Формирование толерантных отношений в семье

Разделы: Работа с родителями


Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в российском обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая способность к адаптации в новых условиях. Во все времена, начиная с античности, проблемы семьи занимали передовые умы человечества. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. На современном этапе его развития возникают проблемы, которых не было раньше. Одной из таких проблем является нарушение толерантности во взаимоотношениях родителей и детей. Семья – это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития.[4]

В настоящее время, наряду с исполнением традиционных функций семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, семья призвана сыграть большую роль как надежная психологическая “ниша” с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни.[4]

Организация и совершенствование работы с семьей – важное направление повышения эффективности воспитательной работы с детьми и подростками в образовательном учреждении. Данные, полученные учеными во многих странах мира, свидетельствуют о том, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. [4]

С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека. Исследование причин неврозов детей в ряде стран однозначно выдвигает на первое место семейные конфликты, которые не только дезорганизуют, разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка. Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка. К примеру, отрицательное влияние средств массовой информации на психику ребенка, пропаганда “жесткого секса”, насилия, жестокости сеет зерна, которые могут прорасти, если для этого имеется благоприятная почва, то есть проблемная, конфликтная, пьющая семья, или, наоборот, нейтрализоваться нормальной семейной обстановкой, пониманием и вниманием со стороны родителей. [4]

Данные исследования, проведенного М.И Рожковым и М.А.Ковальчук, подтверждают выдвинутое положение. 98.2% детей в благополучных семьях (опрошено 300 семей) не проявляют резких изменений поведения, не совершают асоциальных поступков в ответ на негативную информацию, идущую с экранов телевизоров, видеокассет, страниц журналов и газет. Интересующие вопросы и возникающие проблемы эти дети решают в семье или совместно с родителями находят выход из складывающейся ситуации. На вопрос: “К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?” у данной категории детей 83% ответов: “К родителям”. “Почему именно к родителям?” – на такой вопрос дети отвечают: “Родители поймут, помогут, не будут морализировать, подскажут, как правильно поступить, и т.д.”. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что между детьми и родителями в таких семьях сложились толерантные взаимоотношения. Естественно встает вопрос – что собой представляет воспитание культуры толерантности у родителей и детей.[4]

Толерантность – понятие сложное и многоаспектное. Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это, на наш взгляд, определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами.[4]

Рассматривая толерантность во взаимоотношениях между членами семьи, в качестве одной из характеристик толерантных отношений можно выделить активное отношение между ее членами на основе взаимного уважения и поддержки. Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей, они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов и ценностей той молодежной субкультуры, в которую ребенок включен. Подобная позиция взрослых приводит к конфликтам, которые влекут за собой дестабилизацию взаимоотношений взрослых и детей. В результате длительно существующего конфликта в семье между детьми и взрослыми наблюдается снижение социальной и психологической адаптации ее членов, утрачивается способность к совместной деятельности, в частности, способность совместно решать возникающие вопросы.

Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, возникновению невротических реакций у детей и взрослых, чувства постоянного беспокойства и как их следствие – отклонения в поведении различного характера. Семейные конфликты, возникающие из-за непонимания между детьми и взрослыми или желания взрослых подчинить ребенка своим требованиям, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтов, пытаясь исключить их из сферы своего внимания как некоторое “неудобное обстоятельство”, осложняющее жизнь взрослых членов семьи. При этом, естественно, не учитываются последствия действия конфликтов на формирующуюся личность ребенка. Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи. Существует еще одна крайность во взаимоотношениях детей и родителей – это безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления растущего человека. Рассмотрев две крайности во взаимоотношениях детей и взрослых, можно сказать, что взрослые не видят перспектив складывающихся взаимоотношений с детьми, не оценивают степень их влияния на формирование и развитие ребенка. Таким образом, толерантность во взаимоотношениях детей и взрослых предполагает способность взрослых членов семьи видеть перспективу воздействия складывающихся взаимоотношений на ребенка.[4]

Следующей характеристикой толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых является, по мнению автора, отказ взрослых от монополии “знания истины” при решении возникающих проблем и вопросов и, как ее следствие, от позиции перекладывания вины за сделанные ошибки на ребенка. “Истина” всегда находится на стороне родителей, “ошибки” же делают дети – такая позиция характеризует складывающиеся взаимоотношения в семье как интолерантные. Когда мы говорим о толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых, то не имеем в виду отказ со стороны взрослого от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность во взаимоотношениях между членами семьи предполагает сочетание устойчивости как способности детей и взрослых реализовать свои личные позиции с гибкостью – как способности с уважением относиться к позициям и ценностям других членов семьи.

