Интегрированный урок по биологии и МХК "Глаза – зеркало души…"

Разделы: Биология, МХК и ИЗО


Приложение 1 (1 слайд)

Учитель МХК:

– Здравствуйте, ребята!

Мы предлагаем вам сесть поудобнее, закрыть глаза и представить…(Звучит спокойная классическая музыка)

- “Солнечный день, красивый зеленый луг с сочной травой. На лугу много ярких цветов: красные маки, голубые незабудки, белые ромашки. Ярко-зеленая стрекоза перелетает с цветка на цветок, кузнечик трещит в траве, пчела спешит за медом, бабочка садится на травинку. Ее крылышки окрашены необычным узором. Художница-природа не пожалела для бабочки голубых и лиловых, розовых и оранжевых красок, а также для всего окружающего мира”.

- Смогли ли вы представить ту картину, которую я сейчас описывала?

- Что помогло вам ее представить?

- А смогли бы вы все это представить, если бы ни разу не видели пчелы, спешащей за медом, бабочки, сидящей на цветке?

- Какой же орган помогает нам так ярко воспринимать окружающую среду? (Дети отвечают)

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока “Глаза – …”, но не просто глаза как орган зрения, а глаза как “… зеркало души”.

Приложение 1 (2 слайд)

- Как вы понимаете это выражение “Глаза – зеркало души”?

Ребята, а что вы ждёте сегодня от урока? (Дети говорят)

Цель нашего урока: раскрыть некоторые секреты этого удивительного устройства природы – глаз человека, изученного учёными, воспетого поэтами, композиторами, художниками.

- Глаза, особенно женские, всегда привлекали внимание поэтов и музыкантов. О них сложено немало стихов, написано песен, в которых чаще всего пелось о любви. Послушайте замечательную песню в исполнении В. Ободзинского “Эти глаза напротив”. (3.28)

- Как приятно посмотреть в глаза, которые напротив искренне тебе улыбаются, которые с уважением, любовью и нежностью глядят на тебя.

Учитель биологии:

Приложение 1 (3 слайд)

Глаза – один из самых важных органов человека. Потерять зрение – это всё равно, что потерять полжизни. Искусственные руки помогают искалеченному человеку в работе, протезы вместо ног дают возможность безногому передвигаться. Но, когда человек ослепнет, искусственные стеклянные глаза зрение ему не заменят. Примерно 80% информации из окружающего мира мы воспринимаем через этот удивительный орган, весом всего 7–8 грамм, диаметром 2,5 см, который в биологии называется зрительный анализатор или орган зрения – глаз.

А какие бывают глаза по цвету? (Дети отвечают: Карие, голубые, черные, зеленые, серые, бесцветные)

А как вы думаете от чего зависит цвет глаз?

В радужной оболочке глаза находится пигмент, который и придаёт ему определённый цвет: рыжеватый, карий или чёрный. А почему не голубой или зелёный? В радужке голубых, серых и зелёных глаз пигмента очень мало. Если посмотреть издалека на холмы и леса, они представляются нам не тёмно – зелёными, чёрными или коричневыми, а светлыми или светло- голубыми в зависимости от того, сколько в воздухе находится водяных паров. Когда мы смотрим на тёмный цвет через прозрачную среду, он кажется нам светлым, голубоватым. Приблизительно так же обстоит дело и с голубыми глазами. В радужной оболочке мало пигмента, она почти прозрачна. Через неё мы смотрим в глубь глазного яблока, почти на сетчатку, и она кажется нам голубой или серой. Радужная оболочка глаза – окрашенная диафрагма, которая в первые годы жизни человека может менять цвет. Как отпечатки пальцев, так и рисунок радужной оболочки у каждого человека индивидуален.

- Различие в цвете глаз у древних наводило на мысль, что индивидуальная окраска радужки несет в себе какой-то скрытый смысл. Аристотель считал, что цвет глаз связан с характером человека. По мнению Аристотеля, у грустных меланхоликов глаза серые, у миролюбивых флегматиков – голубые, у взрывных холериков – карие или зеленые.

Послушаем сообщение нашего археолога

Давайте заглянем вглубь истории, чтобы выяснить, почему природа наградила нас разным цветом глаз. Оказывается, в результате археологических исследований было установлено, что коренное население Земли было кареглазым. Все изменилось после того, как однажды Земля натолкнулась на комету и изменила свою орбиту, а вместе с ней и климат.

