Основы построения курса химии

Разделы: Химия


Концепция модернизации российского образования на период до 2010г предусматривает обновление структуры и содержания общего среднего образования, повышение его роли в обеспечении конкурентоспособности системы образования Российской Федерации в современном мире, в подготовке выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности в условиях демократического общества с рыночной экономикой. Основной задачей является обеспечение нового качества образования, сохранение его фундаментальности и соответствие современным требованиям личности, общества и государства. Среди ведущих перспективных направлений модернизации образования следует назвать:

– эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в том числе химического;
– переход к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы;
– эксперимент по определению содержания и технологии проведения Единого государственного экзамена;
– разработка образовательных стандартов для основной и старшей (профильной) школы.

Содержание химического образования имеет определенную структуру и состав. Школьный курс химии структурируется с учетом определенных методологических, психолого-педагогических и научно-теоретических основ.

Важнейшие основы построения курса химии

Основы (примеры). Для чего? Что дают?
Методологические (теория познания). Обеспечивают пути (способы) перехода от незнания к знанию.
Психолого-педагогические (теории воспитания, учения, понимания, развития). Обеспечивают решение задач обучающего, воспитывающего, развивающего характера.
Научно-теоретические (научно-теоретические концепции химии). Обеспечивают фундамент химического образования, построение курса химии, решение задач химического образования.

Изменение структуры школьного образования, выделение профильной подготовки повлекло за собой перестройку школьного курса химии. В классах с углубленным изучением химии химическое содержание представляет систему, состоящую из курса химии повышенного уровня, в котором совершенствуются знания по вопросам неорганической и органической химии, а также дополнительных элективных предметов, задача которых состоит в значительном расширении химических знании.

В биолого-химических классах для изучения химии нами были модифицированы (адаптированы) программы следующих элективных предметов: “Основы химического анализа”, “Технология и алгоритм решения расчетных задач по химии” и “Основы биохимии”.

Курс “ Основы химического анализа” рассчитан на 70 часов , по 35 часов в каждом классе (1 час в неделю).

Курс способствует углублению знаний учащихся по неорганической химии, формирует у них умения и навыки практической работы, развивает способности учащихся и укрепляет желание посвятить себя работе по химической специальности. Курс химии подготавливает учащихся к изучению “ Основ общей химии” в 11-м классе.

Важнейшим условием успешного проведения этого курса является предоставление учащимся возможности самостоятельно проводить опыты и практические работы.

Первый раздел курса является вводным. Учащиеся знакомятся с предметом и задачами аналитической химии, классификацией методов анализа, вкладом русских ученых в развитие аналитической химии.

При изучении второго раздела учащиеся знакомятся с правилами работы в химической лаборатории, техникой безопасности, типовым лабораторным оборудованием, химической посудой, техникой проведения отдельных операций качественного полумикроанализа.

В общетеоретической части курса учащиеся изучают свойства растворов и коллоидных систем, знакомятся с законом действующих масс и его приложением к гомогенным и гетерогенным системам.

Качественный анализ катионов проводится по бессероводородному методу. Рассмотрен кислотно-щелочной метод классификации катионов. В основу классификации анионов положена различная растворимость солей бария и серебра.

При изучении количественного анализа учащиеся знакомятся с гравиметрическим, титриметрическим, колориметрическим и хроматографическим методами анализа. Им дается также понятие о других современных методах анализа вещества.

Целью изучения данного курса является создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области химического эксперимента, позволяющего исследовать вещество;
  • умение самостоятельно приобретать и применять знания;
  • осознание этапов цикла познания : опытные факты – гипотеза – эксперимент– выводы, умение осуществлять поиск на каждом этапе цикла;
  • понимание структуры теоретических знаний, построения на основе данных теоретической модели, нахождения связи между качественной и количественной сторонами явлений, получение выводов, следствий, установление границ применимости;
  • интереса к тому, как происходит процесс познания;
  • интереса к изучению химии и проведению и химического эксперимента.

