приобретает большой жизненный опыт.

Питается органическими веществами растений и органическими веществами животных.

Относится к разрушителям (редуцентам) органического вещества.

Почти все белки, даже обитающие в тропиках, запасают корм.

Играет большую роль в пищевых цепях лесов, лугов.

При увеличении численности белки в природном комплексе (биогеоценозе) численность хищников, охотящихся на нее, возрастает, а затем снижается

Белка является одним из участников круговорота веществ в природе, которые осуществляют живые организмы.

Как проверить свою работу. Воспользуйся еще одной головоломкой. Вычеркни буквы под номерами тех позиций задания, которые ты решил не использовать для своего рассказа.

Сложи слово из оставшихся в клетках букв. Ты доволен своим результатом?

1. У 2. М 3. С 4. О 5. Л 6. О 7. Ш 8. Д 9. Н 10. Е 11. Ц

ПРЕОДОЛЕЕТ ЛИ БЕЛКА ЖИЗНЕННЫЕ НЕВЗГОДЫ?

ЗАДАНИЕ 7. Дай ответ на поставленный вопрос, приведи доказательства своего мнения. Выслушай ответы товарищей. Пришли ли вы к согласию в ответе на этот вопрос?

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ. Жизненные задачи, которые решает белка, - преодоление холода, поиски пищи, устройство жилища, защита от паразитов и хищников, - люди характеризуют как трудности беличьей жизни. Но организация белки, как живого организма, ее поведение сложились под влиянием условий окружающей среды. Не трудности преодолевает белка, а так живет. Живут белки, как все живые организмы, в сообществе с себе подобными, по-научному - популяцией. Жизнь отдельных зверьков рано или поздно заканчивается. Сообщество белок продолжает жить. Вид "белка обыкновенная" сохраняется.

КАКОЕ КОЛЕСО КРУТИТ БЕЛКА?

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ. Вспомни, как вместе с капелькой воды ты совершал воображаемое путешествие. Маршрут этого путешествия проходил "по кругу".

С помощью живых организмов "путешествуют" и другие вещества нашей планеты - быстро или медленно. Вспомним, как это происходит. Растения и некоторые бактерии из простых веществ создают сложные органические вещества. Сложные органические вещества - это строительный материал и источник энергии для организмов. Сложные органические вещества используют и разрушают животные. Затем грибы и бактерии, отличающиеся по свойствам от бактерий, работающих как растения, используют и разрушают сложные органические вещества до простых веществ. Растения опять получают материал для работы.

А откуда растения берут энергию и преобразуют ее в энергию органических веществ? Что дает энергию для непрерывного движения колеса жизни на нашей планете? Солнце.

Около 3,9 миллиардов лет постоянно и многократно повторяются эти процессы. С помощью живых организмов крутится "колесо жизни". Как движение многих капелек воды создает планетарное явление - круговорот воды в природе, так и совместные действия живых организмов вращают колесо жизни. Один из этих организмов называется "Белка обыкновенная". НЕ ВНЕСТИ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЗВАНИЕ ЭТОГО ЗВЕРЬКА?

ЗАДАНИЕ 8 - для всех. Нарисуем цепочку, по которой "путешествуют" с помощью живых организмов вещества на нашей планете. - Пищевая цепочка, одно из звеньев - белка.

Что надо добавить к рисунку и как изменить цепочку, чтобы "путешествие" по ней было постоянным? - Добавить солнце. Замкнуть цепочку в круг.

Что мы - люди, должны сделать, чтобы движение по нему никогда не заканчивалось?

КАК ТЫ используешь полученные на занятии знания в дальнейшем?

ОТВЕТЫ на задания работы "НЕОБЫКНОВЕННАЯ ОБЫКНОВЕННАЯ БЕЛКА"

ЗАДАНИЕ 2. Схема 2 - правильная.

ЗАДАНИЕ 4. Правильные утверждения в Задании 4: №: 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16. Должно получиться слово "чернохвостка".

ЗАДАНИЕ 5. Таким поведением белка решает две задачи: сохраняет здоровье и жизнь бельчат. Смена гнезда белкой помогает избавить малышей от наружных паразитов - эктопаразитов, появляющихся в гнезде. Хищники, которые раньше могли выследить маму белку, введены в заблуждение изменением места нахождения семейства.

ЗАДАНИЕ 6. Правильные утверждения в Задании 6: №: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11. Слово: "молодец".

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование. 2001.
  2. Дмитриев Ю. Д. Если посмотреть вокруг. М.: Детская литература. 1976. С. 307.
  3. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь. 2003.
  4. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экология. М.: Школа - Пресс. 1996.
  5. Сергеев Б. Ф. Мир лесных дебрей. М.: Дрофа. 2003. С. 90.
  6. Шамова Т. И., Галеева Н. Л. Постановка целей и планирование учебного процесса/ Биология в школе. - 2004. - № 4.

Приложение.