Программа развития школьного НОУ "Гранит"

Разделы: Внеклассная работа


На современном этапе работы школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.

Важно, чтобы, пройдя все этапы школьного обучения, ученик приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления - исследовательский и творческий.

В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.

Исследовательская работа учитывает образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентирует на овладение методологией самостоятельного научного исследования.

Таким образом, приобретённым направлением работы педагогического коллектива школы является необходимость создания системы поддержки и развития способных детей через работу научного общества учащихся “Гранит”.

Элементы научно-методической новизны программы:

  • трактовка НОУ как особой образовательной деятельности, где объективные задачи образования соединены с личностными;
  • определение НОУ как особого культурного пространства самостоятельного диалога культур и наук;
  • обоснование деятельности НОУ как идеальной площадки для проведения педагогического эксперимента, для внедрения целостного концептуального подхода и отслеживания конкретных результатов.

Основными идеями развития НОУ являются:

  1. Сохранение устойчивого интереса к образованию и науке, поддержание авторитета социального престижа знаний.
  2. Деятельность НОУ связана не просто с удовлетворением потребностей школьников в дополнительном образовании, а с возможностью комплексно вовлечь детей в творческую деятельность в соответствии с их способностями и желаниями, адекватно отследить и скорректировать личностный рост учащихся, направленность их интересов.

Следовательно, целью деятельности научного общества “Гранит” является создание условий для развития способностей обучающихся, предоставление им возможности раскрыть свой творческий потенциал.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Создать условия педагогам для повышения их мастерства в сфере работы с детьми, проявляющими способность к творческой деятельности.
  2. Предоставить возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, педагогами через самостоятельную работу.
  3. Способствовать формированию у школьников учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций, компетенции личного совершенствования.
  4. Предоставить возможность членам научного общества для представления своих творческих работ на научно-практических конференциях различных уровней.
  5. Разработать систему мониторинга эффективности деятельности НОУ.

Принципы деятельности НОУ

Деятельность НОУ строится по следующим принципам:

  • принцип сотрудничества обучающегося и педагога;
  • интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
  • непрерывности – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении школьников и педагогов;
  • социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
  • свобода выбора темы исследования, области науки;
  • учёт динамики индивидуальных достижений обучающихся и педагогов исследовательской деятельности;
  • Для более успешной эффективной реализации программы развития НОУ “Гранит” имеются следующие условия:

    • опыт работы отдельных педагогов с обучающимися, проявляющими способность к исследовательской деятельности;
    • cотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
    • психологическое и научно-методическое сопровождение деятельности НОУ;
    • информационное обеспечение при подготовке творческих и исследовательских работ обучающимися.

Важнейшее условие эффективной организации исследовательской деятельности: осуществление компетентного управления данным процессом.

Распределение функциональных обязанностей по реализации программы

Заместитель директора по УВР:

  • осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в школе;
  • организует планирование работы;
  • разрабатывает нормативную базу реализации программы: положения, рекомендации, требования;
  • проводит методическую работу с преподавателями по проблеме использования исследовательских технологий обучения;
  • координирует деятельность административно-педагогического персонала по реализации данной программы;
  • консультирует руководителей ученических исследовательских работ;
  • даёт оценку текущему состоянию исследовательской деятельности в школе.

Руководитель ученической исследовательской работы:

  • составляет примерный перечень тем исследовательских работ;
  • оказывает помощь обучающимся в выборе тем для исследования;
  • составляет вместе с учеником рабочую программу исследования;
  • Осуществляет текущее руководство, оказывает методическую, организационную помощь в проведении исследования;
  • оказывает помощь обучающимся при подготовке к выступлению на конференциях различного уровня.

Психолог:

  • проводит диагностику направленную на выявление одарённых детей, детей склонных к исследовательской деятельности;
  • организует развивающие занятия с обучающимися по развитию памяти, внимания, логического мышления, творческого и нестандартного мышления, стимулирует развитие исследовательских качеств обучающихся;
  • проводит просветительскую работу с педагогами, которые помогают обучающимся заниматься исследовательской работой и с родителями, дети которых занимаются исследовательской работой.

