Внеклассное мероприятие "Хлеб – всему голова"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений.

Задачи:

  • Формировать бережное отношение к хлебу.
  • Развивать способность чувствовать, сопереживать. 
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.

Оформление: выставка репродукций картин русских художников, на столе тарелка с хлебом, ваза с колосками пшеницы на доске связки баранок, рисунки с изображением хлеба.

Оборудование: Магнитофон,  мультимедийное сопровождение, иллюстрации, репродукции картин, хлебобулочные изделия, изготовленные детьми вместе с родителями, солёное тесто и образцы из теста, гербарий злаковых культур.

Праздник начинается со сценки.

Звенит звонок.

1-й ребенок: Перемена! Скорей в столовую!

3-4 человека сидят за столом едят булочки, запивают компотом.Один балуется булочкой, крошит её, кидается.

2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!
3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!
4-й ребенок (тот кто баловался): Мне забавно одному.
1-й ребенок (показывая на хлеб): Это голова всему!!!

Дети разбегаются. 

Чтец:

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку.
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети
Забыв на время про футбол.
– Я – пекарь! – человек ответил.
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Входит Пекарь в белом колпаке. В руках корзина с хлебными изделиями.

Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет как нет,
Хлебозавода мы работники,
Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к Вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А сценку вы хорошую показали. Часто дети с хлебом балуются, но вы то  не такие?

Дети: Нет!

Пекарь: На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен.
Ежедневно в стране выпекается 82 000 тонны хлеба.
В мире известно 750 видов хлебобулочных изделий.

Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. Вдумайтесь в слова писателя М. Алексеева:

«Поклонитесь же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим подвигом, перед тем, как выйти из хлебного магазина с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб».

Как вы думаете, что делает пекарь в пекарне?

Дети: Выпекает хлеб!

Пекарь: Молодцы ребята!!! Ох, много у нас в пекарне работы. Сначала машины привозят муку. Потом добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста чего только не выпекают- его режут на кусочки, квадратики, плитут в косички- настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с маленького зернышка (Приложение. Слайды 1-8), посаженного в землю.

Чтец:

У крестьян торжественные лица, 
Поле все зарей освещено.
В землю за колхозною станицей
Хлебное положено зерно.
Спит оно  в кубанской  колыбели.
Как отец склонился над зерном
В куртке, перешитой из шинели,
Бледный от волненья агроном.
Пусть же нива буйно колосится.
Будут этой осенью полны
Нашей рожью, нашею пшеницей
Все зернохранилища страны.

Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли жара…Вот какой огромный труд вкладывают люди, чтобы хлеб оказался на столе!  А Вы любите хлеб?

Дети: Да!

Чтецы:

1-й:

Вот она какая хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким..
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней
Ничего вкуснее нету!!!

2-й: 

В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни..

3-й:

К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом даётся корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И ещё ,конечно, сушки!

Пекарь: Да прямо гимн хлебу получился!!! Я Доволен. Только вот о пирожках забыли. Но я вам сейчас напомню. А то сушки, ватрушки…

Игра «Мама пироги печет» сопровождается действиями.

Вот так бабушка придет,
Мама так пирог печет,
Так цыплят сестра зовет,
Я на липу влез с утра.
Колет дед вот так дрова,
Я несу их вглубь двора.
Так отец рубанком струг,
Все умею я, мой друг!

Пекарь: Какие вы молодцы, все успеваете.
А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надо относится с особенным почтением. А вы можете рассказать мне какие-нибудь приметы, связанные с хлебом?

Дети рассказывают пословицы и приметы:

1. Хлеб – всей жизни голова
2. Худ обед, коли хлеба нет.
3. Хлеб в закромах – счастье в домах.
4. Не красна изба углами, красна пирогами.
5. Сердить, бранись за хлебом – солью сходись.

Пекарь: Раз уж речь зашла о караваях, я вам предлагаю самим попробовать его изготовить из соленого теста , которое лежит у вас на столах. (10 минут)

Пекарь: Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам в пекарню брать – такие у вас у всех караваи чудные! А пока караваи пекутся- сохнут, предлагаю отдохнуть
Я читаю стихотворение, а вы досказываете последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок – это… (пирожок)
Шки-шки-шки- мама жарит… (пирожки)
Жок-жок-жок- кушай Женя (пирожок)
Ач-ач-ач –  вот… (калач)
Чи-чи-чи – пекутся в печке … (пирожки)
Чи-чи-чи – мы любим … (калачи)
Чи-чи-чи – на праздник будут … (калачи)

Пекарь: А теперь отгадайте загадки на хлебную тему:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

У  лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени … (мука)

Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)

Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены. (Зерно)

Все загадки отгадали!!! Да, хлеб – это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек хлеба. И эти крохи помогали им выжить в суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные  кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать  нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на  хлебозаводах,  в пекарнях работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.   ХЛЕБ НУЖНО БЕРЕЧЬ!

Дети читают:

Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб друзья!

Пекарь: Ну, ребятки, мне пора в пекарню. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вон он – хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло,
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле. (С. Погореловский)

Выходит учитель и предлагает всем пройти в столовую, чтобы отведать нашего замечательного хлеба.

Литература:

1. Алена Трусий Веселые праздники в школе. – Новосибирск, 2008.
2. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей/ Сост. Е.А. Андреева. – М., 2005.