- С наступлением ледникового периода встал вопрос о выживании человечества. Природной энергии кареглазых людей стало не хватать для того, чтобы обеспечить жизнь и рост численности человечества.

- В таких экстремальных условиях на помощь живым организмам пришла мутация. В результате мутации появилась новая порода энергичных людей. Они легко становились инициаторами новых дел, брали на себя ответственность за судьбы других людей. У них были фантастические глаза холодных цветов: серые, голубые, синие. Избыточная энергия сероглазых людей уравновесила недостаточную энергию людей с карими глазами и обеспечила людям не только выживание в новых климатических условиях, но и численный рост.

- Прошли тысячелетия. В результате совместных браков между людьми с серыми и карими глазами появились люди, у которых глаза были других оттенков: зеленые, серо-карие, серо-зеленые, зелено-карие и даже серо-зелено-карие. Постепенно люди забыли о ледниковом периоде - человечество приспособилось к новым условиям существования.

- Но, тем не менее, если внимательно присмотреться к современным обладателям как серых, так и карих глаз, то можно с легкостью заметить различие в поведении этих двух типов людей: первые стремятся действовать, вторые - получать. То есть первые стремятся освободиться от избыточной энергии, вторые, напротив, стремятся погашать недостаток собственной за счет сил других людей.

Учитель МХК:

- Еще в древности античный философ Гераклит Эфесский утверждал: “Глаза – более точные свидетели, чем уши”. Вспомните, какая у нас русских есть подобная поговорка?

- Правильно - “Лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать”. Но глаза и сами могут многое рассказать нам о своем хозяине. Ведь когда мы общаемся мы, прежде всего, смотрим в глаза собеседника. Глаза - это самая выразительная и "говорящая" часть лица.

– Цвет глаз – это их физиологические свойства. А что еще можно увидеть, вглядываясь в глаза человека?

- Давайте составим кластер - какими могут быть глаза? В тетради начертите таблицу из двух колонок. Одну колонку озаглавьте словом - положительные, вторую - отрицательные. А затем в эти колонки внесите слова прилагательные, которые характеризуют глаза. (Ученики распределяют их в два столбика в зависимости от эмоций: положительных или отрицательные:

наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивленные, задумчивые, блестящие, злые, беспокойные, открытые. (Дети отвечают: Глаза выражают какие-либо человеческие эмоции: положительные или отрицательные, настроение)

Приложение 1 (4 слайд)

- Правильно. Глаза выражают какие-либо человеческие эмоции: положительные или отрицательные, настроение, они могут многое рассказать о нашем характере, о том, что мы переживаем.

Задание 1: А сейчас опишите глаза своего соседа. Посмотрите в глаза друг другу. Какие яркие у вас глаза!

- Определите цвет глаз, их форму, характер взгляда.

- Что вы увидели во взгляде соседа?

- Что можно сказать о характере, вашего соседа?

(Дети отвечают)

Учитель биологии:

Приложение 1 (5 слайд)

- А сейчас давайте разберемся, как работает глаз.

Механизм работы глаза сходен с механизмом работы фотоаппарата. В фотоаппарат в зависимости от величины диафрагмы попадает большее или меньшее количество света. Роль диафрагмы в глазу выполняет зрачок (тёмное пятно в центре радужки). Лучи света в фотоаппарате проходят через линзу объектива, а в глазу – через своеобразную линзу – хрусталик, расположенного позади зрачка. В фотоаппарате эти лучи света, затем сходятся на фотоплёнке и фиксируют на ней перевёрнутое изображение. В глазу световые лучи улавливаются сетчаткой (на задней стороне глаза), снабжённой 132 миллионами рецепторных клеток - 125 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек.

- Наш глаз может производить фокусировку, чтобы видеть близкие и отдалённые предметы. Человек с нормальным зрением способен чётко видеть предметы на расстоянии 60 м. Глаз может различать предметы на расстоянии менее 5 м. Минимальный предел чёткого видения у молодого человека 15 см, но на более близком расстоянии предметы становятся расплывчатыми. Однако этот предел меняется с возрастом: 7 см – в 10 лет, 15 см – в 20 лет, 25 см – в 40 лет, 40 см – в 50 лет. Увеличение предела с возрастом объясняется дальнозоркостью. В благоприятных для зрения условиях, при хорошем освещении, глаза могут точно различать 10 миллионов оттенков.