Этапы реализации программы

Аналитико-диагностический этап
(2008 год)
Организационно-практический этап
(2009-2011 годы)
Обобщающий этап
(2012 год)
1. Анализ собственного опыта организации исследовательской деятельности обучающихся.

2. Постановка и осмысление проблем. Определение стратегии и тактики деятельности НОУ.

3. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм и методов организации исследовательской деятельности школьников.

4. Проведение индивидуальной оценки познавательных, творческих возможностей и способностей детей через различные виды деятельности.

5. Определение педагогов, способных заниматься исследовательской деятельностью с обучающимися.

6. Проведение диагностики по выявлению детей, склонных к исследовательской деятельности.

1. Кадровое обеспечение исследовательской деятельностью обучающихся 3-11-х классов.

2. Разработка направлений программы научно-методического сопровождения деятельности НОУ.

3. Организация и отработка системы взаимодействия с вузами, учреждениями дополнительного образования и другими школами, занимающимися исследовательской деятельностью с обучающимися.

4. Моделирование системы организации исследовательской деятельности обучающихся и педагогов.

5. Разработка требований к содержанию, оформлению работ и публичному выступлению обучающихся.

6. Разработка мониторинга эффективности исследовательской деятельности обучающихся.

7. Создание сайта НОУ.

1. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

2. Описание найденных форм и методов работы НОУ.

3. Обобщение опыта работы по организации и сопровождению исследовательской деятельности обучающихся и педагогов.

Ожидаемые результаты реализации программы

На уровне образовательного учреждения На уровне педагога На уровне обучающихся
1. Повышение престижа школы на уровне города и области.

2. Возможность сотрудничества с образовательными учреждениями города и области.

3. Возможность использования исследовательских работ на практике, как часть научно-методического обеспечения школы.

4. Создание банка данных одарённых детей и учителей, работающих с одарёнными детьми.

5. Создание банка методических разработок с использованием исследовательских технологий, направленных на развитие интеллектуально-творческого мышления.

1. Формирование культуры научно-исследовательской деятельности.

2. Овладение приёмами планирования и управления исследовательской деятельностью обучающихся, исходя из их индивидуальных особенностей.

3. Повышение педагогического мастерства в сфере работы со способными детьми.

4. Повышение психолого-педагогической компетенции.

5. Повышение квалификации учителя, которое может быть выражено:

  • повышением квалификационной категории;
  • увеличением числа учителей-руководителей исследовательской работой школьников;
  • увеличением числа учителей, принимающих участие в работе творческих групп.
1. Овладение практическими навыками оформления исследовательских работ, публичных выступлений.

2. Готовность обучающихся к саморазвитию.

3. Приобретение навыков самообразования.

4. Социально-психологическая адаптация личности школьника.

5. Формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.

6. Мотивированность обучающихся на познавательную деятельность и саморазвитие.

7. Удовлетворённость отношениями с другими обучающимися, педагогами.

8. Возможность раскрыть ресурсы и способности.

9. Сформированность ключевых компетенций.

В процессе реализации программы развития научного общества “Гранит” планируется разработка и апробирование следующих методических материалов:

  1. Описание технологии построения модели НОУ “Гранит”.
  2. Программа взаимодействия с образовательными учреждениями города и области.
  3. Требования к содержанию, оформлению исследовательских работ и публичному выступлению членов НОУ.
  4. Издание сборника материалов школьного научного общества “Гранит”.

Критерии успешности исследовательской деятельности педагогов и обучающихся

  1. Удовлетворённость результатами работы.
  2. Возможность использования результатов исследовательской деятельности в образовательном процессе.
  3. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
  4. Наличие доверительно-уважительной обстановки, увлечённость и включённость участников исследования в процесс.
  5. Учёт интересов каждого участника исследовательской деятельности.
  6. Факт достижения заявленной проблемы исследования.