Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова с помощью "ь"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: совершенствование умения обозначать мягкость согласных в конце слова и в середине слова мягким знаком.

Задачи урока:

  1. Познакомить со словарным новым словом медведь, с новым фразеологическим оборотом – «Медведь на ухо наступил».
  2. Учить проговаривать скороговорки.
  3. Повторить звуки (в фонемах- согласные, гласные, мягкие, твердые. парные, непарные), слоги, предложения, текст, алфавит, гласные обозначающих мягкость согласных, изученные словарные слова.
  4. Показать богатство русского языка, его разнообразие, привить любви к родному языку.
  5. Привить любовь к различным видам искусства – танцам (вальс), музыке (флейта, скрипка), поэзии.
  6. Обучить работать в паре (сотрудничество).

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие (проведение физкультминуток: «Колокольчики», «Танцевальная минутка», «Хомка», гимнастика для глаз «Солнечные зайчики (вверх, вниз, влево, вправо, круговые вращения), обращать внимание на правильную посадку, пальчиковая игра «Зоопарк»);
  • игровая;
  • проблемного обучения;
  • поисковая;
  • групповая;
  • индивидуального подхода.

Оборудование: ТСО, картинка «Незнайка, слоги-слияния, буквы на магнитах.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Что вы знаете о звуках?

II. Работа над фонемами.

- Послушайте звуки [г], [р], [к]. Что общего в этих звуках? (Согласные, твердые бывают мягкими.)

- Какой звук отличается? Чем?

А) [к] – глухой

Б) [р] – непарный

- Что можно сказать о звуках [г] и [к]? (Составляют пару.)

- Сколько пар по звонкости-глухости в русском языке?

- Перечислите их звуки!

Физкультурная минутка.

« Колокольчики» – подпрыгивают на «звонкие», приседают на «глухие».

III. Работа над буквами – чистописание.

- С помощью алфавита, покажите буквы для звуков [г] [г’].

- А что такое алфавит?

- Записать строчные: г, р, к

- Что общего в написании этих букв? (Элемент короткая палочка с закруглением вверху и внизу.)

- Подчеркните по линейке.

- В каких ещё строчных буквах встретился этот элемент? (П, М.)

IV. Образование слов-слияний.

- Пофантазируем, представим, что согласные буквы решили устроить бал и пригласить гласные, обозначающие мягкость согласных. Им захотелось, чтобы бал пришел в «мягкой» ласковой обстановке.

(Образуем пары.)

- А мы вместе читаем и образуем пары.

- Запишем:

- Что записали? (Слоги-слияния.)

«Танцевальная минутка».

- Назовите слоги (обратить внимание на произношение), которые могут являться словом, подчеркните его. (Нота ре.)

- Согласные так увлеклись, что совсем забыли пригласить букву. Способную обозначить мягкость согласных?

- Какую букву они забыли пригласить? (ь)

V. Словарное слово.

- А он сидит скромно, наблюдая за балом, да еще и с подарком – с новым словарным словом: отгадайте – неуклюжий, косолапый, лежебока – кто - это? (Медведь.)

- Где его можно увидеть? (Зоопарке, цирке и о телевизору – видеофрагмент.)

- Подумайте, почему зверя так назвали – медведь? (Мед ведать – когда-то обозначало – есть, пробовать, теперь в роли знать.)

VI. Пальчиковая игра «Зоопарк».

VII. Фразеологический оборот.

- Какие фразеологические обороты знаем?

- О ком говорят в народе – «Медведь на ухо наступил»? (Когда отсутствует музыкальный слух.)

- А наши ребята развивают музыкальный слух и нас радуют игрой на музыкальных инструментах.

Музыкальная минутка (скрипка, флейта).

- Как вы думаете, можно ли медведя назвать рыбаком? (Работа с учебником.)

VIII. Мягкий знак.

- А мягкий знак еще и фокусник! Кто любит фокусы?

- Как превратить мел в мелкое место? (Мель.)

- Послушайте скороговорку:

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

И. Демьянов.

- Угол – в топливо? (Уголь.)

- Шест – в число? (Шесть.)

- Попробуйте сами: спрячем ь в середину слов. (Зверьки, пеньки, окуньки.)

IX. Самостоятельная работа.

- Запишем под диктовку: В лесу жил хорь. Мы мылись в баньке.

- А незнайка проспал и написал: В лесу жил хор. Мы мылись в банке.

- Кто из нас друг Незнайке ?

- Сколько предложений?

- Можно ли предложения назвать текстом? Почему?

XI. Подведение итогов.

- Над какой темой мы работали на уроке?

- Что нового узнали на уроке?