- Как получается, что мы видим?

- Когда свет попадает на сетчатку, то содержащееся в палочках особое вещество родопсин превращается в другое вещество, т.е. происходит хим. реакция. Это химическое превращение возбуждает зрительный нерв, который в свою очередь передаёт раздражение в мозг. По своему составу родопсин очень близок витамину А (каротину). Каротин содержится в моркови, и поэтому во время войны военным лётчикам ежедневно давали морковь, чтобы они хорошо видели. Попробуйте больше есть моркови, возможно, и у вас улучшится зрение.

Учитель МХК:

- Женские глаза всегда привлекали особое внимание не только поэтов, но и художников. Обратите внимание на работу Федора Степановича Рокотова “Портрет А.П. Струйской”. Это один из лучших женских портретов.

- Поэт Николай Заболоцкий, спустя два столетия восхищенный этим женским образом, написал стихотворение “Портрет” об удивительном умении художника уловить тонкость и сложность человеческой души:

Чтец:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза как - два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Н.Заболоцкий

- А что вы видите в этом женском образе, какой характер, какую судьбу?

Также как и художник Рокотов, и поэт Заболоцкий, мы видим в этих загадочных глазах А.П. Струйской: улыбку и слезы, испуг и восторг, а может даже и тоску. Она как тайна появилась из сумрака и готова исчезнуть в нём.

- Кто же была эта таинственная женщина?

Послушаем сообщение нашего искусствоведа:

- Александра Петровна Струйская, вышла замуж в 14-летнем возрасте за богатого, дикого и сумасбродного помещика, Николая Еремеевича Струйского, который славился своими странными причудами. Струйская была ангельски мила и приветлива. В отличие от многих известных красавиц своего времени, бездушных и чопорных, Александра Петровна несла в мир добро и любовь. Это притягивало к ней всех. Современники восхищались этой женщиной, цельностью её натуры.

Под обаянием её личности и нежной красоты находился и сам Ф. Рокотов. Тайно влюбленный в нее, он в 1772 г. написал ее портрет. Художника привлекали не ярко выраженные черты характера, а поэтичность, одухотворённость внутренней жизни женщины, затаённость чувств. Все это он постарался передать в портрете. Загадочный взгляд, лёгкая улыбка, грациозный наклон головы выражают сложность её духовного мира. Рокотовский портрет А.П. Струйской стал одним из самых запоминающихся женских образов в русском искусстве.

- Несколько веков разделяют эти два произведения искусства, два бессмертных творения живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения Заболоцкого оба шедевра уже существуют неразделимо, в тесной взаимосвязи друг с другом. При описании портрета Ф. Рокотова искусствоведы используют строки из стихотворения Н. Заболоцкого, а чтение самого стихотворения не может не заставить обратиться к рокотовскому полотну.

- Мы знаем, что улыбка знаменитой на весь мир Джоконды на полотне Леонардо да Винчи является вечной загадкой для зрителя, так, вечной загадкой в портрете Струйской являются её глаза. Этой картине мы посвящаем еще одну прекрасную песню “Твои глаза”. (2.28)

Учитель биологии:

- А сейчас от прекрасного перейдем к научному.

- Напомните мне какое изображение у человека?

- Видеть объёмно – это значит видеть глубину местности, ощущать расстояние между предметами и их относительную величину. Объёмность изображения возникает потому, что мы видим двумя глазами. Угол полного обзора у человека составляет 125 градусов. В мозгу оба изображения, полученные под разным углом зрения, складываются, сливаются в одно, но не плоское, а объёмное. В результате навыка человек научился распознавать, что близко, а что далеко. У маленького ребёнка такого навыка нет, поэтому, лёжа в кроватке, он пытается схватить солнышко, сверкающее за окном. Ему кажется, что оно совсем близко, стоит только протянуть руку.

- Если завязать один глаз и поехать по ровному шоссе на велосипеде, то можно очень скоро убедиться, что одним глазом расстояние не определишь. Приходится крепко держаться за руль, чтобы не наскочить на дерево.

