Историко-литературная гостиная "Звезда пленительного счастья"

Разделы: Внеклассная работа


Учитель. Добрый вечер! Сегодня мы собрались в нашей историко-литературной гостиной, чтобы мысленно вернуться почти на два столетия назад. Наша встреча посвящена людям, оставившим заметный след в истории нашей страны, нашего народа. Эти люди – декабристы.
Сейчас, в качестве музыкального эпиграфа, я предлагаю вам прослушать романс «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Александра Малинина. Кроме содержательной стороны, определяющим для меня явился жанр этого музыкального произведения. Романс, не утративший своей актуальности, был особенно популярен в веке XIX – м. Вслушайтесь же в эту дивную мелодию, вдумайтесь в эти замечательные слова.

(Прослушивание романса).

– Скажите, символом чего, по-вашему, является звезда в этом произведении?

Ученики.
– Для меня это символ надежды…
– А для меня – любви…
– А я считаю, что звезда здесь – мечта…

Учитель. Да, моё восприятие этого образа совпадет с твоим. Мечта, высокая и чистая, должна быть у каждого, к ней надо стремиться, ради неё стоит жить. Люди, о которых мы с вами сегодня будем говорить. Служили своей мечте самоотверженно.
1812 год… Отечественная война, закончившаяся разгромом армии Наполеона. Среди офицерства, лучшие представители которого, безусловно, являлись одними из самых просвещённых людей того времени, царил высокий патриотический подъём, а долговременное пребывание за границей ознакомило русских офицеров с идейными течениями и политическими учреждениями различных европейских стран. Это нашло отражение в мировоззрении будущих русских декабристов.
Итак, в России возникли «Союз спасения» и «Союз благоденствия» (позднее – «Южное общество» и «Северное общество»).

Ученик. Я хочу зачитать две расписки, которые писали члены «Союза благоденствия» при вступлении.
Первая расписка: «Я, нижеподписавшийся, полагаясь на уверение, что ни в цели, ни в законах Союза Благоденствия нет ничего противного вере, отечеству и  общественным обязанностям – честным моим словом обязуюсь, если мне оные по прочтении не понравятся и я в Союз не вступлю, отнюдь не разглашать, наипаче же не порицать его».
Подписав эту расписку, будущий декабрист получал право подписать вторую, главную: «Я, нижеподписавшийся, находя цель и законы Союза Благоденствия совершенно сходными с моими правилами, обязуюсь деятельно участвовать в управлении и занятиях его, – покоряться законам и установленным от него властям: и сверх того, даю честное слово, что даже по добровольном или принуждённом оставлении Союза не буду порицать его, а тем менее противодействовать оному. В противном случае добровольно подвергаюсь презрению всех благомыслящих людей».

Учитель. Обратите внимание на то, что самым главным поручительством для этих людей является честное слово, а самым тяжким наказанием – презрение благомыслящих людей!
Чем же должны были заниматься члены тайного общества? В Уставе мы находим ответ: «Каждый член, вступив в Союз, обязан, судя по своим способностям, приписаться к которой-нибудь из отраслей, в цели означенных, и сколько возможно воздействовать трудам её».
Отраслей, где предназначено использовать способности, как выясняется, было несколько. Они в Уставе так перечислены: «В цель Союза входят следующие 4 главные отрасли: 1-я – человеколюбие; 2-я – образование; 3-я – правосудие; 4-я – общественное хозяйство».
Нас с вами интересует, прежде всего, отрасль. непосредственно нас касающаяся, – образование. Сейчас мы с вами узнаем, каковы же были планы декабристов в этой отрасли.

