Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Обобщение изученного по теме "Прямая речь. Диалог" (урок в 5-м классе)

Разделы: Преподавание русского языка


Цели урока: закрепить сведения о предложениях с прямой речью, диалоге, их строении и пунктуационном оформлении, вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью и диалога.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний

1) Терминологический диктант.

Задания учащимся: по лексическому значению определить слово, записать его в именительном падеже.

  1. Основная единица синтаксиса, которая характеризуется смысловой интонационной законченностью.(предложение)
  2. Сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически.(словосочетание)
  3. Слова, указывающие на автора высказывания. (слова автора)
  4. Разговор двух или более лиц, слова которых передаются без изменения. (диалог, полилог)
  5.  Вопросы, ответы, замечания одного собеседника в ответ на слова другого. (реплика)
  6. Чьи-либо слова, переданные без изменения. (прямая речь)

2) Монологический ответ учащегося по теме: «Прямая речь. Диалог» (рассказывает о строении и пунктуационном оформлении диалога и прямой речи, даёт определение, приводит примеры).

Класс  дополняет ответы учащегося.

Задание и проверка осуществляется с использованием интерактивной доски.

III. Самостоятельная работа

Запись предложений под  диктовку.

Задание: расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

  1. М.Костина восклицала в своём стихотворении: «О, Тихий Дон, как я люблю тебя!»
  2. «Май холодный – год хлебородный», – ожидая весну, говорили на Дону.
  3. Г.Моисеев восхищался мужеством казачества: «Верно стояли казаки на страже России, строго держались заветов старины».

Вопрос учащимся:
– Что объединяет эти предложения по тематике и структуре? (Возможный ответ:  Построены в форме предложения с прямой речью. Тема: о Доне, о любви к краю, о приметах казаков,  их мужестве.)

IV. Прослушивание донской казачьей сказки «Глупец и жеребец»

Жил жилец, под кустиком дворец, у него было пять овец и шестой жеребец, бабушка да дедушка, паренек да девушка. Приходит волк:
– Жилец, у тебя под к