Еще одной характеристикой толерантности во взаимоотношениях детей и родителей автор считает совместный анализ действий и поступков членов семьи. Обсуждаются и даются оценки не только ребенку, его личностным качествам, действиям и поступкам, но также личностным особенностям и поступкам взрослых членов семьи.[4]

Выделив основные, по мнению Рожкова М.И. и Ковальчук М.А., характеристики толерантных взаимоотношений детей и родителей, нам хотелось бы подчеркнуть их значимость для воспитания подрастающего поколения. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее; но часто мы, родители, забываем основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д.Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером. [4]

Автор считает, толерантность во взаимоотношениях родителей и детей и будет тем непроизвольным фактором, который окажет влияние на формирование толерантности как личностного качества ребенка. Семья – тот институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков. Естественно, школа имеет большой воспитательный потенциал, но автор полагает, что семья и индивидуальные особенности ребенка – это две основные детерминанты социального становления человека. Существуют различные средства формирования, развития и воспитания толерантности во взаимоотношениях между родителями и их детьми. Поэтому, на наш взгляд, задача воспитания толерантности у детей и их родителей должна стать одной из задач организации воспитательной работы с семьей.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.
Семья во многом может помочь школе. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. [1]

Вряд ли классный руководитель, социальный педагог смогут перевоспитать родителей, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно. Байбородова Л.В.считает, что в основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:

  • выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
  • опору на положительные стороны родителей и детей;
  • доверие ребенку и родителям;
  • принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
  • подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;
  • принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
  • заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
  • обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;
  • содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
  • забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
  • создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях. [3]

Одна из задач социального педагога и меня как классного руководителя – это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает:

  • изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;
  • выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;
  • организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;
  • пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;
  • обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;
  • создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.[3]

Учителя, социальные педагоги должны взаимодействовать на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работу по формированию толерантности в семье педагоги должны строить с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений. Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается.

Так дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача социального педагога, классного руководителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.

Знакомство с семьей школьника в нашем ОУ мы проводим в различных формах. Мы начинаем с анкетирования, которое дает представление о социально-бытовых условиях проживания ребенка, о понимании родителями задач семейного воспитания. Анкета заставляет и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определяем основные вопросы для бесед и темы родительских собраний. Для того, чтобы родительские собрания были эффективны мы предлагаем родителям принять участие в планировании содержания занятий. Для этого каждый классный руководитель в конце учебного года на итоговом родительском собрании раздает родителям примерное планирование групповой работы с семьей, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе. Темы для проведения родительских собраний могут быть следующие: “Значение эмоций для формирования положительного отношения ребенка с окружающим миром", “Наши трудные дети”, “Семейные проблемы. Как их решать?” и другие.[2]

Хорошим средством формирования толерантных отношений в семье мы считаем проведение совместных праздников, конкурсов. В мае традиционно в школе проходит “Неделя семьи”. Мы проводим среди родителей конкурс сочинений “Мой ребенок”. Участие родителей в этом конкурсе свидетельствует о заинтересованности в своем ребенке, а содержание сочинений показывает, как воспринимают, видят родители своих детей, что для них значимо. Ученики начальной школы готовят рисунки на тему “Моя семья”, “Выходной день в моей семье”. В рамках проведения недели семьи в классах проходят собрания “О родных и близких с любовью”. Завершается неделя проведением спортивного праздника, участниками которого становятся родители и учащиеся начальной школы. Из практики известно, что родители неохотно соглашаются выступать на праздниках вместе с детьми. Классному руководителю, социальному педагогу необходимо проявить такт, терпение, разъяснить родителям значимость этого участия для ребенка. При организации и проведении совместных с родителями конкурсов, праздников видны взаимоотношения детей и родителей, выявляются проблемы в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей. Формированию толерантных взаимоотношений в семье помогает организация поздравлений родителей с праздниками, подготовка сюрпризов, подарков, проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье, творческие встречи с родителями, рассказывающими о своих профессиях, организация выставок совместного творчества детей и родителей, турпоходы. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебно-воспитательном процессе, направленном на формирование толерантной личности.

Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.

Список используемой литературы

  1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников.// Ярославский педагогический вестник.- 2003.-№1.
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.: “ВАКО”, 2005.
  3. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития.- 2003.
  4. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у родителей и детей