Ученик. В 1819 году декабристы учредили Петербургское Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения. Общество это было не тайное. О его существовании знало правительство. Задачей общества было открытие школ для детей солдат и крестьян. Декабристы хотели распространить в народе свои идеи. А ведь для этого прежде всего надо было научить людей самой простой грамоте. Эти школы назывались ланкастерскими. В основу своих школ члены декабристских обществ положили методику английского педагога Ланкастера. По методу Ланкастера учиться было проще и дешевле, не надо было нанимать много учителей. Предметы в школе были такие: чтение, письмо, арифметика, грамматика, история и география. Первые три из перечисленных предметов преподавались по методу взаимного обучения: учитель по учебнику объяснял материал, а ученики с помощью специальных таблиц пересказывали этот материал друг другу. Самой лучшей ланкастерской школой стала Петербургская. Туда можно было поступить в любое время и в любой из классов. Точного срока обучения тоже не было. Способные ученики проходили весь курс школы за один-два года.
От ланкастерских декабристских пошли и другие частные русские школы и гимназии, учиться в них было свободнее. Чем в государственных учебных заведениях. Преподаватели часто проповедовали передовые идеи.
Так же, как и многие мыслящие люди в Европе, декабристы считали просвещение одним из надёжных путей к свободе. Разве просвещённые люди станут терпеть самодержавный деспотизм и крепостное право?! Члены декабристских тайных обществ часто спорили по этому вопросу. Одни из них думали, что просвещение первично, что сначала надо распространить в народе образование, и тогда народ сам сбросит тяжкий гнёт самодержавной власти. Другие полагали, что настоящее образование станет возможно только после свержения царизма. Но и они не отрицали необходимости вести просветительскую работу среди населения. Образование объяснит простым людям многое, сделает их более самостоятельными в своих мыслях и решениях.

Учитель. Спасибо. Кто-нибудь хочет ещё что-то сказать по этому вопросу?

Ученик. Я хочу зачитать строки, написанные одним из декабристов, Луниным. Они не устарели и по сей день: «Рабство, несовместимое с духом времени, поддерживается только невежеством».

Учитель. Замечательные слова! Чем больше человек знает, тем свободнее он. Афоризм «знание – сила» отнюдь не беспочвен. Теперь мы с вами коснёмся другого аспекта декабристского движения, интересующего нас, – «Декабристы и литература».
Вот что писали современники: «…В этом заговоре принимали участие все журналисты, все просвещённые и светлые головы России, до сих пор выделяющиеся своими произведениями в русской литературе..».
И это действительно так. Наша отечественная литература может и должна гордиться тем, что отдала под знамёна декабристского движения таких сынов своих, как Рылеев, Кюхельбекер, Одоевский, Раевский, Катенин… Что в тайных обществах состояли и те, кто не стремились стать профессионалами пера, но слыли любимцами муз, ибо тоже печатались, причём не без пользы и успеха. Это братья Бестужевы, Якубович, Вадковский, Чижов, братья Бобрищевы-Пушкины…
Декабристы имели свои печатные издания. Самые известные из них – это, пожалуй, альманах «Полярная звезда», редактировал который поэт-декабрист Рылеев, и «Мнемозина», редакцией которого занимались Кюхельбекер и Одоевский. В число сотрудников этого альманаха вошёл Пушкин и такие признанные таланты, как Д. Давыдов, Вяземский, Языков. Содержание этих альманахов было очень вольнолюбивым.

Ученик. Я хочу прочитать одно из стихотворений, которое было напечатано в «Мнемозине». Называется оно «Застольная песнь греков»:

Кто в мире избрал путь прекрасный,
Путь трудный чести и добра,
Тому грозит бедой напрасно
Причудливой судьбы игра.

…Исчезнут мрачны препинанья,
Замолкнет грустный звук цепей.
И совершатся ожиданья
Отчизны истинных друзей.

…Тогда мы братский круг составим
И, разогнав тиранства тень,
Отчизны светлый день прославим,
Как славим ныне дружбы день!

Автор этого произведения – безвестный декабрист Нечаев. Дело в том, что таких декабристов было много; они тайно, исподволь, вели свою деятельность нак благо Родины, на благо своего народа.

Учитель. Да, совершенно верно. Необходимо также сказать, что под самым непосредственным влиянием декабристского мировоззрения творили Пушкин и Грибоедов, Гнедич, Вяземский, Языков, Дельвиг, Баратынский. Грибоедов после восстания декабристов даже был арестован. Пушкин же не убоялся произнести самому царю вошедший в историю ответ на вопрос: «Где бы ты был 14 декабря, если бы был в городе?» – «На Сенатской площади, Ваше Величество».
О Пушкине и декабристах следует сказать особо. Среди декабристов было много друзей Пушкина. Среди них надо выделить Ивана Ивановича Пущина, будущего участника восстания, человека, дружбой с которым Пушкин очень дорожил. Рылеев как-то сказал: «Кто любит Пущина, тот уже сам непременно редкий человек».
Пушкин не подписывал никаких расписок, то есть не состоял действительным членом ни одного из тайных обществ, но у каждого декабриста были произведения Пушкина, особенно его вольнолюбивая лирика. Дух декабристского движения был очень близок Пушкину, но декабристы, просвещённые, ценящие русскую культуру люди, понимали, что непосредственное участие в тайных обществах может погубить Пушкина. Царское правительство никогда бы не простило ему этого. Декабристы оберегали великого поэта, понимая, что своим творчеством Пушкин и так вносит огромный вклад в их общее дело.
Вернёмся к декабрьским событиям 1825 года. Вот что писали современники: «…Поздно встало в этот день северное зимнее солнце – в 9 часов 4 минуты, и рано – почти что в полдень – в 14 часов 58 минут ушло за горизонт… Не было счастливых лиц, а лишь отчаянная решимость и ужас царили везде…».
Восстание было подавлено. В Москве о восстании узнали лишь на третий день. Прискакал туда генерал-адъютант Комаров и поднял Москву – войска с гвардией во главе, чиновный люд, полицию – на присягу новому царю, бесчувственно и жестокосердечно расстрелявшему декабристскую мечту и надежду.
Потом со щемящим сердцем все ждали вестей: как поступят со схваченными.