- Между видеокассетой и глазом, как ни странно, есть некоторое сходство. Видеокассета может спеть, показать, рассказать что- ибо интересное, но для этого нужен магнитофон.

- Глаз – это своего рода кассета. Он укажет нам весенние цветы и краски осени, с его помощью мы можем читать и смотреть футбол. Но для этого нужен ещё и мозг. Глаз без мозга – это всё равно, что кассета без магнитофона.

Приложение 1 (6 слайд)

- Об известном голландском художнике Брёгеле рассказывали, что он смотрел на ландшафт необычным способом. Брёгель якобы поворачивался к нему спиной, расставлял ноги, сильно наклонялся и смотрел на то, что хотел рисовать, снизу вверх. Когда спрашивали у него, почему он так делает, он, смеясь, отвечал: “Если я хочу видеть краски такими, какие они есть, я должен смотреть на них, перевернувшись!”. Попробуйте сделать то же самое и увидите, что изображение будет казаться более красочным. А в чём секрет такого видения?

Учитель МХК:

- Всем знакомо загадочное свойство некоторых портретов словно следить глазами за зрителем. Этот эффект прекрасно описан в повести Гоголя “Портрет”, у Оскара Уайльда в “Портрете Дориана Грея”. Про это явление известный ученый – физик Я. И. Перельман говорил так: “Все объясняется тем, что зрачок на этих портретах помещен в середине глаз”. На самом деле не портрет следит за нами, а нам в портрете самым интересным кажутся глаза и взгляд модели и мы все время к ним возвращается.

Приложение 1 (7 слайд)

- Посмотрите на эту картину. Вы все ее знаете – это “Сикстинская мадонна” великого Рафаэля Санти, написанная в 1516 г.

- Что на ней изображено?

- Босоногая. Простая. Юная. Мадонна спустилась к людям. Тысячные толпы ждут ее появления. И это зрелище людей, страждущих, ищущих ее взгляда, протягивающих к ней руки, остановило на миг Марию. Она потрясена. Вот земля ... и эти люди, которые должны неминуемо убить ее дитя. Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей Мадонна. Ее взор смущен этим зрелищем неустроенности мира, страданий и волнений обитателей земли. Прекрасное, благородное лицо отражает все оттенки изумления. Мария не слышит привычного хора ангелов. Ее слух смущен нестройными голосами жителей Земли. Она еще крепче обнимает сына. Мадонна чувствует его судьбу, и поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью осенена ее юная краса. - Зачем я пришла сюда? - готовы прошептать уста. Но так надо.

И молодая женщина, гордая, благородная в своем порыве, невзирая на всю тоску, щемящую ее душу, все же спустилась на землю. Кто-то толкает ее навстречу людям. Хотя она знает: впереди неумолимо грядет Голгофа. Она знает об этом. Знает все! Она пришла, ведь так хотел сам могущественный Рафаэль. Где бы мы ни были, нас находит пристальный взгляд Марии, и мы как будто слышим вопрос: - Не ты ли один из тех людей, которые сделают меня несчастной? И невольно душа твоя, несмотря на все веления разума, подсказывающего, что это лишь мираж, выдумки художника, - душа твоя, нисколько не причастная ко всей этой истории и никак не повинная в страданиях Марии, все же замирает от этого тягостного материнского взора.

- Но глаза могут быть и другими на портрете.

Приложение 1 (8 слайд)

Перед вами картина Ивана Крамского. “Мина Моисеев” (1882). Это один из лучших крестьянских портретов. Здесь проявляется яркая одаренность, душевная щедрость и обаяние простого русского мужика. Хитро посмеивающийся в седую бороду, сложивший на груди руки старик поначалу кажется щупленьким и дряхлым, и лишь присмотревшись, замечаешь, какие могучие плечи скрываются под выцветшей голубоватой рубахой, сколько силы еще в больших мозолистых руках, какая мудрость и ясность таится в лукаво прищуренных глазах. Художник несколько раз изображал этого человека, привлекавшего его душевной добротой и живостью характера. В облике крестьянина, в его свободной, непринужденной позе ощущаются внутреннее спокойствие и независимость. Я очень люблю этот портрет. Находится этот этюд в Русском музее в Санкт-Петербурге... Даже не помню, сколько времени я возле него провела, изучала... настолько он живой, потрясающий.

