Формы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии

Разделы: География


Цели урока:

Образовательная цель: сформировать представление о современной политической карте Южной Америки, народах материка.

Развивающая цель: развивать: навыки творческого применения знаний, умения использования дополнительного материала на уроках, умения и навыки работы с географической картой.

Воспитательная цель: формирование умений работать в группах, развитие навыков постановки целей и достижений их в срок.

Учебно-наглядный комплекс:

Политическая и физическая карты Южной Америки, раздаточный материал со справочными данными; дополнительные источники информации (текст), компьютерная презентация.

Формы проведения урока:

1. Рассказ учителя об истории заселения Южной Америки, о древних государствах и цивилизациях материка;

2. Работа в группах со схемой “Народы Южной Америки”; с картами, текстом учебника и дополнительным текстом о современном населении Южной Америки, его расовом и этническом составе;

3. Практическая работа с политической картой Южной Америки.

Термины и понятия:

Древняя цивилизация, индейцы, метисы, мулаты, самбо, креолы.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала. История заселения материка (рассказ учителя).
  3. Работа в группах.
  4. Домашнее задание (составить кроссворд по пройденной теме).
    1. Приветствие учащихся.
    2. Разделить класс на 3 группы.
    3. Изучение нового материала.

1. Мотивация изучения новой темы. На территории Южная Америка не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы Южная Америка? – население материка – пришлое

Общепризнанно, что заселение Америки шло по сухопутному мосту через Береногов пролив из Северо-восточной Азии. В Южную Америку древние индейцы пришли из Северной Америки, через Панамский перешеек, боле 20 тыс. лет назад. Они образовали многочисленные племена, заселившие весь материк. (Cлайд 2)

До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Самыми крупными на сегодняшний день являются. (Cлайд 3)

Они стояли на разных ступенях развития. Одни – жили первобытнообщинным строем. Занимались охотой, рыболовством, собирательством.

Другие – на весьма высокой ступени развития, о чем свидетельствует история древних цивилизаций (схема). (Cлайд 4)

Европейская колонизация начавшаяся в начале XVI в., быстро привела к большим изменениям антропогенного и этнического облика континента, значительная часть индейцев была истреблена, либо погибла в результате жестокой эксплуатации и завезенных колонизаторами болезней. В настоящее время индейцы есть почти во всех странах континента.

Как и предки, современные индейцы говорят на сотнях языках. Но многие индейские народы утратили знание своего языка и культуры. Это следствие европейской колонизации испанцами, португальцами, а впоследствии и выходцами из других Европейских стран.

2. Раздать текст – задание – прочесть, выбрать самое главное и рассказать.

Вопросы после сообщений:

- почему испанцы истребили эти племена?

- почему исчезли высокоразвитые цивилизации?

3. Межрасовое смешение. Приложение

Сокращение численности индейцев вынудило колонизаторов искать дешевую рабочую силу. Для работы на плантациях из Африки начали ввозить негров-рабов. Сейчас на материке живут представители всех трех рас человечества (назовите их). В результате смешения пришлого населения (европейцев и негров) между собой и с коренными народами, смешение языков, обычаев, традиций и нравов, состав населения приобрел необычайную сложность (слайд 5, 6). Задание с карточками.

4. Размещение населения.

В последние полвека численность населения увеличилась почти в три раза. Причина такого роста – снижение смертности и увеличение рождаемости. В семьях жителей Южной Америки много детей. Поэтому ее называют – континентом “молодых возрастов”. Дети до 15 лет составляют чуть меньше половины населения. В связи с этим очень остро стоят проблемы образования и трудоустройства.

Используя карту атласа – плотность населения выявить:

1. Густонаселенные районы

2. Районы с низкой плотностью населения

3. Указать причины

Причины:

- история заселения материка

- природные условия

5. Политическая карта Южной Америки.

После открытия Южной Америки материк стал объектом острой борьбы между европейскими странами. Плавания Х. Колумба, военные экспедиции Ф. Писарро и других конкистадоров привели к утверждению испанского господства на всем материке, за исключением Бразилии, которая стала принадлежать Португалии, и Гвианы, захваченной Англией, Голландией и Францией. Прекратилось самостоятельное развитие народов Южной Америки, погибли древние цивилизации.

Границы современных государств сложились в начале 19 века в результате борьбы народов за независимость против испанских и португальских колонизаторов, (заполнить табл. 6-7 столбец, слайд 7).

Современные страны Южной Америки относятся к группе развивающихся стран.

Почти все страны Южной Америки, кроме двух, имеют выход к океанам.

Рассмотреть политическую карту и заполнить таблицу (1-5 столбец, слайд 8).

Самые большие по  площади Страны Тихоок. побережья Страны Атлант. побережья Страны Карибского  бассейна Внутри-
конт. страны
Страны,
бывшие колонии Португалии
Страны, бывшие колонии Испании
Бразилия Эквадор Бразилия Колумбия Боливия Бразилия Венесуэла
Аргентина Перу Уругвай Венесуэла Парагвай   Колумбия
  Чили Аргентина Гайана     Эквадор
      Фр.Гайана     Перу
            Чили
            Боливия
            Парагвай
            Аргентина
            Уругвай

Работа у стеной карты (флажками обозначить страны континентальные, самые большие по площади).

По природным условиям Южноамериканский континент делят на три части. (Cлайд 9)

6. Подведение итогов.

Не глядя на физическую карту, дайте правильный ответ:

1. Карибское море омывает материк:

А) С севера

Б) С северо-востока

2. Какое государство не имеет выхода к океану

А) Аргентина

Б) Парагвай

3. Какая страна расположена севернее:

А) Колумбия

Б) Перу

4. Побережье какой страны омывает Тихий океан:

А) Бразилии

Б) Эквадор

5. Государственным языком Бразилии является:

А) Испанский

Б) Португальский

6. Какое государство имеет большую площадь:

А) Бразилия

Б) Аргентина

7. Самбо – это потомки:

А) Европейцев и индейцев

Б) Индейцев и негров.

7. Домашнее задание: Составить кроссворд по пройденной теме.

В контурной карте нанести столицы стран и отметить разным цветом границы 3 регионов.

Справочник

Древние цивилизации – существовавшие на территории Южной Америки с I тысячелетия до нашей эры до XV в. Древние государства и цивилизации разного типа (родоплеменные, рабовладельческие, теократические).

Индейцы – коренное население Америки, относятся к монголоидной расе. Отличительные внешние признаки: жесткие прямые волосы, темные глаза, слабое развитие волосяного покрова.

Метисы – потомки смешанных браков представителей европеоидной расы и индейцев. Являются основной этнической группой в населении Южной Америки.

Мулаты – потомки от смешанных браков представителей европеоидной и негроидной рас.

Самбо – потомки от смешанных браков индейцев и негров.

Креолы

1. Потомки первых европейских переселенцев, родившихся в Южной Америки.

2. В Бразилии – потомки негров-рабов.

Цивилизация древних Майя - Приложение 1

Империя Инков - Приложение 2

Царство ацтеков - Приложение 3

Атлантический океан - Приложение