Курс “Технология и алгоритм решения расчетных задач по химии” также предназначен для учащихся 10-11 классов, потому что к этому времени они имеют большой объем знаний по химии элементов, на базе которого будут составляться и решаться задачи. В курсе представлены типы задач, которые не рассматриваются в базовом курсе химии. Его программа рассчитана на 70 часов, по 35 часов в каждом классе (1 час в неделю).

Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навыки самостоятельной работы. Решение задач повышенной сложности – интересный и творческий процесс, результаты его бывают оригинальными и нестандартными и способствуют самореализации ученика. Решение расчетных задач обеспечивает закрепление теоретических знаний, учит творчески применять их в различных ситуациях.

Задачи курса следующие:

  • углубить знания учащихся по химии, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи;
  • дать возможность развить и реализовать свой интерес к химии;
  • предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать программу химии на повышенном уровне;
  • создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по химии, для поступления в высшие учебные заведения химического профиля.

В курсе предполагается использовать следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых задач, групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач, коллективное обсуждение решения наиболее сложных и нестандартных задач, решение расчетно- практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа над творческими проектами.

Курс “Основы биохимии” позволяет углубить и систематизировать знания учащихся о структуре и функциях белков, жиров, углеводов; познакомить с биохимическими процессами, протекающими при их распаде в организме; дать представление о некоторых современных методах биохимического исследования, использования биохимических процессов в практике.

Изучение данного курса будет способствовать развитию научных интересов учащихся, совершенствованию их трудовой и политехнической подготовки, установлению более прочных межпредметных связей химии и биологии, сознательному выбору профессии.

Цель курса – углубить знания учащихся о химии жизненных процессов, первоначальные представления о которых школьники получают в курсах химии и общей биологии. Он рассчитан на осознание научных основ бурно развивающейся биотехнологии, генетической инженерии и некоторых других современных разделов науки.

На изучение данного курса также отводится 70 часов, по 35 часов на каждый год (1 час в неделю).

Для повышения уровня знаний, а также для приобретения практических навыков программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с правилами техники безопасности. В программах дается примерное распределение материала по разделам и темам .В программах сформулированы основные понятия ,требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце разделов указаны межпредметные связи с другими изучаемыми предметами. В программах приведен список основной, дополнительной и научно-популярной литературы.

Для создания модифицированной (адаптированной) программы мы придерживались следующих требований:

Образец оформления титульного листа

  • Календарно-тематическое планирование
  • “Согласовано”
  • Зам. директора по УВР
  • ___________________
  • “ ”__________200__года
  • (территориальный, административный округ (город, район, поселок) (название образовательного учреждения)
  • ____________________________________________________________________
  • (название образовательного учреждения)
  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • По ____________________________________________________________________
  • (указать предмет)
    Класс_______________________________________________________________
  • Учитель
  • Количество часов: всего ________ часов; в неделю ________ часов
  • Планирование составлено на основе
  • ____________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________
  • (указать учебную программу)

Образец оформления содержания календарно – тематического планирования

Номер урока Содержание (разделы, темы) Количество часов Даты проведения
Указать номер урока напротив изучаемой темы 1. Указать раздел

2. Указать темы, которые будут изучаться при раскрытии данного раздела, а также практические и контрольные работы

1. Указать общее количество часов

2. Указать количество часов, отводимых для изучения данной темы, а также на проведение практических и контрольных работ

Указать дату изучения данной темы
  • Структура модифицированной (адаптированной) учебной программы.
  • Пояснительная записка.
  • Указать цели и задачи обучения предмету; государственную программу (или программы), на основе которой составлена данная программа; причины ее составления и отличие от государственной программы.
  • Рекомендуем также дать таблицу тематического распределения часов:
9s №п/п Разделы, темы Количество часов
государственная программа (программы) модифицированная (авторизованная) программа
  •  Содержание обучения.
  • Перечислить изучаемые разделы и темы с указанием числа часов по разделам и темам, которые будут, изучаться при раскрытии этого раздела и темы.
  • Перечень практических работ.
  • При необходимости.
  • Требования к подготовке учащихся по предмету.
  • Перечислить требования в соответствии с государственной учебной программой или государственными учебными программами (для интегрированного курса).
  • Список литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплект (УМК).