Ученик. Небольшая историческая справка. В течение 6 месяцев производилось следствие о «декабристах», в котором Николай I сам принимал активное участие. Суду было предано 120 человек – большинство гвардейских офицеров – по существу, весь цвет армии; из них было приговорено к смертной казни 36 человек, но царь утвердил смертный приговор только в отношении пяти главных заговорщиков: Пестеля, Рылеева, Каховского, застрелившего на Сенатской площади генерала Милорадовича, Бестужева-Рюмина и Муравьёва-Апостола. Остальные офицеры, участники мятежа, были сосланы в Сибирь, на каторжные работы или на поселение, солдаты были отправлены в действующую Кавказскую армию. царь избрал для осуждённых самый позорный способ казни – виселицу. Казнь состоялась 13 июля 1826 года. Тела повешенных положили в грубо сколоченные ящики и отвезли на остров Голодай.

Учитель. Итак, после картечных залпов на стыло-зимней Сенатской площади и всеохватных арестов, после казни и приговоров к каторге, к ссылкам и к солдатчине уничтожение всего того, что хотя бы как-то считалось связанным с декабризмом, казалось для всех очевидным.
Всё, что могло быть опасным для трона, подозревалось, запрещалось, искоренялось, уничтожалось. Но в обществе, тем не менее, оставалось множество людей, которые симпатизировали декабристам. И эту симпатию усиливал вот какой факт: в Сибирь, в глушь, за своими ссыльными, опальными мужьями-декабристами последовали их жёны. Это вызвало в тогдашнем обществе самые противоречивые отклики. Одни приветствовали этот поистине героический поступок женщин; другие недоумевали: как можно заживо хоронить себя в Богом забытых краях, вдали от великосветских развлечений и увеселений; третьи негодовали по поводу того, что жёны открыто встали на сторону своих мужей – государственных преступников. Первыми среди этих самоотверженных были – княгиня Екатерина Трубецкая и княгиня Мария Волконская. Хотя в Сибирь они отправились с высочайшего позволения, по пути, по прямому указанию царя, им чинилось множество препятствий чиновниками. Несмотря на всё это долгожданная встреча с мужьями, работавшими на руднике в Благодатске, состоялась. Перед отъездом Марии Волконской в Сибирь её родственница по мужу Зинаида Александровна Волконская устроила её проводы, вошедшие в историю. Здесь присутствовал весь цвет общества, был там и А.С. Пушкин, который передал с М.Н. Волконской стихотворное послание своим друзьям-декабристам («Во глубине сибирских руд…»). Через некоторое время кто-то из декабристов, скорее всего Одоевский, написал ответное послание.

Ученик. Я хочу зачитать это ответное послание.

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И – лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! – цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеёмся над царями.

Наш скорбный труд не пропадёт,
Из искры возгорится пламя,
И просвещённый наш народ
Сберётся под святое знамя.

Мечи скуём мы из цепей
И пламя вновь зажжём свободы!
Она нагрянет на царей
И радостно вздохнут народы!

Учитель. Какая сила духа! И с Сибири декабристы не теряли веры в то, что их мечта осуществима, что их страдания не напрасны. Многие из них занимались здесь просветительской деятельностью, учили народ грамоте. Декабрист Лунин говорил: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».
Амнистия для декабристов была объявлена только через 30 лет, после смерти Николая I.
На острове Голодай, через сто лет после казни, был установлен памятник. Золотом на красном граните высечены имена людей, смело смотревших в глаза смерти во имя своей мечты.
И в заключение нашей встречи послушайте чудные пушкинские строки:

… Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!..
Помните этот завет великого поэта!