Учитель биологии:

- Здоровые глаза – это настоящий клад для человека. Об этом люди знали с древних времён, и старую жестокую поговорку – “Око за око, зуб за зуб”- они воспринимали дословно. Ослепить человека считалось суровым наказанием, и судьи в средние века часто пользовались этим.

- В одной из своих книг писатель Тихон Семушкин, много лет живший на Чукотке, далеко за Полярным кругом, пишет, что чукчи летом носили очки – иначе они могли бы ослепнуть: яркое солнце, сверкающий снег и лёд – слишком много света для глазных палочек и колбочек. Очки чукчи делали сами. Собственно говоря, это были не настоящие очки, а дощечки, в которых прорезались узкие длинные щелочки против зрачков, и в глаза проникала лишь часть световых лучей. Но чукчи и в этих деревянных очках “гляделках” без промаха стреляли тюленей и полярных лис.

Что должен знать каждый? Ну, конечно, же, гимнастику для глаз.

А ну-ка, расправьте плечи. Вначале примите “мышечный корсет”. Что для этого нужно? Правильно! Выпрямить спину и растянуть улыбку до ушей. Затем внутри искусственно вызвать положительные эмоции. А теперь можно начинать выполнять упражнения. Только не забывайте моргать!

1. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх (в потолок), а мысленно продолжаем движение глаз под череп на макушку, как будто вы туда посмотрели.

2. А теперь глаза вниз, а внимание в область щитовидной железы, как будто вы заглянули туда, где наше горло.

3. Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо.

4. Посмотрели вправо: глаза смотрят на другую стену, а внимание ушло за правое ухо.

5. “Бабочка”. Непременное условие выполнения упражнения: голова неподвижна, работаем только глазами. “Рисунок” должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием. Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол.

А теперь, наоборот: в нижний правый угол, в верхний левый угол, в нижний левый угол, в верхний правый угол. А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто- часто, легко- легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка.

Учитель МХК:

Последнее задание. Работа в группах.

- Наши предки утверждали, что глаза - это зеркало души. Именно в глазах выражается наша внутренняя энергия, жизнеспособность, индивидуальность, ум. Глаза, несомненно, являются одной из основных деталей при написании портрета героя в литературе и живописи.

Соотнесите описание литературного героя и название произведения

1. “Вот нахмурил царь брови черные и навел на него очи зоркие, словно ястреб взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого”.

М.Ю.Лермонтов “Песня о купце…”

2. Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь как Божия гроза.

А.С.Пушкин “Полтава”

3. “Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая неотразимо приятным светом… Вся она – темная, но светилась изнутри, через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом”.

М. Горький “Детство”

4. “Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни света”.

Х.К.Андерсен “Снежная королева”

5. “ …а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты”.

Н.А.Некрасов. “Крестьянские дети”

6. “Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника”. М.Шолохов “Судьба человека”

7. “Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо, из сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза”.

И.С.Тургенев “Бирюк”

8. “У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот похож на ижицу, у Ивана Никифоровича глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щек”.

Н.В.Гоголь “Повесть о том, как поссорились…”

Учитель биологии:

– Так являются ли глаза зеркалом души? Смотрите, сколько выразительных средств можно использовать для описания взгляда человека. И они действительно помогают нам понять его сущность.

Рефлексия.

А теперь попробуйте еще раз описать глаза своего соседа, используя свою фантазию и все знания, которые вы получили сегодня на уроке в форме синквейна. Сравните эти описания с теми, которые вы сделали вначале урока. Что-нибудь изменилось?

Учитель МХК:

Закончить этот урок нам хочется стихами

Когда узнать захочешь человека, Смотри в глаза - в них зеркало души. Они не станут врать, ведь не дано им это. Глаза не врут - они всегда чисты!

Глаза одних сверкают солнцем, Глаза других наполнены слезой... Глаза способны отражать любое чувство, Они всегда честны с тобой...

Глаза откроют множество секретов, Ты только повнимательней смотри. И если на вопросы ищешь ты ответы, Взгляни в глаза - в них зеркало души.